Флагман поколения «новых тихих», Алексей Попогребский мгновенно прославился после выхода совместного с Борисом Хлебниковым фильма «Коктебель», потом победил на «Кинотавре» с собственной драмой «Простые вещи», а затем вырвался на международный уровень с «Как я провёл этим летом». Уже много лет тянется работа над дорогим блокбастером «И-Сайдер» - и тут вдруг ретро-сериал «Оптимисты», который в прайм-тайм идёт по каналу «Россия», в то время как сам Попогребский руководит жюри на фестивале «Движение» в Омске. Сергей Сычёв именно там и побеседовал с режиссёром о его новом фильме, который называют нашим ответом сериалу «Безумцы».
Алексей Попогребский: «Оптимисты» - это кино, где красивые люди в красивых костюмах говорят умные вещи»
Сергей Сычёв
Скажите сразу: это
«Безумцы» или не «Безумцы»?
Алексей Попогребский
Это – «Оптимисты».
Сергей Сычёв
Но прицел на формат того сериала был?
Алексей Попогребский
Знаете, мне несколько раз предлагали делать сериалы по лицензии, но мне это неинтересно. Хочется делать что-то своё. Другое дело, что когда в 2010-м году
Михаил Идов и
Михаил Шприц задумали писать этот сценарий, их вдохновлял именно сериал «Безумцы». С тех пор утекло много воды. Сценарий переписывался несколько раз по заказу канала «Россия», и всё это происходило без моего участия. Потом сценарий пришёл ко мне, и я его полностью переписал вместо со сценаристами, совершенно уже не вспоминая про «Безумцев», тем более что к тому моменту я уже успел этот сериал подзабыть, да я и смотрел только первый сезон. Вообще, я практически никогда дальше первого сезона ничего не смотрю. Что же касается формата «Оптимистов», то я его сразу определил так: это кино, где красивые люди в красивых костюмах говорят умные вещи. Этим описание и ограничилось.
Трейлер сериала «Безумцы»
Сергей Сычёв
Похоже на аннотацию к фильмам Жан-Пьера Мельвиля.
Алексей Попогребский
Я впервые снимал костюмное историческое кино и поэтому умышленно с самого начала задал определённую степень условности. Она здесь явно преобладает над документальностью, никакого натурализма. Речь идёт об игре в миф о советских дипломатах, которые для любого гражданина нашей страны всегда были полуиностранцами, людьми из другой реальности. По мере развития сюжета мы вместе с героями всё дальше уходит в альтернативную реальность. Даже не стали давать титр, что все события вымышлены, а просто с самого начала фильма понемногу сдвигаем происходящее в сторону чего-то очевидно придуманного, фантастического.
Сюжет программы Утро России о фильме «Оптимисты»
Сергей Сычёв
Вы 60-е не застали. Как бы вы для себя в нескольких фразах описали этот период?
Алексей Попогребский
Скажу только применительно к фильму «Оптимисты». Я взялся за него потому, что у меня рассчитывал через эту историю рассказать кое-что о себе и своём времени. Тот момент был вроде перекрёстка. Веяли новые ветра. Среди них была попытка подружиться с Америкой, которая закончилась новым витком «холодной войны». Тогда же возникли те, кто должен был профессионально манипулировать общественным сознанием, и героев фильма сегодня называли бы политическими пиарщиками. И, если говорить о моём внутреннем ощущении на 2010-й год, то казалось, будто завтра будет лучше чем вчера и всё движется в правильном направлении. Что мир строится по тем же принципам, что и твоя система ценностей. Я так чувствовал в тот момент. В начале 60-х у людей вроде моих героев была вера, что после десталинизации и разоблачения культа личности в отдельно взятой стране получится построить социализм с человеческим лицом. Что наука и прогресс будут служить на благо человечества. Что назначен год, когда все будут жить при коммунизме. В начале фильма один из героев показывает на «Кадиллак» и мечтательно произносит: «Вот на этих бы крыльях – да в коммунизм!» То есть, в коммунизм с материальными благами и правом на личное счастье, которое только что дали жителям нашей страны, до 60-х о нём не говорили. На фоне коммунистической соборности личное было делом десятым. Конечно, у меня в 2010-м году не было точно такого же ощущения, но было сочетание наивности и серьёзных амбиций по изменению мира.
«Оптимисты». Первая серия
Сергей Сычёв
Как раз сегодня одной из центральных тем общественных дискуссий стал вопрос, что наивно и что – нет.
Алексей Попогребский
Да, все вдруг стали очень мудрыми и стали объяснять, что происходит «на самом деле».
Сергей Сычёв
Что в отношении ваших героев вам кажется действительно наивным?
