7.3
Рейтинг журнала Screen - один из главных показателей успеха фильма на любом фестивале. Несколько критиков из разных стран голосуют за каждый фильм конкурса по пятибальной шкале. У фильма Андрея Звягинцева в 2017-м году рейтинг был самым высоким в конкурсе, 3,2 балла. С этой оценкой были согласны практически все журналисты фестиваля, но жюри сочло фильм достойным лишь Приза жюри, престижной, но не главной награды.
6.2
Молодой режиссёр из Кабардино-Балкарии отучился в Нальчике в мастерской у Александра Сокурова, привёз свой дебют в Канны - и сразу получил приз ФИПРЕССИ в конкурсе «Особый взгляд», который профессионалы часто оценивают даже выше, чем основной. Туда собирают самые новые, радикальные и просто неожиданные фильмы, и Кантемир Балагов среди них не затерялся.
6.5
Картина Андрея Звягинцева - самый громкий российский фильм начала тысячелетия по версии зарубежной кинопрессы. Ни про один другой фильм никогда не писали такие восторженные рецензии, ни один так близко не подошёл к «Пальмовой ветви» и «Оскару». Среди его достижений также «Золотой глобус», который вручает Голливудская ассоциация зарубежной прессы, а также рейтинг в 92 балла на metacritic.com и включение в лучшие десятки фильмов года авторитетными изданиями уровня Sight & Sound. Награда ФИПРЕССИ у фильма тоже имеется - вручена в Палм Спрингс.
7.7
У дебютного фильма Андрея Звягинцева тоже был восторженный приём прессой. Фильм получил «Золотого льва», но у него также и два награды ФИПРЕССИ, одна в том же Палм Спрингс, другая в Салониках. С того самого момента за творчеством Звягинцева следит вся мировая критика.
6.8
Елена
2011
/ Драма
/ Россия
Тоже награда ФИПРЕССИ в Тромсё в придачу к призу жюри в «Особом взгляде». Для Андрея Звягинцева признание прессы здесь было особенно важным, потому что данная картина ознаменовала переход этого автора от абстрактных историй общечеловеческого свойства к более конкретным, пусть и универсальным по сути, сюжетам с узнаваемыми российскими реалиями.
6.7
В лучах солнца
2015
/ Документальный фильм
/ Чехия, Россия, Германия, Латвия
Один из самых резонансных отечественных фильмов десятилетия, хит Netflix, победитель десятков фестивалей. 93% на rottentomatoes.com, 81 балл на metacritic.com, приз ФИПРЕССИ на «Послании к человеку» в Петербурге. Пожалуй, ни одна неигровая лента русского режиссёра за последние десятилетия не удостаивалась такого признания.
6.9
Алексей Попогребский - один из немногих режиссёров в мире, у которого все фильмы получили награды ФИПРЕССИ. Эта картина - в Тромсё, «Простые вещи» - в Карловых Варах, «Коктебель», снятый совместно с Борисом Хлебниковым, - на ММКФ, где фильм стал сенсацией и получил также Специальный приз жюри.
7.4
Дочь
2012
/ Драма, Детектив
/ Россия
Ещё реже ситуация, когда дебют (да и вообще любой фильм) получает сразу две премии ФИПРЕССИ. Александр Касаткин и Наталья Назарова сняли очень скромную, тихую, недорогую картину в Касимове на Оке. Они, конечно, никак не могли ожидать, что их за него наградят жюри ФИПРЕССИ в Таллине и Варшаве - это огромная честь, которую нельзя переоценить. В российском прокате фильм посмотрели 6,8 тысяч зрителей.
7.1
Эйфория
2006
/ Комедия, Драма, Мелодрама
/ Россия
Та же судьба была уготована дебютному фильму модного театрального автора Ивана Вырыпаева, который для него полностью поменял эстетику, создав для экрана подлинное визуальное пиршество. Жюри ФИПРЕССИ в Хайфе и Киеве (МКФ «Молодость») вручили ему призы, не сговариваясь. Однако Вырыпаев после этого вернулся к более привычным театральным выразительным средствам и больше призов ФИПРЕССИ не получал.
