Хотя Алексей Федорченко признают ведущим российским режиссёром, его документальные работы, кроме мокьюментари «Первые на Луне», знакомы далеко не всем. Их можно увидеть только на его ретроспективах, и те, кто их посмотрел, вряд ли когда-нибудь их забудет. Сергей Сычёв встретил Алексея Федорченко на фестивале дебютов «Движение» в Омске и узнал такое, от чего киноманы должны сильно занервничать.
Алексей Федорченко: «Нахожу удовольствие в съёмках неодушевлённых предметов»
© Геннадий Авраменко
-
Чем конкурс документального кино в Омске концептуально отличается от конкурсов других фестивалей, на ваш взгляд?
-
Больше хороших фильмов. Обычно хорошим можно считать фестиваль, на котором хороших фильмов где-то 25%. А на этом пока их половина.
-
Раньше вы делали один документальный фильм за другим, а теперь ушли в игровое. Не хотите вернуться?
2
И где они? Почему не показываете никому?
2
Потому что делаю я их для себя. И у меня нет необходимости их показывать. Вообще, мне нравится сам процесс работы над фильмом. Доделал картину, показал хотя бы кому-нибудь – и уже хорошо. Можно дальше не волноваться.
Трейлер фильма «Небесные жёны луговых мари»
2
Сколько у вас фильмов, которые никто не видел?
2
Ну, для примера, у меня сейчас в процессе работы три документальных фильма. Они ещё не закончены, но они сняты.
2
Не расскажете, о чём они?
2
В последнее время я перестал понимать, как снимать людей в документальном кино. Игровое кино в этом смысле совсем другое, оно диктует свои условия, противоположные документальному кино. Поэтому свои документальные фильмы я сейчас снимаю без людей. По крайней мере, в этих трёх фильмах людей практически нет. Нахожу удовольствие в съёмках неодушевлённых предметов.
2
Я почему-то себе представил что-то вроде фильмов
Годфри Реджио. Похоже?
2
Не спрашивайте! В общем, раз людей нет, то я могу в одиночку это снимать, монтировать и получать удовольствие.
Трейлер фильма «Овсянки»
2
Игровых проектов у вас тоже в разработке сразу несколько. Например, у вас был фильм про девочку и фашистов…
2
Да, фильм называется «Война Анны». Он снят и смонтирован, но сейчас законсервирован, потому что деньги кончились. Думаю, в этом году удастся его доделать. Уже полгода он лежит и ждёт. Кроме того, я сейчас работал над китайским альманахом стран БРИКС, в нём пять фильмов – от Китая, Индии, Бразилии, ЮАР и России. Я российским занимался. Неделю назад закончили перезапись, в июне будет премьера в Китае. Альманах носит название «Дышать».
2
Ещё очень интересно узнать о фильме по повести Михаила Зощенко «Перед восходом солнца»: кажется, её невозможно экранизировать.
2
Этот фильм сейчас носит название «Последняя милая Болгария».
2
Очень сложная для постановки повесть. Я думал об этом фильме двадцать лет. Потом сел и написал сценарий – очень необычный. В нём появилась ещё одна линия, кроме линии Зощенко, более кинематографичная. Ещё один герой, который помог мне объединить многочисленные эпизоды жизни Зощенко из его повести. Жанр фильма – психоаналитический детектив. Действие происходит в 1943-м году, в Казахстане, а если точнее – в Алма-Ате. В этом городе, центре эвакуации, жил Зощенко, когда заканчивал свою книгу. В это же время в Алма-Ату съехались воры со всего Союза, убегая от войны. И – Алма-Ата в этот момент была киностолицей Советского Союза, там снималось 80% наших фильмов. Все режиссёры Мосфильма и Ленфильма работали там:
Эйзенштейн,
Трауберг,
братья Васильевы,
Ромм… Сценарий получился на стыке этих четырёх историй.
Трейлер фильма «Ангелы революции»
2
Давайте вернёмся к документальному кино. Сегодня насчёт его состояния в России многие спорят. У вас какие ощущения?
2
Я кино смотрю не очень много. Но вижу, что появились интересные имена – благодаря трём киношколам: Марины Разбежкиной, Московской школе кино (там преподаёт
Алексей Попогребский) и Московской школе нового кино (
Дмитрий Мамулия). В основном, пополнение происходит за их счёт, а ВГИК как-то отошёл на второй план.
Марина Разбежкина задала новый стиль, репортажный, жёсткий, с минимумом внедрения режиссёра, без музыки, без света, без оператора. Это делает кино минималистичным, но и глубоким. Мне оно очень нравится, видимо, нравится и другим, потому что фильмы студентов Разбежкиной есть на всех фестивалях и везде они получают награды. На этом фестивале они тоже показали очень хорошие фильмы.
2
Какую часть фильмов вы досматриваете до конца?
2
Я почему соглашаюсь участвовать в жюри и езжу на фестивали? Чтобы смотреть фильмы. А вне фестивалей я не смотрю фильмы вообще. Поэтому я езжу на «Золотой абрикос» в Ереван или на «Флаэртиану» в Пермь. Больше у меня времени смотреть кино нет. Зато там я все фильмы смотрю до конца.