Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

На ММКФ показали картину «Посетители» Годфри Реджио

Легендарный режиссёр лично представляет фильм

Пожалуй, «Посетители» - самый долгожданный фильм из всех представленных на ММКФ. Хотя бы потому, что его ждали 12 лет – с момента, когда Годфри Реджио выпустил «Накойкаци», третью часть своей знаменитой трилогии «Каци» («Катси»). Казалось, фильмов от него больше не последует, но «Посетители» уже покорили США и многие другие страны Запада и теперь сразили московскую публику. На показ картины в зале IMAX было невозможно попасть и доходило едва не до рукоприкладства.

На ММКФ показали картину «Посетители» Годфри Реджио

На ММКФ показали картину «Посетители» Годфри Реджио

На этом кадре из «Койяанискаци» можно увидеть прообраз фильма «Посетители»
Прежде всего, стоит сказать, что визуальный стиль Годфри Реджио радикально трансформировался. Буйство цвета в пейзажах и портретах сменила строгая чёрно-белая палитра. Количество локаций строго ограничено. Пейзажей самый минимум. Большая часть фильма – это портреты людей, лица, высвеченные в темноте и снятые рапидом. Правда, кроме людей есть ещё и очень выразительная горилла. Она нужна людям для того, чтобы они осознали себя людьми, как сказал журналистам Реджио.

Начиная с конца 70-х до начала 2000-х, Годфри Реджио выпустил три полнометражных фильма (единственных за всю его карьеру), образовавших трилогию «Каци». Это были огромные по масштабу полотна без слов, где на зрителя под музыку Филипа Гласса неслись мощным потоком пустыни и облака, толпы мегаполиса и колонны грузовиков, вереницы взрывов и плеяды электрических звёзд, образованные аудиовизуальными образами из масс-медиа. По сути, это было грандиозное по размаху и масштабу послание человечеству, призыв одуматься, пока цивилизация, запутавшаяся в войнах, технологической гонке и тотальной лжи самим себе, сама себя не погубила окончательно. Реджио не просто режиссёр, он – пророк, а его «глаголы» – аудиовизуальные образы.


Горилла по прозвищу Триска теперь вошла в историю кино так же, как шимпанзе из «Космической одиссеи» Кубрика, с которой, кстати, некоторые уже сравнивают «Посетителей»
В отличие от трилогии «Каци», предназначение которой довольно прозрачно и сформулировано уже в названиях самих составляющих её фильмов, в «Посетителях» послание зрителю прямо не выражено. Вернее, фильм требует от зрителя, чтобы тот сам задал себе вопросы, главный из которых: «Кто мы?» Если развить этот вопрос в том направлении, которое задаёт Реджио, то возникнут другие. Что такое современный человек? К чему он устремлён? Как он меняется от постоянного потребления информации, смотрения на всевозможные экраны? Остаётся ли в нём что-то человеческое? Пессимистичные образы белых лиц, искажённые гримасами напряжения (спортивные болельщики, геймеры) или принявшие безучастные выражения, сменяют друг друга. Глаза большинства зрителей оказываются пустыми, а смотрят они на нас, тоже зрителей, сидящих в зале. Не зеркало ли это? Осталась ли душа в зрачке смотрящего?

Здесь Реджио делает переход к метафорам. В трилогии «Каци» у него много величественных видов, насыщенных гармонией и миром: природа поставлена в пример человеку, оторвавшемуся от неё. В «Посетителях» Реджио показывает затопленные леса, болота, пустоши, свалки, разрушенные дома – такой он видит душевную жизнь своих героев, то есть, самых простых современных людей, нас с вами. Информационные бури высосали из нас наше собственное содержимое, люди сами превратились в экраны, плоскости, на которые можно проецировать что угодно. Этот вывод напрашивается после просмотра Реджио, но не навязывается им. Он просто предлагает взглянуть на себя со стороны, ощутить себя чужим человечеству, как это делает горилла из Нью-Йоркского зоопарка, занимающая в «Посетителях» особое место. Она – единственная личность в фильме, её взгляд всегда полон и… мудр. Тоже превосходная метафора, хотя весёлой её нельзя назвать – так же, как и выдающийся фильм Годфри Реджио.
Годфри Реджио

Новинка

Эмоции от статьи

Читайте также

Назад
Вперед
Все материалы
Rambler's Top100