14:58
Людей собралось очень много, хотя, кажется, все журналисты России успели посмотреть фильм в Каннах. Другое дело, что в Каннах очень маленький зал для пресс-конференций, поэтому задать свой вопрос о фильме смог не каждый. А здесь такая возможность есть. Может, это каннские зрители и пришли. Ждем команду фильма, она скоро подойдет.
15:06
Андрей Звягинцев задерживается, остальные пришли. Роднянский добрался на метро. Ему не верят, он предлагает показать билет. Говорит, что всегда ездит на метро, когда нужно срочно куда-то добраться. Он представляет: Марьяна Спивак, Алексей Розин (актеры), Михаил Кричман (оператор), Глеб Фетисов (продюсер).
15:13
Кричмана спрашивают, отличалась ли его работа от предыдущих. Он отвечает, что впервые снимал на цифру, потому что сегодня трудно работать с пленкой. Трудно даже лабораторию найти. И этот формат - движение вперед, считает Кричман.
15:16
Фильм продан во все без исключения страны мира. И во всех он выйдет в прокат, говорит Роднянский. "Нелюбовь" был лидером журналистских симпатий, был во главе традиционного фестивального голосования авторитетных критиков, которое проводит Screen Daily. Это вызвало интерес дистрибьюторов, потому что журналисты все равно выступают навигатором для них.
15:18
Звягинцев и Роднянский очень долго разговаривали о следующем фильме, когда "Левиафан" ездил по странам. Три страницы, которые Негин написан и которые Звягинцев принес Роднянскому, не были новостью для продюсера. Роднянский знает, что Звягинцев и Негин не работают в форматных сценариях, поэтому иногда для него и трёх страниц не нужно, чтобы решиться работать с фильмом. Даже сценарии, которые все равно потом пишутся во время работы над фильмом, бывают меньше традиционных. "Елена" была 40 страниц, "Левиафан" меньше 70 страниц - Звягинцев пишет сценарии для себя, а потом проводит очень тщательный подготовительный период. За это время пишется более подробный сценарий. Но так может только Звягинцев. Он мыслит настолько ясно, что к нему можно в полной мере применить реплику Рене Клера: "Фильм готов, осталось его снят".
15:22
Продюсер Глеб Фетисов вошел в проект, когда идея превратилась в синопсис. Звягинцев поразил его одной чертой - это необыкновенно ответственный человек. Если он что-то запланировал, он это делает, и помешать ему могут только стихийные бедствия. Или пробки, как сегодня.
15:23
Марьяна Спивак - как она попала в этот фильм? Неужели просто пришла первой? Пришла на пробы, оказалась первой. Говорили еще и еще, Звягинцев присылал сценарий, пробовал ее полгода, но никакой гарантии не было. А вначале он только сказал, что пока еще ничего не знает, поэтому - здравствуйте!
Спивак - актриса из "Сатирикона", выпускница школы-студии МХТ
Спивак - актриса из "Сатирикона", выпускница школы-студии МХТ
15:25
Алексей Розин вспоминает, что когда он пришел на пробы "Елены", он должен был в этот день ехать на гастроли со спектаклем. Он пошел, попробовался, уехал и больше об этом не вспоминал. А какое-то время спустя ему позвонили, несколько раз пробовали, а только потом было утверждение. С "Левиафаном" и "Нелюбовью" то же самое происходило
15:29
Роднянский говорит, что Звягинцев вообще никому не делает преференций. Каждого актера вне зависимости от звездности он вот так пробует очень долго, пока не окажется удовлетворен
15:30
Съемки пришлось производить очень разрозненно, потому что из-за погодных условий делали перерывы. Звягинцев понимает актеров как профессиональный актер. Он очень внятно ставит задачу, разбирает роль очень долго, когда начинаются съемки, он полностью готов к ним и точно знает, что он хочет получить в каждом кадре. И всегда помогает. Помогает актерам и вся группа, от гримеров до работников буфета, не только Кричман со Звягинцевым, это очень выручает при трудных сценах.
15:32
Звягинцев впервые в жизни монтировал картину, не досняв 12 минут. Съемки планировалось закончить прошлой осенью. Пришлось все же ждать весны, потому что снег пошел слишком рано. Доснимать стали в марте, когда было десять дней хорошей погоды, но картина монтировалась до этого, чтобы успеть к Каннам и не тратить время. Досняли, домонтировали, 9 апреля посмотрели, и 10 апреля Роднянский с незавершенной копией полетел показывать ее каннской комиссии. И 13 апреля Тьерри Фремо начал объявление каннской программы с этого фильма
15:35
Снимать фильм без господдержки - это было принципиальное или вынужденное решение? Роднянский не обращался в Министерство культуры. Партнерство с Глебом Фетисовым позволило реализовать европейскую модель финансирования.
