Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Ошибки и успехи учителей в советском кино

Учитель в советских фильмах — это авторитет, требующий безусловного уважения и подчинения. «Учитель всегда прав», — знал каждый советский школьник. Но не всегда преподаватели демонстрируют пример корректного и профессионального поведения. Об этом телеканалу «Мосфильм. Золотая коллекция» рассказали эксперты-психологи.

Ошибки и успехи учителей в советском кино

Ошибки и успехи учителей в советском кино

Редакция телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция» обратилась к специалистам, чтобы те прокомментировали ситуации, показанные в фильмах советского периода, и рассказали о том, как изменилась роль учителя в наше время. В дискуссии приняли участие: доктор психологии, автор книг, создатель цифрового университета Skillfolio.ru Виктория Шиманская, а также эксперты телеканала «Доктор» — клинический психолог, врач-невролог Татьяна Соцкова и семейный психолог, гештальт-терапевт, ведущий психолог проектов «Радость материнства», «Через понимание и доверие» Анна Морозова.


«Розыгрыш» (1976 г.). Реж. Владимир Меньшов

Дети сказали учительнице, что она не предупреждала их про контрольную работу. Контрольную отменили. Когда Мария Васильевна узнала, что ребята её разыграли, поставила нескольким ученикам единицы. Имела ли право учительница ставить единицы по предмету за розыгрыш? Педагогично ли это?

Психолог Виктория Шиманская:
«Неадекватная реакция учителя — последствия травмирующей для неё ситуации, которая вызвана тем, что ученики её обманули. Конечно, выставление оценок в виде кола и двоек не за контрольную, а за обман, является некорректным и непедагогичным. А главное, это не помогает развитию математики — предмета, который она преподаёт. Ей сложно показать, что она расстроена и обезоружена, проще поставить кол или двойку. Мне кажется, что это очень важный и глубокий момент, который каждому даёт понять, что даже самый гениальный учитель в моменте травмы может поступить неадекватно. Это не делает его плохим учителем или плохим человеком, ни в коем случае. Это человеческий фактор».


«Вам и не снилось» (1983 г.) Реж. Илья Фрэз

У главных героев Ромы и Кати — школьная любовь, что очень беспокоит мать мальчика. Директор школы предлагает ей перевести сына в другое учебное заведение, чтобы разлучить детей. На стороне влюблённых выступает их классный руководитель: выслушивает жалобы, даёт советы, пытается помочь. Допустимо ли вмешательство директора и учителя в частную жизнь учеников?

Школа, как известно, это не только знания, которые там приобретаются, но и детские переживания, дружба, конфликты и первая любовь. И эта часть школьной жизни имеет не меньшее значение, чем предметы, экзамены и оценки. Специалисты говорят: вмешательство в личные взаимоотношения подростков должно быть очень аккуратным и согласованным всеми сторонами.

Психолог Анна Морозова:
«Тут проблема в том, что ни один из взрослых — ни директор, ни родители Ромы — не смотрят на ситуацию с точки зрения того, как чувствует себя сам подросток, что было бы в этом случае лучше для него».

Психолог Виктория Шиманская:
«Директор имеет право устанавливать границы и нормы поведения в соответствии с правилами учебного заведения. Но в данной ситуации проактивность является категорически неэтичной, что очень важно. То есть вмешательство в ситуацию любви и чувств недопустимо. Такое возможно только по запросу, причём со всех сторон, а не только родительницы, которая переносит своё личное чувство обиды на сына и его девушку».


«Доживём до понедельника» (1968 г.) Реж. Станислав Ростоцкий

Дети приносят в школу ворону и выпускают её прямо во время урока. У молодой учительницы не выдерживают нервы, и она выбрасывает ворону в мешке в окно. За это дети начинают бойкотировать её уроки. После этого педагог просит у них прощения и говорит, что была неправа. Может ли учитель срываться? Просить прощения у детей?

Признать свою вину и попросить прощения у учеников — пример адекватного и правильного поведения, единогласно считают психологи.