7.8
В Хайфе российские фильмы вообще отмечают довольно часто. Скажем, фильм о молодости Иосифа Бродского, решённый с невероятной художественной силой, удостоился приза ФИПРЕССИ к большому удовольствию зрителей, многие из которых могли себе позволить не читать субтитры, а понимать оригинальный язык картины.
Победитель ММКФ тоже получил в Хайфе приз ФИПРЕССИ, хотя в фильме очень много настолько тонких нюансов, что, казалось бы, интернациональному жюри в обоих случаях он должен был бы остаться непонятным. А не понял его в итоге российский зритель: в нашем прокате картина собрала обидные 48 тысяч долларов.
Стыд
2013
/ Драма
/ Россия
После «Кинотавра» фильмы обычно едут в Карловы Вары, и там уже, как считается, они поверяются международной публикой. Фильм Юсупа Разыкова, жёсткий, неуютный, холодный, как душа главной героини, вдовы затонувшего подводника, получил там приз ФИПРЕССИ, и, как считают, заслуженно.
7.3
Жить
2011
/ Драма
/ Россия
Тёплый приём ждёт российское кино и в Висбадене, где проходит МКФ goEast. Так, хоррор Василия Сигарева здесь был удостоен приза ФИПРЕССИ, и та же награда здесь в другие годы доставалась фильмам «Небесные жёны луговых мари» Федорченко и «Кочегар» Балабанова. Вкус у жюри этого фестиваля, как можно понять, вполне радикальный.
7.8
Овсянки
2010
/ Драма, Мелодрама
/ Россия
Впрочем, для Алексея Федорченко, пожалуй, куда важнее приз ФРИПРЕССИ в Венеции, тем более что он шёл рука об руку с призом экуменического жюри и призом основного жюри за операторскую вопросу. Сегодня Федорченко относится к важнейшим российским авторам, хотя российский зритель в большинстве своём не в курсе этого.
Отец и сын
2003
/ Драма
/ Россия, Нидерланды, Германия, Франция, Италия
Единственная премия Александра Сокурова в XXI веке от ФИПРЕССИ - в Каннах. Даже фильм «Фауст», который чествовали в Венеции, зарубежные критики не поняли в полной мере. Сокуров - режиссёр элитарный, и ценят его почему-то больше проницательные коллеги, чем критики других стран.
7.9
Фильм Анны Меликян - тоже лауреат ФИПРЕССИ, причём в Берлине, что очень почётно. Впрочем, слава фильма ограничилась в итоге больше Россией, но такие почётные призы вообще иногда бывают раз в жизни. А иногда не случаются вовсе.
8.0
Андрей Кравчук не всегда был режиссёром монументальных блокбастеров вроде «Адмирала» и «Викинга». Европейская критика до сих пор знает его как автора замечательной реалистической картине «Итальянец», которая получила приз ФИПРЕССИ в Лечче, удостоилась высокой оценки критики в Берлине и замечательно прошла по многим фестивалям в разных странах.
7.5
12
2007
/ Драма, Криминал, Триллер
/ Россия
Американская критика посмотрела фильм придирчиво, но в итоге оценила его очень высоко, сравнивая с картиной Сидни Люмета. Популярнейший американский критик Роджер Эберт отметил, что «Россия получила этот фильм именно в тот момент, когда он ей остро необходим». Стивен Холден в The New York Times с удивлением отмечает, что несмотря на большую продолжительность фильма, он всё равно смотрится на одном дыхании. Оценки американской прессы, в основном, колебались от «очень хорошо» до «отлично».
Обозреватель The Hollywood Reporter поставил фильму высшую оценку из возможных после премьеры в конкурсе Венеции. Солидарна с ним оказалась и рецензент The Playlist. Ничего удивительного: на новом витке своего творчества Андрей Кончаловский нащупал идеальную грань между игровым и документальным началами и создал неожиданно для всех кинопроизведение в традиции Роберта Флаэрти. Правда, журналисты Венеции были поражены, что Андрей Сергеевич не привёз на фестиваль непрофессиональных актёров из фильма, объяснив, что не хотел их вырывать из естественной среды обитания.