Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Валерий Тодоровский. В поисках стиля

Коротко о режиссёре, продюсере и сценаристе

Трудно определить, что общего в Тодоровском-режиссёре, Тодоровском-продюсере и Тодоровском-сценаристе. Пожалуй, главных черт во всех трёх его профессиях будет две. Одна из них – страсть делать кино во чтобы то ни стало. Другая – стремление ощущать стили и воссоздавать их. Об этом и попробуем поговорить.

Валерий Тодоровский. В поисках стиля

Валерий Тодоровский. В поисках стиля

Есть несколько биографических моментов, которые мало помогают понять Валерия Тодоровского как кинематографиста и как человека, но без которых всё же не обойтись. Он – сын крупного советского режиссёра Петра Тодоровского, бывшего фронтовика, создателя многих известных хитов проката. Впрочем, свои самые громкие фильмы, «Любимая женщина механика Гаврилова», «Военно-полевой роман» и «Интердевочка», Пётр Тодоровский снял тогда, когда его сын уже был практически сложившейся личностью. Правда, до этого Тодоровский-старший работал оператором у Марлена Хуциева, создал ряд ярких режиссёрских киноработ, но это мало сказалось на жизни Валерия. По признанию последнего, он был обычным одесским мальчишкой, который думать не думал о кино, а бегал по улицам и лазил по крышам. А потом, когда переехал с родителями в Москву, много читал. Впрочем, в какой-то момент наследственность дала о себе знать, и Валерий Тодоровский сыграл небольшую роль в кино, а после захотел стать режиссёром. Правда, спустя нескольких неудачных попыток поступить на режиссёрский во ВГИК, он пошёл на сценарно-киноведческий, который и окончил. Так что действительную карьеру Тодоровского-младшего можно начинать с 1986 года, когда вышел первый фильм по его (совместно с Андрисом Колбергсом) сценарию «Двойник».

Режиссёрский дебют Валерия Тодоровского - фильм «Катафалк» (1990).



Через несколько лет состоялся режиссёрский дебют «Катафалк», в котором Тодоровский показал, как минимум, умение работать с актёрским ансамблем, куда входили Вия Артмане, Ирина Розанова, Андрей Ильин. Продюсером того фильма был Марк Рудинштейн, и не удивительно, что уже вторая работа Тодоровского, «Любовь», отправилась на только что созданный фестиваль «Кинотавр», где получила приз за лучшую мужскую роль. Актёра звали Евгений Миронов. Это была не первая его роль в кино: как минимум, он вместе с Владимиром Машковым уже снялся в скандальной жёсткой драме об армии «Делай – раз!» Но именно после «Любви» стало понятно, что актёр это крупный, с большим будущим. Так Валерий Тодоровский «открыл» для кино первую «звезду». Дальше это случится ещё не раз.

В это же время Тодоровский начинает активно осваивать новую профессию – он становится продюсером. Вместе с Игорем Толстуновым и Сергеем Ливневым он создаёт компанию «ТТЛ», чтобы снимать свои и чужие картины. Параллельно Тодоровский пытается поступить на режиссуру во ВГИК, и опять неуспешно. «ТТЛ» выпускает фильмы как своих создателей, так и чужие картины – в частности, фильмы Дмитрия Месхиева, Николая Лебедева. Пишет много сценариев. Вскоре Тодоровский начнёт активно заниматься сериалами – например, в его фильмографии «Каменская» и «Бригада».

«Оттепель» Тодоровского была награждена «Никой» за «творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа».


