Главный национальный кинофестиваль России, «Кинотавр» пройдёт в Сочи 7-14 июня, и это будет уже 28-ой раз, когда самые яркие отечественные картины будут представлены профессиональным зрителям в одной программе. Впрочем, не только профессиональным: на фестиваль можно купить путёвку и сидеть в одном зале с ведущими кинематографистами страны. Пока же президент фестиваля Александр Роднянский и программный директор Ситора Алиева объяснят, почему конкурс получился именно таким и что ещё ждать от нового «Кинотавра».
Дирекция «Кинотавра» отвечает на вопросы журналистов: онлайн-репортаж
12:03
Первая новость - приз за честь и достоинство получит в этом году Павел Чухрай, "создатель своего кинематографа, своего языка", как говорит Александр Роднянский. Его же фильмом "Холодное танго" откроется фестиваль.
12:04
Председателем основного жюри будет Евгений Миронов
12:06
Также в жюри - режиссёр Александр Велединский, оператор Игорь Гринякин, актриса Юлия Пересильд, сценарист Александр Родионов, продюсер Игорь Мишин, киновед Нэнси Конди
12:08
Жюри короткого метра: председатель Сергей Мокрицкий, актриса Марина Александрова, композитор Евгений Гальперин, представитель России в совете фонда «Евримаж»Леонид Демченко, главный редактор программы "Кино в деталях" Надежда Родионова
12:12
Появится новый раздел фестиваля Work in Progress. Это попытка показать неготовый фильм профессионалам, обсудить, понять, как его продвигать, чтобы он лучше прошёл в прокате. Пока известно, что будут показывать фильмы "Спитак"(продюсер Елена Гликман) и "Война Анны" Алексея Федорченко. Может быть, будут ещё картины
12:15
Александр Роднянский отмечает, что без Даниила Дондурея фестиваль "Кинотавр" теперь сложно будет представить. Вместе с Гильдией киноведов и кинокритиков фестиваль сейчас ищет способ как-то почтить память Дондурея на фестивале, о решении будет извещено позже.
12:17
В этот раз засилия женщин-режиссёров в конкурсе не будет. Только одна - дебютантка Ксения Зуева. Значит, это была не тенденция, а особенность конкретного отбора, говорит Ситора Алиева. И женских заявок было очень мало. Зато стало больше регионального кино, а также в конкурсе появилось две копродукции - "Заложники" и "Аритмия". Следовательно, европейские продюсеры хотят работать с нашими авторами.
12:20
Половина конкурса - дебютанты
12:23
Фильм Андрея Сильвестрова "Прорубь" будет представлять в конкурсе экспериментальное малобюджетное кино
12:29
Александру Роднянскому задают вопрос, общий смысл которого такой: почему нет круглых столов в этом году или какого-либо иного экспертного разговора о кино? Форматы обсуждений меняются, и Роднянский надеется, что новые окажутся более интересны профессионалам. Это намёк на то, что круглые столы на "Кинотавре" стали со временем меньше посещаться профессионалами, для которых и делались. Это в том числе говорит о том, что интересы критики и аудитории разошлись и что качество экспертизы в России радикально снизилось. Фестиваль должен оставаться лабораторией, убеждён Роднянский. И он существует в поворотный период в истории кино, когда нужно искать новые дискурсы.
12:37
Почему в этом году нет документального кино в конкурсе в этом году? Потому что достаточно игровых. В прошлом году были две очень серьёзные документальные картины, а в этом из 77 заявок было много ярких игровых работ.
12:40
О мастер-классах. Ольга Чернышёва - ведущий современный художник, которого показывают в Венеции на Биеннале и который активно пользуется современными медиа для своих работ. Авторский кинематограф сдвигается в сторону современного искусства, в том числе видеоарта, как Вирасетакул, например. Вообще, Роднянский считает, что всё, что выводит наших кинематографистов из герметичного состояния, - уже хорошо. Так что и Чернышёва, и Гальперин, который работал на "Голодных играх", например, очень важны для фестиваля. А мастер-класс Роднянского - это взгляд на фестиваль как способ показа и продвижения картин, как параллельную форму проката, но не единственную, конечно. Потому что очень опасно попасть на фестиваль и успокоиться насчёт судьбы фильма.
12:45
Почему "Нелюбовь" выходит до "Кинотавра"? Экспериментируем. Нельзя медлить, потому что денег на продвижения мало, а интереса в связи с Каннами много, и почему бы не вывести его в прокат, пока он не попал в Сеть? "Левиафан" скачали 10 млн человек до проката, и это сильно повредило прокату, здесь такого допустить нельзя. Будет больше 500 экранов, и фильм будет идти долго
12:47
480 лент было подано заявок на конкурс короткого метра, и рекорд фестиваля - 28 фильмов в конкурсе. Много заявок из регионов и бывших советских республик. Алиева отмечает процесс мейнстримизации короткой формы, видно, что режиссёры хотят снимать зрительские фильмы. Эти ленты будут преимущественно представлены в конкурсе
12:52
Напоследок нам по секрету сообщают, что фильм "Маяковский" очень хотели показать на "Кинотавре", но не смогли, потому что там снимается председатель жюри фестиваля Евгений Миронов