Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

«Парадокс». Кого и за что номинировали на «Оскар» за «Лучший полнометражный документальный фильм»

Рубрика «Фильм Про» о неигровом кино

«Оскар» в номинации «Лучший полнометражный документальный фильм» собирает в себе не просто несколько качественных картин, которые понравились представителям Американской киноакадемии. Здесь действуют особые законы, о которых мы поговорим в нашей новой рубрике «Парадокс» – на примере номинантов на «Оскар» - 2014.

«Парадокс». Кого и за что номинировали на «Оскар» за «Лучший полнометражный документальный фильм»

«Парадокс». Кого и за что номинировали на «Оскар» за «Лучший полнометражный документальный фильм»

В 2013 году оскаровские академики признали лучшим фильм «В поисках Шугармена» о незаслуженно забытом фолк-музыканте Родригесе. Это детектив и даже почти триллер о том, как песни Родригеса стали гимном освободительного движения в ЮАР, а сам Родригес, не подозревая о том, превратился за океаном в легенду


Категория «Лучший полнометражный документальный фильм» - одна из старейших за всю историю существования премии. В неё попадают фильмы о том, что, по мнению Киноакадемии, наиболее важно сейчас знать обществу, о чём следует говорить и спорить. Не всегда они представляют собой высокохудожественные произведения, и многие крупнейшие американские документалисты так и не были ни разу в числе лауреатов. «Оскар» вручают, как правило, публицистическим картинам, и тематика их чаще всего связана с войной, политикой, экономикой или глубокими социальными переменами, происходящим в США.

Сама постановка проблемы и честность при её раскрытии часто оказываются важнее, чем политкорректность или так называемые «национальные интересы», которые могли бы препятствовать «неудобному» разговору. Взять, скажем, одного из номинантов на «Оскар» - 2014, «Грязные войны» Рика Роули. Главный герой фильма, известный военный журналист Джереми Скахилл, ведёт рискованное расследование преступлений американской армии в Пакистане. Военная криминалистика в американском документальном кино последних лет занимает огромное место, что находит отражение и в «оскаровских» списках: каждый год среди номинантов обязательно оказывается картина о том, что творится внутри военных сил США. Изнасилования, жестокие пытки и допросы, военные тюрьмы, убийства мирных жителей, замалчивание высшими военными чинами правды – всё это выносится на суд общественности. Такие фильмы редко собирают много денег в прокате, это зрелище не для слабонервных. Номинация на «Оскар» для всего мира – дополнительный призыв посмотреть это кино, подумать о нём. Америка этим как бы говорит, что не боится показать нелицеприятную правду о себе, провести публичную работу над ошибками, наказать виновных.

Трейлер фильма «Грязные войны»

В «Грязных войнах» расследование Скахилла начинается с того, что он познакомился с пакистанской семьёй. Эта семья, как он выясняет, стала жертвой нападения американских военных, охотящихся за талибскими боевиками и за бен Ладеном лично: тогда охота на него была в самом разгаре. В процессе рейда американцы убили двух беременных женщин, мучили и пытали мужчин. А потом ножами вырезали из тел свои пули, чтобы невозможно было идентифицировать убийц. Скахилл предполагает, что действовало особое подразделение спецназа, которое маскируется под талибов и подчиняется лично американскому президенту и что только публичное обсуждение этого преступления может остановить чинимый военными беспредел. Как и следовало предположить, Скахилл натыкается на стену равнодушного молчания среди американских чиновников, к которым он идёт со своими обвинениями. И он продолжает своё расследование, помня, как несколько лет назад его книга о преступлениях американской армии в Ираке стала поводом для скандала национального масштаба, и надеясь, что ему удастся привлечь общественное внимание и в этот раз. Его работа становится всё опаснее, но и количество связанных с его расследованием преступлений тоже растёт, и правда кажется слишком чудовищной, чтобы в неё поверить.

«Грязные войны» критики уже прозвали «документальным «Борном»


После того, как «Цель номер один» получил свою часть славы на «Оскаре», Киноакадемия решила узнать, как всё было на самом деле


Этот фильм получил награды на главном американском кинофестивале «Сандэнс» и на других престижных киноконкурсах, вышел в прокат, собрал массу положительных критических отзывов. В одном из них фильм даже метко назвали «документальным «Борном». Номинация на «Оскар» - это уже сигнал для всего мира: внимание, это кино нужно смотреть! Даже если фильм не будет награждён.

Сегодня модно ругать американское документальное кино. Причём ругают часто сами американские режиссёры: дескать, не хватает денег, не показывают в кинотеатрах, отказывают на телевидении. Но при этом американское документальное кино – самое богатое в мире. Здесь бюджеты в $ 500 тыс. считаются обычными, американские документалисты могут себе позволить ездить по всему миру, снимая кино. Поэтому у оскаровских номинантов такая разнообразная география.

