Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

Алексей Федорченко: «Нахожу удовольствие в съёмках неодушевлённых предметов»

Председатель жюри конкурса документального кино на фестивале «Движение» рассказал о своей работе

Хотя Алексей Федорченко признают ведущим российским режиссёром, его документальные работы, кроме мокьюментари «Первые на Луне», знакомы далеко не всем. Их можно увидеть только на его ретроспективах, и те, кто их посмотрел, вряд ли когда-нибудь их забудет. Сергей Сычёв встретил Алексея Федорченко на фестивале дебютов «Движение» в Омске и узнал такое, от чего киноманы должны сильно занервничать.

Алексей Федорченко: «Нахожу удовольствие в съёмках неодушевлённых предметов»

Алексей Федорченко: «Нахожу удовольствие в съёмках неодушевлённых предметов»

© Геннадий Авраменко

-
Чем конкурс документального кино в Омске концептуально отличается от конкурсов других фестивалей, на ваш взгляд?
-
Больше хороших фильмов. Обычно хорошим можно считать фестиваль, на котором хороших фильмов где-то 25%. А на этом пока их половина.

-
Раньше вы делали один документальный фильм за другим, а теперь ушли в игровое. Не хотите вернуться?
2
Я их продолжаю снимать.
2
И где они? Почему не показываете никому?
2
Потому что делаю я их для себя. И у меня нет необходимости их показывать. Вообще, мне нравится сам процесс работы над фильмом. Доделал картину, показал хотя бы кому-нибудь – и уже хорошо. Можно дальше не волноваться.

Трейлер фильма «Небесные жёны луговых мари»

2
Сколько у вас фильмов, которые никто не видел?
2
Ну, для примера, у меня сейчас в процессе работы три документальных фильма. Они ещё не закончены, но они сняты.
2
Не расскажете, о чём они?
2
В последнее время я перестал понимать, как снимать людей в документальном кино. Игровое кино в этом смысле совсем другое, оно диктует свои условия, противоположные документальному кино. Поэтому свои документальные фильмы я сейчас снимаю без людей. По крайней мере, в этих трёх фильмах людей практически нет. Нахожу удовольствие в съёмках неодушевлённых предметов.
2
Я почему-то себе представил что-то вроде фильмов Годфри Реджио. Похоже?
2
Не спрашивайте! В общем, раз людей нет, то я могу в одиночку это снимать, монтировать и получать удовольствие.

Трейлер фильма «Овсянки»

2
Игровых проектов у вас тоже в разработке сразу несколько. Например, у вас был фильм про девочку и фашистов…
2
Да, фильм называется «Война Анны». Он снят и смонтирован, но сейчас законсервирован, потому что деньги кончились. Думаю, в этом году удастся его доделать. Уже полгода он лежит и ждёт. Кроме того, я сейчас работал над китайским альманахом стран БРИКС, в нём пять фильмов – от Китая, Индии, Бразилии, ЮАР и России. Я российским занимался. Неделю назад закончили перезапись, в июне будет премьера в Китае. Альманах носит название «Дышать».

2
Ещё очень интересно узнать о фильме по повести Михаила Зощенко «Перед восходом солнца»: кажется, её невозможно экранизировать.
2
Этот фильм сейчас носит название «Последняя милая Болгария».
2
Неожиданно…
2
Очень сложная для постановки повесть. Я думал об этом фильме двадцать лет. Потом сел и написал сценарий – очень необычный. В нём появилась ещё одна линия, кроме линии Зощенко, более кинематографичная. Ещё один герой, который помог мне объединить многочисленные эпизоды жизни Зощенко из его повести. Жанр фильма – психоаналитический детектив. Действие происходит в 1943-м году, в Казахстане, а если точнее – в Алма-Ате. В этом городе, центре эвакуации, жил Зощенко, когда заканчивал свою книгу. В это же время в Алма-Ату съехались воры со всего Союза, убегая от войны. И – Алма-Ата в этот момент была киностолицей Советского Союза, там снималось 80% наших фильмов. Все режиссёры Мосфильма и Ленфильма работали там: Эйзенштейн, Трауберг, братья Васильевы, Ромм… Сценарий получился на стыке этих четырёх историй.

Трейлер фильма «Ангелы революции»

2
Давайте вернёмся к документальному кино. Сегодня насчёт его состояния в России многие спорят. У вас какие ощущения?
2
Я кино смотрю не очень много. Но вижу, что появились интересные имена – благодаря трём киношколам: Марины Разбежкиной, Московской школе кино (там преподаёт Алексей Попогребский) и Московской школе нового кино (Дмитрий Мамулия). В основном, пополнение происходит за их счёт, а ВГИК как-то отошёл на второй план. Марина Разбежкина задала новый стиль, репортажный, жёсткий, с минимумом внедрения режиссёра, без музыки, без света, без оператора. Это делает кино минималистичным, но и глубоким. Мне оно очень нравится, видимо, нравится и другим, потому что фильмы студентов Разбежкиной есть на всех фестивалях и везде они получают награды. На этом фестивале они тоже показали очень хорошие фильмы.
2
Какую часть фильмов вы досматриваете до конца?
2
Я почему соглашаюсь участвовать в жюри и езжу на фестивали? Чтобы смотреть фильмы. А вне фестивалей я не смотрю фильмы вообще. Поэтому я езжу на «Золотой абрикос» в Ереван или на «Флаэртиану» в Пермь. Больше у меня времени смотреть кино нет. Зато там я все фильмы смотрю до конца.
Небесные жёны луговых мари, Овсянки, Ангелы революции
Алексей Федорченко, Алексей Попогребский, Годфри Реджио, Марина Разбежкина, Сергей Эйзенштейн, Леонид Трауберг, Михаил Ромм, Дмитрий Мамулия

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100