15:37
Кричман: работа с Андреем - это каждый раз вход в новую реку, и иногда кажется, что мы друг друга совсем не знаем. Звягинцев ляжет костьми за все, что взялся. Каждый раз, говорит Кричман, я понимаю, что это будет трудно, но все равно в эту реку вхожу
15:39
Роднянский рассказывает, что в последний день фестиваля в Каннах в период с 9 утра до 3 дня - самый нервный период, потому что тебе либо звонят и говорят, чтобы ты остался, потому что будет приз, либо - нет, это значит, никакого приза не будет. Роднянскому позвонили в последний момент. Это значит, что, видимо, выбирали между "Квадратом" и "Нелюбовью" и не могли выбрать. Значит, у фильма были шансы, и он не добрал голосов, но все равно выступил очень хорошо. В этом фильме никому ничего не нужно переводить, он всем понятен, и его приняли.
15:44
Звягинцев прибежал. Говорит, бежал через всю Красную площадь. А опоздал из-за того, что был на программе Федора Бондарчука - и на ту же улицу в этот момент приехал президент Владимир Путин.
15:47
Мифологическую матрицу либо впускает сюжет, либо нет, начинает рассказывать Звягинцев. В "Елене" в этом не было нужды, она требовала говорить на языке сегодняшней Москвы. И дальше тот же принцип
15:49
Повлиял ли шум вокруг "Левиафана" на "Нелюбовь"? Нет, говорит Звягинцев. Но посмотрите фильм без купюр и вы увидите, что впечатление будет сильнее. Законы временны, ориентироваться на них нет смысла, и то, что во всей России нельзя будет показать фильм как он есть, - это нелепо, считает Звягинцев.
15:51
Мы снимали фильм, чтобы зритель пришел домой и обнял своих близких. Если кто-то в этом увидит русофобию - у этого человека просто талант, иронизирует Звягинцев.
15:52
Звягинцев увидел у Дмитрия Киселева сюжет, где женщина кричит: "Будьте вы прокляты!" - и стало понятно, что именно этот фрагмент программы войдет в фильм. Хотя очень много информационно-аналитических программ было отсмотрено для фильма
15:56
"Лиза Алерт" - волонтерское движение, которое выведено в фильме. Звягинцев рассказывает про их деятельность, независимую и активную. Когда люди сами помогают себе, ни на кого не рассчитывая, в этом есть выход для общества. Кстати, активисты движения сидят в зале среди нас, в брендированных футболках
16:00
Название фильма "Нелюбовь" означает лишь то, что любовь есть, считает Марьяна Спивак
16:02
Были ли варианты финала? Нет, других финалов не было, говорит Звягинцев. Бывает, что люди теряют ребенка и обретают друг друга. Это банально. Или надо показывать сбежавшего ребенка, чтобы зритель был за него спокоен. Но это означает потрафить зрителю, успокоить его. Не имеет значения, что будет с героями дальше, после фильма. На экране тени, а не люди. Пошли титры - а все продолжается в душе зрителя. Мальчик, который играл сына, Матвей, мог сыграть что угодно, он плакал, когда говорили, и он и его мать любили друг друга и доверяли друг другу. Он не похож на своего героя, у него все в порядке. Поэтому надо волноваться не за героев, а за себя.
16:07
Звягинцев, кстати, рекомендует все посмотреть спектакль "Гроза" в БДТ - он оттуда пробовал, но не взял актрису в фильм. Но спектакль прекрасный.
16:09
Повлиял ли фильм на актеров? Спивак с мужем посмотрела фильм в Каннах. После показа все их стали поздравлять, звать на вечеринку. Но идти не хотелось, хотелось обнять сына, который остался в Москве. И очень хотелось к нему. А для Алексея Розина это была просто возможность поговорить через роль о том, о чем он давно думал
16:12
"Лиза Алерт" вручает Звягинцеву награду от движения, браслет. Он смеется, что, значит, он все правильно рассказал. В прошлом году около 6000 тысяч было обращений о пропавших людях. И ребята нашли 89 процентов пропавших. И активисты спросили, для кого этот фильм? Кто целевая аудитория? Мы не верим в целевые аудитории, говорит Роднянский. Мы в разные минуты в жизни в разном настроении бываем. И у зрителей оно бывает разное. Фильмы Звягинцева может смотреть каждый, их не нужно объяснять, они понятны всем. Поэтому фильм выходит в широкий прокат, рекордным количеством экранов. Есть предпродажи, значит, и интерес публики есть. Люди хотят смотреть серьезное кино, проделывать работу. Надо просто давать им качественное кино.
16:16
На этом встреча заканчивается. Сегодня вечером будет московская премьера, завтра фильм выходит в прокат