Сын советских эмигрантов Гейб Польски, хоккеист и кинематографист, снял картину о самом славном времени в истории русского хоккея - с начала 70-х до середины 90-х. Не так важно, что главные звезды этого спорта постепенно переехали в США. Важно, что возникло явление, корни которого чрезвычайно глубоки и не очень понятны современному поколению.
В Каннах показали «Красную армию» Гейба Польски
Ситуация со стороны может показаться несколько абсурдной.
Молодой американец из Чикаго приезжает в Россию, собирает много хроники и делает интервью с теми, кто был самыми известными хоккеистами тридцать-сорок лет назад. Создаёт фильм о советском хоккее, а главным героем этого фильма становится Вячеслав Фетисов, свободно говорящий с режиссёром по-английски о загадочной русской душе и о других, не менее загадочных русских предметах. Об отношениях человека и государства в СССР и России. О «железном занавесе». О советских магазинах. О тренировках хоккеистов, напоминающих не то пытку, не то древний жестокий обряд инициации. О Родине.
Трейлер фильма «Красная армия»Ответом на вопрос «зачем?» будет не то, что Гейб Польски через своих родителей-иммигрантов чувствует связь с нашей страной. И не то, что он много лет профессионально играл в хоккей, а его тренером долго время был советский иммигрант. Скорее всего, решающую роль тут сыграло сотрудничество с
Вернером Херцогом, у которого Польски работал несколько лет назад в съёмочной группе, например,
«Плохого лейтенанта». Херцог известен тем, что в своих фильмах, игровых и неигровых, он в каждом персонаже умеет показать иррациональность, хаос, странность. Обычный, на первый взгляд, человек у Херцога мгновенно превращается в объект для психиатрической экспертизы, и это нормально, потому что мы все - психи, с точки зрения Херцога. По крайней мере, Херцога-художника.
Вячеслав Фетисов и Виктор Тихонов
Предположим, что Гейб Польски заразился от Херцога этой провокационной идеей, так как фильм «Красная армия», где Херцог, кстати, выступил в качестве исполнительного продюсера, весь наполнен узнаваемым ощущением лёгкого и весёлого безумия. У нас так подобное кино не снимают. Слишком много известных людей, среди которых Фетисов, Третьяк, Познер и многие другие спикеры, о которых принято говорить только с пиететом. У молодого и озорного Польски пиетета нет, у него есть интерес к феноменам советского хоккея и русской души. Поэтому он задаёт своим спикерам неудобные вопросы, оставляет «испорченные» дубли подготовки к интервью, звонков мобильных телефонов, оговорок и пр. Невизируемый материал.
Результат этого озорства и провокации - один из интереснейших фильмов, которые когда-либо были сделаны о хоккее. В зале, где проходила официальная премьера фильма в Каннах (туда пришел и Фетисов с женой), в начале сеанса публика признавалась, что ничего не смыслит в хоккее. Тьерри Фремо даже устроил голосование через поднятие рук, чтобы доказать это. Но на два часа фильма все зрители превратились в хоккейных фанатов и вместе с автором фильма пытались понять, просматривая бесконечные хронику и интервью с уже пожилыми хоккеистами, тренерами, журналистами, историками - что это было за чудо: творчество на льду, рождающееся в худших муках тоталитарного режима.