Стиль для Валерия Тодоровского – не что-то высоколобое и экзальтированное. Это просто единство, цельность языка, на котором идёт разговор со зрителем. Если речь идёт о сериале «Каменская», то его стиль должен узнаваться с первого кадра. Если о драме, выстроенной по правилам киноискусства, то и это должно немедленно угадываться зрителем, даже если он случайно наткнулся на фильм по телевизору. В общем, только там зритель и мог посмотреть наше кино в 90-е, потому что кинопрокат не заснул, но просто умер, а видеорынок как рынок ещё не существовал. Значит, телевидение – место основного приложения усилий. А разница между форматом и стилем, если подумать, не так принципиальна. Очевидно, поиски стиля привели Валерия Тодоровского к созданию одного из самых цельных и ярких фильмов 90-х годов «Страна глухих». Здесь опять обнаруживается работа с актёрами, которые показывают игру, кажется, за пределами своего мастерства. Чулпан Хаматова, Дина Корзун и даже Максим Суханов никогда прежде не выглядели на экране настолько запоминающимися и в то же время настолько включёнными в кинематографическое пространство. Не актёр, не кадр, не сцена – основная единица киноязыка. Единица – это фильм, организм, который существует в себе и для себя, но и для зрителя. И даже «Подмосковные вечера», для которых Тодоровский пригласил сниматься жившую тогда в Лондоне Дапкунайте, угадываются зрителем легко – и по стилю, и по жанру. Кстати, на том фильме Тодоровский осваивает копродукцию, работая совместно с Францией.

Кадр из «Страны глухих».


Всё это кажется очевидным, но на фоне растерянной эклектики 90-х годов было явлением редким и даже провокационным. Особенно появление «Страны глухих», потому что «Катафалк», «Любовь» и «Подмосковные вечера» любопытны сегодня, в основном, историкам кино, это ещё наследники перестроечной драмы, а вот «Страну глухих» смотрят все, она и сегодня вполне современна. Потому что глухие всегда будут слышать лучше, чутче, чем люди с физиологически нормальным слухом, это Тодоровский очень чётко угадал. Он выстроил для глухих целый мир, где всё наоборот, и люди живут без звука, без света, без права на счастье – но стремятся вернуть себе всё это, чувствуя, что всё это их по праву. Не случайно главные героини фильма - женщины.

На новой версии «Весёлых ребят ;)» (2014) Валерий Тодоровский выступил продюсером.


Загадочная женщина – героиня практически всех фильмов Тодоровского, двигатель сюжета, тайна до самого финала и иногда дальше. Крайнее проявление этой загадочности можно найти в фильме Тодоровского «Любовник». Женщина-загадка умрёт в первой же сцене, но её образ будет главным стержнем сюжета. Её муж (Янковский) после смерти жены узнает, что у неё много лет был любовник (Сергей Гармаш), и его любительское расследование перейдёт в экзистенциальный кризис. Да и любовнику тоже непросто придётся. «Шерше ля фам» – но «ля фам э морт», и что тут теперь сделаешь, кого тут искать, кроме себя? Потерявший себя человек – ещё одна ключевая тема Тодоровского. Следующий после «Любовник» «Мой сводный брат Франкенштейн» - отличный тому пример. Это не актуальный фильм о ветеране войны в Чечне, а исследование повреждённости человеческой природы. Потому что сумасшедший параноик, каждую ночь отправляющийся в обход городских окраин, так никого и не предал и был готов отдать жизнь за своих близких, которые его же и предали. Но они остаются жить, потому что они, предатели, такие же, как все, а он – особенный, герой, для которого в негероической реальности нет места. Сюжеты и образы этих двух фильмов настолько притягательны и глубоки, что Тодоровский занят их раскрытием, оставляя пресловутый стиль на втором месте. Больше он себе этого не позволит.

«Любовника» Валерия Тодоровского показали на фестивале в Сан-Себастьяне в 2002 году. За следующие 12 лет туда не смог пробиться ни один российский фильм.


В 2005 году Тодоровский становится одним из основателей компании «Красная стрела», и в фильмах этой компании стиль, прежде всего, визуальный, выходит на первый план. Это касается и «Кислорода», и «Поддубного». Можно по-разному относиться к этим (тоже довольно разным) фильмам, но они узнаются мгновенно. Но особенно это относится к фильмам самого Тодоровского. Понимая, что стиля в современной российской реальности явно не достаточно, а кино наше никаких новых стилей не создало, Тодоровский начинает систематически работать в области стилизации. «Тиски» - это очевидная попытка стилизации наркодрамы-триллера на российской материале. То есть, все узнаваемые черты Тодоровского тут сохранены. Звёздный ансамбль, в котором вместе с Фёдором Бондарчуком и Алексеем Серебряковым играют пока ещё никому не известные Максим Матвеев, Антон Шагин и Екатерина Вилкова. История трагической любви, в которой тайна женской натуры занимает основополагающее место. Тщательно прописанный сценарий. Но проблема в том, и зрители фильма сразу это отметили, что западные жанры редко ложаться на российскую мифологию и неуютно чувствуют себя в нашей действительности. Стиль фильма оказался сильнее производимого им эффекта.

