Первую свою режиссёрскую работу, «Лилит», Саакянц делал, скорее, как иллюстрацию к знаменитому апокрифу об Адаме и его первой жене (а если быть точнее – то о себе и своей будущей жене Людмиле, с которой он тогда только познакомился), но уже в своих следующих картинах он резко поменял стиль. Кажется, что они сняты совсем другим человеком. Потому что на многие годы Саакянц превратился в сказочника, который делает прекрасные детские мультики. Сначала это совсем простые истории: «Непобедимый», «Сказка про снежного человечка Дарбульку», «Как медвежата кита кормили». Здесь видно, как Саакянц оттачивает лаконизм повествования, превращая его в афористичность, создаёт запоминающихся персонажей и необходимый для них антураж. И уже здесь заметно, что к звучащему слову он относится очень внимательно, но в какой-то момент слова заканчиваются, и фантазия начинает работать в режиме чистой мультипликации, когда остаются лишь музыка и цвет в непрекращающемся движении. Особенно ярко это проявилось в мультфильме «Лисья книга», вышедшем в 1975 году. Посмотрите, например, минутный фрагмент с пятой по шестую минуту, чтобы оценить буйство воображения Саакянца. Это напоминает знаменитые показательные экзерсисы Пикассо, где тот бесконечно «превращал» одно изображение в другое.
«Лисья книга», режиссёр Роберт Саакянц
«Лисья книга» была первой мультипликационной рок-оперой в Армении, а может быть, и в СССР. Делался мультфильм за рекордно короткие сроки, и у Саакянца и его творческой группы была чёткая уверенность в том, что всех их за эту работу уволят с «Арменфильма».
Их не уволили, а «Лисья книга» сразу заставила профессионалов всего Союза обратить внимание на молодого режиссёра. Тем более, что сам Саакянц обладал невероятной харизмой и запоминался сразу. Огромный, весёлый силач, который легко и открыто высказывался по поводу «больных» вопросов современности. Всем своим видом он давал понять, что считает себя свободным человеком, который будет творить так, как считает нужным. «Лисья книга» - это эксперимент, после которого можно было позволить себе ещё больше, развиваться в новых направлениях.
Сюжет Анастасии Темирджановой о Роберте Саакянце для программы «Вести»
Саакянц выбрал таким направлением народную плутовскую сказку. В следующие десять лет он создал свои самые популярные мультфильмы, а базой для них стали переложения фольклора – сказки крупного армянского писателя XIX столетия Ованеса Туманяна. Практически подряд Саакянц создаёт по мотивам сказов Туманяна мультфильмы «Кикос», «Храбрый Назар», «Три синих-синих озера малинового цвета...», «Кто расскажет небылицу?», «Ух ты, говорящая рыба!» и «Ишь ты, Масленица!». Последние два начинают своеобразную трилогию: визуально они очень схожи, а образ старика, безропотно принимающего удары судьбы, переходит из одного мультфильма в другой вовсе без изменений. В трилогию входит также фильм «В синем море, в белой пене…» - тоже по мотивам народных сказок, но уже в интерпретации самого Саакянца. Трилогия эта стала настоящим событием уже не только для критиков и коллег, но для всех детей Советского Союза, мультфильмы вошли в золотой фонд нашей анимации, и их до сих пор показывает телевидение, выходят диски, не так давно они были отреставрированы и выпущены заново. Обратите внимание, как образ одной рыбы, глотающей другую, из фильма «Лисья книга» здесь выворачивается наизнанку: рыбы добровольно выпускают из пасти свою добычу.
«Ух ты, говорящая рыба» Режиссёр Роберт Саакянц
Сказочный сюжет у Саакянца обрастает современными деталями, и приказы царя передаются по телеграфу и телевидению, а на дне моря можно обнаружить чемоданы с надписью «Спорт» и русалок в модных плащах. Коллаж становится для Саакянца одним из главных художественных приёмов, и «В синем море, в белой пене…» - это апофеоз позднесоветского постмодернизма, доступного зрителю любого возраста и уровня развития. Возможно, это и сделало мультфильм таким популярным и нестареющим – по крайней мере, до сих пор, поскольку постмодернизм всё ещё остаётся востребованным и любимым.
После мультфильмов про соблазн стать королём или богачом, от чего главные герои отказывались ради свободы, пусть и в бедности, Саакянц словно бы последовал примеру придуманных персонажей. С середины 80-х годов он начинает работать в принципиально ином направлении – философско-публицистической сказки для взрослых. Его мультфильмы уже никогда не будут такими же популярными, как предыдущие, но Саакянц не посчитал возможным оставаться в стороне от социальных и политических катаклизмов, происходящих в СССР. Одну за другой он снимает мрачные и жестокие картины. Это могут быть футуристические боевики о планете, где убийца сам превращается в свою жертву («Урок»), жуткие фантазии на тему радиации и мутаций («Ветер»), современные вариации на тему легенды о царе Мидасе, только с той разницей, что к чему бы не прикасался главный герой, нажимается красная кнопка и где-то происходит очередной взрыв («Кнопка»).
«Кнопка» Режиссёр Роберт Саакянц
Это может быть политическая сатира-коллаж «Всё хорошо» или даже экранизация ещё одной сказки Туманяна «Топор», но детям это уже противопоказано. Насилие, секс, кровь, тупая сила – вот ключевые образы этих картин. Художник Саакянц теперь выступает как гражданин. Это уже не худрук мультподразделения «Арменфильма» (его звали руководить «Союзмультфильмом», но он отказался), а опальный поэт, который громко провозглашает неудобную правду. Неудобную, но всегда высокохудожественную. Для этого даже пришлось уехать в Москву, потому что в Ереване работать возможности уже не было.
Не случайно в мультфильме «Ковчег» вся история эволюции движется ровно до величественной «Оды к радости» из Девятой симфонии Бетховена. Только в культуре, в творчестве, в полёте человеческого духа видит Саакянц выход из катастрофы, в которую загнала себя не только страна, его родная Армения, а всё человечество. Хотя Армения особенно, что нашло крайнее выражение в памфлете «Я тоже армянин». Армяне из Еревана едут в этом мультфильме фактически в никуда, на край Земли, а по дороге грабят, издеваются и уничтожают друг друга. Саакянц вообще всегда был патриотом Армении, хотя и патриотом особого свойства. Например, в любой публичной беседе он принципиально говорил только по-русски, что вызывало возмущение многих его собеседников. Родился он в Баку. Ни разу не встал под советский гимн.
«Ковчег» Режиссёр Роберт Саакянц
Умер Роберт Саакянц в 2009 году. Не выдержало, как это часто бывает с большими художниками, сердце. Саакянц не дожил и до шестидесяти лет, хотя до самых последних дней производил впечатление человека, у которого впереди будет ещё очень много открытий и произведений. Теперь открытия остались нам, и открывать заново нужно этого удивительного мастера, выдающегося мультипликатора и человека, встреча с которым в жизни и на экране изменила жизни многих и многих людей – всех возрастов, лишь со способностью открыться подлинному искусству и свободной мысли.