Алексей Попогребский
Нам легко смотреть на них, потому что мы знаем, как всё было дальше. Хрущёва сместили, пришёл Брежнев, начался застой. Оттепель закончилась 1968-м годом и танками в Праге, для многих это было серьёзное крушение иллюзий и надежд. Что касается героев фильма, то ведь не случайно рабочее название «Московское время» поменялось на «Оптимистов». Тут уже возникает двойное дно. Трое главных героев в начале фильма – восторженные и наивные ребята, три мушкетёра. Но потом они попадают в такие передряги, что их убеждения и оптимизм подвергаются сильным испытаниям, и не все из них удаётся пройти с честью. «Оптимисты» работают в информационно-аналитической группе. А известно, что пессимист – это хорошо информированный оптимист. Поэтому я для себя в скобках перед названием фильма ставлю «хорошо информированные». Конечно, мы это в титры не стали давать, об этом можно говорить сейчас, когда значительная часть сериала уже прошла в эфире. Герои уже преподнесли зрителю много сюрпризов.
Алексей Попогребский на открытии фестиваля «Движение». Фото - Геннадий Авраменко
Сергей Сычёв
Такой интенсивный способ показа, по две серии в день, накладывает отпечаток на драматургию?
Алексей Попогребский
Меня предупредили, что
«Оттепель» показывали по две серии в день и что этот сериал будут показывать так же. Но лично я не знаю ни одного человека, который смотрел бы «Оттепель» в эфире. Все пользовались другими медиа, причём иногда – спустя значительное время после эфира. Сейчас меня очень радует, что фильм стартовал одновременно на «Амедиатеке», Tvigle и Ivi, новые серии появляются там в день эфира. Ведутся переговоры с Netflix. Насчёт драматургии: мы заранее не знали, в какой комбинации будут показаны серии. Но хотя каждая серия имеет свою законченную линию, а всех их связывает единый сюжет, серии ещё и связаны попарно. Скажем, первая и вторая – история о сбитом лётчике Пауэрсе. Третью и четвёртую я для называю французскими. Дальше серии более или менее самостоятельные, но последние три, которые будут показаны в один день, содержат в себе главную кульминационную интригу. Я спрашиваю знакомых, все смотрят фильм на разных платформах. Многие, кстати, на сайте канала «Россия» или просто на компьютере ловят прямой эфир канала, где идёт показ с рекламой. Но невозможно было предсказать, как будут смотреть фильм. Остаётся только надеяться, что те, кто подсел на «Оптимистов», с ними и идут до самого конца показа.
Сергей Сычёв
Для режиссёра из авторского кино работа с сериалом – это конформизм? Было такое, что «хочется, но нельзя»?
Алексей Попогребский
Такого точно не было. Ограничения были связаны только с жанром. Мы делали авантюрно-политический фильм с элементами высокой мелодрамы. Я впервые работал над высокой мелодрамой в голливудском стиле и очень рад этому, было круто работать с актрисами, выстраивать отношения между героями, использовать симфоническую музыку. Нет, для меня главная разница была в том, что в кино ты снимаешь 2-3 минуты в день, а на телевидении – 8-10 минут. Меня очень захватило это ощущение слалома, когда ты работаешь уже на одних инстинктах. Оказалось, что они у меня есть. Я очень доволен качеством. Оно такое же, как если бы это была киноработа.
«Оптимисты». Вторая серия
Сергей Сычёв
Насколько серьёзно вы относитесь к этому фильму? Это только эксперимент?
Алексей Попогребский
Да, эксперимент, но одновременно и ключевая веха в моей фильмографии. Каждый фильм у меня штучный, и проект «Оптимисты» - тоже штучный.
Сергей Сычёв
Вы уже много лет трудитесь над большим полнометражным проектом. Произошло ли какое-то взаимовлияние двух фильмов при параллельной работе, как это часто бывает?
Алексей Попогребский
Параллельно я работать не умею. Сериал «Оптимисты» возник как раз тогда, когда мы с моим другом и продюсером
Романом Борисевичем поняли, что тот проект не «взлетает». Теперь я с сериалом закончил и буду кардинально перерабатывать сценарий полного метра, почти до неузнаваемости. Там сохранится главная сюжетная пружина, потому что она очень мощная. И героиня останется та же, и интрига. Но раньше сценарий был построен по жанровым канонам постапокалиптического кино, а это уже всем сегодня набило оскомину. Мы будем перерабатывать его в другой сеттинг, и это будет современность, а не будущее. Но там ещё есть о чём подумать. При этом я хочу сказать, что если будет принято решение о съёмках второго сезона «Оптимистов», я скорее всего готов буду взяться за это – из спортивного интереса как минимум. Жизнеспособность сериала всегда проверяется вторым сезоном, так же как группа проверяется вторым альбомом. Не получится делать второй сезон – вернусь в кино.