Кадр из фильма «Тиски»


Тогда Валерий Тодоровский решил попробовать работать со стилизацией национального кинематографа, взяв за основу советский мюзикл и добавив туда чуть-чуть рок-оперы (в конце концов, некоторые рок-оперы, как «Юнона и Авось», у нас пользуются бесконечной популярностью). Но раз мюзикл советский, значит, действительность тоже должна быть советской. Так возник фильм «Буги на костях», постепенно приобретший более понятное массам название «Стиляги». Ретро в фильме условное, потому что пятидесятые Тодоровский выдумал целиком заново. Для мюзикла это характерно. Риск был большой, поэтому умножать его было нельзя. Поэтому здесь Тодоровский работал либо с молодыми актёрами из «Тисков», либо со звёздами вроде Гармаша, Янковского и Ярмольника. На главную женскую роль была приглашена известная молодая актриса Оксана Акиньшина, вполне отвечающая требованиям Тодоровского к женскому образу. В фильме звучат известные советские рок-хиты, что добавляет условности происходящему: конечно, никак не могли стиляги петь песни «Наутилуса», хотя песня легла в фильм так, что оказалась как будто про них. И исполняется она на манер пинкфлойдовской Brick in the Wall. В этот раз стилизация сработала, фильм был очень успешен в прокате и получил положительную критику, но особенно хорошие результаты показала демонстрация фильма по ТВ. Зритель всё равно сидит у телеэкрана, понял Тодоровский. Затраты на производство на ТВ значительно ниже, риск меньше, а успех может быть куда более масштабный.

Трейлер мюзикла «Стиляги»


Дальше была «Оттепель» - первый сериал, где Тодоровский выступил режиссёром, а не только продюсером. Возможно, именно для подобных проектов Тодоровский основал «Продюсерскую студию Валерия Тодоровского». Стилизации советского кино – вот путь к зрителю. «Географ глобус пропил» - это типичная драма эпохи «застоя» (хотя формально действие происходит в наши дни), а «Оттепель» - это всё тот же мюзикл, но уже о шестидесятых годах, которые Тодоровский опять выдумал сам. Сложил из сохранившихся легенд, мифов и стереотипов, наполнил антиквариатом, даже заказал стилизованные под 60-е песни, которые оказались настолько аутентичными, что многие зрители даже «вспоминали» их из своей молодости. Здесь стиль дополнен достаточно сложным для телесериала сценарием и неоднозначными характерами персонажей, но при этом формат сериала позволил рассказать историю подробно и понятно, что обеспечило фильму большую популярность.

Музыкальный трейлер «Оттепели»

Тодоровский не останавливается на достигнутом. На российские экраны вышла новая стилизация советского кино, названная в честь известнейшего советского киномюзикла «Весёлые ребята». Здесь Тодоровский только продюсер, поэтому фильм не несёт в себе признаков его творчества. Но визуально фильм стремится к стилизации тридцатых годов – не реальных, а кинематографических, мифа, который легко приживается и в современной реальности Москвы, модных тусовок и обустроенных столичных парков. Музыка здесь современная, герои – современные, но стиль – остаётся. Дело даже не в мелькнувшем на экране старинном советском автомобиле, а в том, как этот автомобиль блестит, переливаясь под солнечными лучами. Это уже не реквизит. Это – визитная карточка Тодоровского, играющего с кинореальностью в захватывающее путешествие по несуществующим мирам, которые чем неправдоподобнее, тем больше похожи на наш. Хотя, возможно, сам Тодоровский и заставил нас в это поверить.

Трейлер «Весёлых ребят ;)»
Оттепель (сериал, 12 серий), Страна глухих, Катафалк, Тиски, Весёлые ребята ;)
Валерий Тодоровский

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>

Читайте также

Все материалы
Rambler's Top100