5-го февраля 73-го года — более сорока лет назад — на советские экраны вышел «Солярис» Андрея Тарковского. Картина по мотивам романа польского фантаста Станислава Лема была удостоена «Гран-при» в Каннах и вошла в число величайших фантастических лент в истории кинематографа. О других «жемчужинах» советской кинофантастики в обзоре Саши Сулим.
Рассекреченные материалы: советская фантастика
За полвека до
«Соляриса» настоящим хитом кинопроката тогда ещё совсем молодого советского государства стала немая лента Якова Протазанова
«Аэлита» по одноимённому роману Алексея Толстого. Главный герой фильма инженер Лось отправляется на «интерпланетонефе» на красную планету, к марсианской королеве Аэлите, а попутчик Лося красноармеец Гусев уже на месте провоцирует восстание рабочего класса. Несмотря на зрительский успех, критики назвали эту фантазию на тему межпланетных полётов: «бесполезной для новой советской культуры», — что не помешало картине стать одним из лучших научно-фантастических фильмов эпохи немого кино. В послевоенное время жанр научной фантастики получает новый толчок в развитии, благодаря работе советского кинооператора и режиссёра Павла Клушанцева. Автор более трёхсот кинотрюков, приёмов комбинированных съёмок, в своей «Дороге к звёздам» показал полёт человека в космос за 4 года до Гагарина, и высадку на Луну — за 12 лет до Аполлона-11 и «Космической одиссеи» Стенли Кубрика. Джордж Лукас даже назвал Клушанцева крёстным отцом «Звёздных войн».
Лучшая советская кинофантастика. «Индустрия кино» от 07.02.16.Главный советский фантастический фильм 60-х —
«Человек-амфибия». Сценарий картины по роману фантаста Александра Беляева 10 лет пролежал на полках «Мосфильма»: до картины Владимира Чеботарёва опыта съёмок в открытой воде не было ни в СССР, ни в США, где к истории об Ихтиандре присматривался сам Уолт Дисней. В итоге, «Человек-амфибия» стал лидером проката 1962 года. После исторической фрески «Андрей Рублёв», вначале 70-х Андрей Тарковский приступает к съёмкам «Соляриса» и задумывает его как научно-фантастическую картину для широкого зрителя. В итоге, получается, скорее, камерная психологическая драма о неразрывной связи технического и нравственного прогресса.
В один год с «Солярисом» в прокат выпускают фантастическое приключение
«Земля Санникова». О группе путешественников, которые отправляются на поиски легендарной тёплой земли в опасную экспедицию за Полярный круг. В картине дебютантов Мкртчяна и Попова снялись звёзды советского кино: Олег Даль, Георгий Вицин и Юрий Назаров. Фантастические фильмы регулярно становятся лидерами проката: в 1973 свыше 60-ти миллионов зрителей идут в кино на
«Иван Васильевич меняет профессию» по мотивам пьесы Михаила Булгакова. Советская интерпретация истории «Назад в будущее» — именно с таким подзаголовком фильм вышел в США — пожалуй, самая известная и народно любимая лента из нашего списка.
В 74-м на экраны выходит семейный приключенческий фильм «Москва-Кассиопея» о космическом полёте группы школьников к далёкому созвездию. А ровно через 10 лет уже на телеэкранах покажут культовую «Гостью из будущего» — об Алисе Селезнёвой и космических пиратах. Фраза: «Алиса, миелофон у меня» стала культовой для целого поколения молодых людей. После автобиографичного «Зеркала» Андрей Тарковский вновь обращается к жанру фантастики, на этот раз режиссёр экранизирует повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине». О съёмках «Сталкера» до сих пор ходят легенды: картину о комнате, в которой исполняются все заветные желания, переснимали трижды. Говорили о подмене или порче плёнки, а также о том, что Тарковского просто не устраивал результат. В итоге, последний фильм режиссёра, снятый в Советском союзе, также был отмечен на Каннском фестивале. Однако научно-фантастическое начало отходит в нём на второй план, опасное приключение героев превращается по ходу съёмок в философский диспут.
В конце 80-х режиссёры всё чаще используют жанр фантастики, чтобы свободно говорить о проблемах общества, причём без привязки к конкретной политической ситуации. Именно поэтому
«Кин-дза-дза!» Георгия Данелии и
«Город Зеро» Карена Шахназарова остаются актуальными до сих пор. Что планета Плюк с её обитателями, что затерянных фантастический город, который невозможно покинуть, — лишь отражение абсурда, который повсюду сопровождает человека. За два с половиной десятка лет до Алексея Германа повесть братьев Стругацких «Трудно быть богом» экранизировал немец Петер Фляйшман. По задумке режиссёра, фильм об исследователе Арканарского королевства доне Румате, должен был стать масштабным фантастическим боевиком. Однако картину не приняли ни Стругацкие, ни зрители.
Одним из последних примеров советской кинофантастики можно назвать боевик «Действуй, Маня!» — о роботе-полицейском с внешностью обворожительной Юлии Меньшовой. Несмотря на холодный приём фильма зрителями и критиками: наш ответ американскому «Робокопу» получился неудачным в первую очередь с технической точки зрения, фильм является едва ли не единственной русскоязычной фантастической лентой начала 90-х.