Клинический психолог, врач-невролог Татьяна Соцкова:
«Все ошибаются, все совершают ошибки, но не все могут признать это и извиниться. И это, в том числе, и про честность с людьми, честность с собой и про адекватное восприятие ситуации. И по дальнейшему развитию сюжета понятно, что именно извинение, признание того, что учительница была не права, позволили восстановить контакт с учениками. Это, наоборот, вызвало уважение с их стороны к ней, а не потерю уважения».

Преподавательница младших классов рассказывает в учительской, что дети в её классе «зеркало в парту ложат и ложат». После того, как старший педагог в резкой форме и при всем коллективе делает ей замечание, она обижается. Позволительно ли учительнице самой совершать грубые речевые ошибки и как она должна была себя вести в ситуации, когда ей указали на это?

Безусловно, учитель младших классов должен говорить грамотно, считают специалисты, и, если он не соответствует этому уровню, коллеги вполне могут сделать замечание. Другой вопрос — в какой форме оно должно быть высказано.

Виктория Шиманская:
«Очень важно указать на ошибку корректно и в правильной форме. Наилучший вариант — поговорить наедине, предварительно похвалить, сказать, что “вы замечательный педагог, но хочу обратить ваше внимание, что…” Мы, конечно, можем только гадать, как развился бы диалог дальше, но вряд ли это было бы так травматично для учительницы. Скорее всего, это не был бы болезненный опыт для неё, и реакция была бы другой. Даже сам факт замечания, высказанного публично, может быть оскорбительным для человека. То есть здесь вопрос не в том, что сказали, а как сказали».

Дети пишут сочинение на тему «Что такое счастье?». Учительница начинает стыдить девочку, которая написала, что для неё счастье — выйти замуж и родить четверых детей. Так ли уж неправа учительница? Ведь в современном мире многие молодые девушки больше сосредоточены на карьере, нежели на материнстве.

Нет идеального рецепта счастья, который подходил бы каждому, и очень важно не навязывать своё видение в авторитарной форме ребёнку — таков вердикт психологов. Да, сегодня многие молодые люди в первую очередь озабочены карьерой и профессиональным успехом, но это не значит, что женщина должна непременно делать выбор между семьей и работой.

Татьяна Соцкова:
«Прежде всего ребёнок должен получать эмоциональную поддержку от взрослых. Сегодня он хочет быть космонавтом, потом бизнесменом, и независимо от того, как меняются его желания, важно дать ему опору. Позволить развиваться во всех направлениях так, как он хочет. В том графике, и с той скоростью, как ему будет нужно».



«Республика ШКИД» (1966 г.) Реж. Геннадий Полока

В школу, где учатся беспризорники, приходит учитель словесности. Чтобы заработать авторитет у учеников, он начинает петь с ними похабные куплеты. Может ли преподаватель идти на поводу у класса?

Изначально тактика педагога показалась специалистам верной.

Анна Морозова:
«Если бы учитель, попав в среду таких учеников, начал бы сразу же рассуждать с ними о высоком, его бы не восприняли серьёзно. Другое дело, что, наладив первый контакт с классом, он должен был дальше постепенно “дотягивать” их до своего уровня».

Этого педагог не сделал: подстраиваясь под учеников, он, наоборот, терял свой авторитет.

Татьяна Соцкова:
«Найти общий язык — важный этап, но главное не уходить в панибратство. Это нарушение иерархии. Потому что потом, в конфликтной ситуации, учитель останется в проигрыше».

Виктория Шиманская:
«Частушки были элементом, благодаря которому дети обратили на него внимание, стали его слушать. Но педагог должен дальше управлять ситуацией. То есть сначала “зацепить”, а потом вовлечь в учебный процесс. Этот учитель дальше первого этапа не пошёл».


«Завтра была война» (1987 г.) Реж. Юрий Кара

Вика и Зина сидели в школе за одной партой. После смерти подруги Зина пересаживается — ей тяжело сидеть за партой, за которой они учились вместе. Учительница пытается заставить девочку сесть на прежнее место. Дети начинают с ней спорить, требуют относиться к ним как к взрослым и называть их на Вы. Права ли педагог и почему в итоге ей пришлось сдаться?

