Третья честь экшен-серии — «Исход» — движется по рельсам, проложенным московским писателем Дмитрием Глуховским, автором знаменитой серии фантастических романов «Метро». В отличие от прежних игроизаций (Metro 2033 и Metro: Last Light), в Exodus почерк Глуховского явлен особенно чётко. Соавтор виртуальной эпопеи, он выступил её сценарным доктором, переписывал и дополнял диалоги, лично полировал сюжетные арки. Пожалуй, главная эволюция трилогии: из игры-процедуры про истребление радиоактивных отродий, она расцвела в повествование о любви, мужестве и глубоком выстраданном оптимизме. Стала интерактивным романом или, если хотите, постапокалиптическим роуд-муви. Мутантов на дороге, правда, меньше не стало.
В интервью DTF.ru Глуховский отметил:
Ютясь в тоннелях метро, обитатели столичной подземки были уверены: они единственные спасшиеся на всей планете. Ведь радио молчало, никаких сигналов извне. Однако избранность на поверку оказалась самообманом: спусковым крючком сюжета «Метро: Исход» становится обнаружение «глушилки», врубленной над столицей зачинателями страшной войны. Экспедиция снаряжается немедленно, главный герой Артём вместе с другими рейнджерами боевого ордена «Спарта» отправляются в путешествие по железной дороге, прочь от Москвы. Глазами Артёма игрок увидит все последствия ядерного Катаклизма — того, что превратил страну в пустошь, населённую уродливыми порождениями радиации и теми, кто еще опасней: людьми, выживающими любой ценой.
Metro Exodus – ролик о сюжете игры
Что примечательно: в своих книгах Глуховский так и не шагнул за пределы Москвы. Не хватило писательской смелости. Как и в случае с романами о Ведьмаке Анджея Сапковского, игра переросла литературный первоисточник. Метро теперь не место действия, но лишь отправная точка маршрута. Игрока ждёт заброшенный пионерский лагерь, логово поволжских сектантов, выбеленная радиацией пустыня, опустевшие заснеженные города и множество других локаций под открытым, безразличным небом.
Дмитрий Глуховский:
Уточним, не просто поезд — революционный советский паровоз «Аврора». Красивая фантазия? Да. Но — не совсем. Занимаясь поиском натуры для съемок сюжета о «Метро: Исход» для проекта «Игропром», мы обнаружили, что выехать из Москвы на машине с паровым двигателем можно и сегодня. Паровозные прогулки — одна из малоизвестных туристических опций для гостей и жителей столицы, маршруты стартуют с Казанского вокзала. Мой совет москвичам: сыграйте в Exodus, а затем сравните виртуальные впечатления с реальными. В своей сумме это незабываемый опыт.
Ночной кошмар Артёма
Парадокс: чем ближе видеоигра приближается к фотореализму, тем больше стрел критики прилетают именно в её графическую составляющую. Достаточно почитать комментарии под первым обзорами. Для себя объясняю это эффектом «зловещей долины», но строгий технический разбор приводит к однозначному выводу: «Исход» стал новым словом к игрострое, причем сказали его русскоязычные разработчики. Им удалось изобразить сумрачный мир, погруженный в идеальные градиентные тени, проецирующий на игрока всю мощь технологии RTX — трассировки лучей в реальном времени. Солнечный свет в игре проникает повсюду, по законам физики, в то время как прежний геймдизайнерский подход предполагал умозрительную расстановку источников света, прописывании на уровне кода, фактически руками, всех сложных отражений и преломлений в каждой сцене.
«Исход» доверяет просчеты лучей железу новейших видеокарт и искусственному интеллекту протокола Deep Learning Super-Sampling. В результате перед нами первое интерактивное произведение, в котором игра света и тени столь психологична. Тёмные углы в опустевших избах источают настоящий липкий страх, а прогулки под луной в мёртвом лесу способны погрузить в глубокую депрессию. И в тоже время любой лучик солнца, пробивающийся сквозь железобетон в подземные кельи героев, способен даровать неподдельное чувство надежды.
Metro Exodus – современные технологии на службе авторов игры
Обветшалая архитектура всегда уступает новостройкам, а пройденные игры оседают на полке, им на смену приходят технологически совершенные. В игропроме, на примере «Метро: Исход» мы видим особенно явно: поезд прогресса не остановить, будущее — наступит. Окажется ли оно светлым или мрачным, решать нам, но таков неизбежный исход событий.