Учительница повела себя жёстко и непедагогично, отдавая приказ в строгой форме и не думая о том, что чувствуют ученики.

Виктория Шиманская:
«Если за этим стоит страх потерять авторитет, то авторитет никогда не зарабатывается через приказ. Её бы больше уважали, если бы подростки знали, что их услышали, что учитель понимает их боль и горе после известия о смерти одноклассницы».

Психолог Татьяна Соцкова отмечает:
«Было бы правильно, если бы учитель выразила своё сочувствие и соболезнования. Но, с другой стороны, мы же понимаем, что “завтра была война”. То есть время очень серьёзное, напряжённое, требующее от человека максимальной концентрации всех его внутренних ресурсов. Стратегия поведения героини Веры Алентовой обусловлена именно временем, в котором это всё происходит. Я уверена, что, если бы подобный фильм снимали в современных реалиях, поведение учительницы было бы выстроено иначе».


«А если это любовь?» (1962 г.) Реж. Юлий Райзман

Преподавательница немецкого языка на уроке отбирает письмо у школьницы, которая нашла послание на полу. В записке признание в любви. Будучи очень строгих нравов, учительница сначала несёт письмо директору, а затем поручает одной из учениц класса узнать, кем оно было написано. Имеет ли право педагог так себя вести?

По мнению психолога Виктории Шиманской, это вторжение в личную сферу взаимоотношений между учениками:
«Это грубое нарушение границ. Учитель может сделать замечание, чтобы дети не кидались записками, а занимались предметом. Можно поднять письмо, в закрытом виде оставить на столе и вернуть после урока. Но публично озвучивать содержание, выносить на суд директора школы — это неэтично и некорректно».


«Чучело» (1983 г.) Реж. Ролан Быков

После того, как новенькая ученица берёт на себя вину за проступок одноклассника, ребята объявляют ей бойкот. Они издеваются над ней и избивают. Новенькая становится изгоем. Как должен поступить учитель, увидев такую ситуацию в классе?

Ответ специалистов однозначен: буллинг — это именно та проблема, которая требует вмешательства взрослых. К счастью, в наше время для этого есть специалисты, а у них — конкретные алгоритмы действий.

Анна Морозова:
«Родители должны прийти в школу, нужно делать собрание, в котором участвовали бы и ученики, и учителя, и родители, и директор. Прежде всего здесь нужно активно действовать родителям, чтобы защитить своего ребёнка. Есть специальные группы психологической помощи для жертв буллинга и для преследователей».

Татьяна Соцкова:
«Тут нужна и психологическая помощь ребёнку, который подвергся буллингу, и выяснение отношений в классе с участием специалистов. Сегодня этим занимаются школьные психологи, в то время их не было, и максимально правильно поступил в этом случае дедушка Лены, который просто увёз девочку из города».


«Гостья из будущего» (1985 г.) Реж. Павел Арсенов

В класс приходит новенькая ученица Алиса. На уроке английского девочка отвечает без запинки и с хорошим произношением, потом признаётся, что знает ещё несколько языков. Показывает удивительные способности и на уроке физкультуры. Как быть учителю, у которого в классе появился гениальный ребенок?

Психолог Татьяна Соцкова считает эту картину «фильмом-мотивацией»:
«Здесь показано, что быть уникальным и просто отличаться от других — безопасно. В отличие от “Чучела”, где девочка стала жертвой одноклассников, “Гостья из будущего” — счастливая история о том, что тебя принимают и понимают».

Анна Морозова:
«Здесь мы видим здоровое, адекватное поведение учителей, которые удивлены, но при этом искренне восхищаются и хвалят девочку».


Виктория Шаманская:
«Очень важно в такой ситуации не сравнивать одарённого ребенка с одноклассниками, не ставить его в пример. Да, поддерживать, хвалить, но именно за его персональные таланты, не в ущерб другим ученикам».
Вам и не снилось, Завтра была война, Чучело, А если это любовь?, Республика ШКИД, Доживем до понедельника, Розыгрыш, Гостья из будущего

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100