Фильм «Площадь», второй номинант на «Оскар» и также участник «Сандэнса» (о том, как фестивальная судьба ведёт фильмы от премьеры на «Сандэнсе» к оскаровской церемонии, - разговор особый), снят в Египте – понятное дело, о гражданской войне, которая там разразилась. Сочувствие авторов на стороне противников Мубарака, что вполне отражает всегдашнюю американскую ненависть к любым проявлениям тоталитаризма. Здесь важно иметь в виду, что режиссёр фильма Джехэн Нуджейм родился в Египте, но статусно он – американский режиссёр, который живёт, снимает и показывает свои фильмы в США.

Поэтому ему очень легко быть своим – для повстанцев, которых он интервьюирует в Египте, - оставаясь всё-таки человеком со стороны, который может себе позволить более объективный взгляд на события. Объективный, но не равнодушный! Фильм «Площадь» снят очень страстно, трясущаяся ручная камера выхватывает самые яркие эпизоды стычек повстанцев и военных, а вторая камера, со штативом, снимает красочные панорамы происходящего. Потому что каждый американский режиссёр понимает: зрелищность для фильма, претендующего на показ в кинотеатрах, стоит на одном из первых мест. Даже по трейлерам каждого из оскаровских номинантов можно сделать выводы о высочайшем качестве изображения и звука, что по российским меркам считается роскошью и редкостью.

Трейлер фильма «Площадь»

Самый известный музыкальный документальный фильм, получивший «Оскар», - «Вудсток» 1970 года



Фильмы о музыкальной индустрии часто становятся номинантами «Оскара». Там с изображением и звуком всё должно быть просто безупречно: слишком развит жанр музыкального документального кино в США, слишком много мощных предшественников было у новичков за последние полвека. При этом просто фильмом-концертом сегодня никого не удивишь, а фильм-наблюдение снимать особенно не про кого: живых легенд музыкальная индустрия давно уже не рождает. Нужно искать более оригинальные ходы. Такой ход придумали авторы фильма «В двадцати футах от того, чтобы стать звездой» (или, если короче, как в оригинале: «Двадцать футов от славы»). Он рассказывает о бэк-вокалистках – тех, без кого невозможно представить себе западную музыку и без кого многие легендарные композиции просто не могли бы звучать так, как они звучат. Они стоят совсем рядом со звёздами, но сами звёздами, за редкими исключениями, не становятся, даже если все признают их талант и красоту. Морган Невилл нашёл несколько пожилых бэк-вокалисток и снял о них фильм. Чтобы ни у кого не возникло сомнений в важности этих женщин для карьер великих музыкантов, он пригласил на интервью тех самых музыкантов. А тех, кто не смог сняться для фильма, показал в архивных кадрах. В результате в фильме можно увидеть Дэвида Боуи и Мика Джаггера, Стиви Уандера и Рэя Чарльза, Стинга и Шерил Кроу, а также многих других музыкантов, присутствие которых автоматически гарантирует фильму зрительский интерес. Таким образом, фильм, вроде как, повествует о музыкальной индустрии, да ещё и о её «золотом веке» в США. Но при это выбранная тема очень психологична. Ведь тут сразу и о творческих кризисах, о приближении к славе и признанию – и потере всего за мгновение, о депрессии и попытках выйти из неё, о неблагодарности – и о памяти. Поэтому, несмотря на то, что фильм снят как форматное телекино, он всё равно находит отклик у любой аудитории.

Трейлер фильма «В двадцати футах от того, чтобы стать звездой»

Когда совсем не публицистический фильм «Марш императора» получил «Оскар», это породило целую волну фильмов-подражаний, а Вернер Херцог потом язвительно замечал, что он единственный, кто едет в Антарктиду снимать кого-то, кроме пингвинов


Каждый год в номинации на «Оскар» есть документальный фильм, который не претендует на публицистичность. Как правило, это либо красочный документальный блокбастер вроде «Пины», либо совсем камерный фильм-портрет. В этом году нам предлагается второй вариант – грустная и смешная кинозарисовка «Милашка и боксёр». Это фильм о старом художнике-авангардисте Усио Синохара, популярном в 60-е годы, и его жене Норико, тоже художнице, живущих в Нью-Йорке. Если быть точнее, то это портрет художника, написанный его женой. Норико когда-то начала писать автобиографический комикс для взрослых. Главная героиня комикса, Милашка, влюбилась в боксёра, а потом всю жизнь страдала – и когда боксёр был целиком занят своим искусством, и когда он изменял её направо и налево, и когда он, будучи невостребованным, уходил в страшные запои. Страницы комикса смонтированы с фотографиями из архива семьи художников, так мы узнаём об их прошлом. Вместе с тем - вот их настоящее: маленькая квартирка, за которую им нечем платить. Творчество Синохара забыто, его картины и скульптуры либо не покупают, либо приобретают за бесценок. Синохаро и его жена ищут средства на существование, продолжают творить. Былые страсти улеглись, наступил мир. «Боксёром» же Норико называет своего мужа, намекая на один из его методов письма, сделавший его знаменитым. Синохара надевал боксёрские перчатки, намазывал их краской, а потом начинал бой с белым полотном, снимая это на видео. Совокупность оставленных перчатками клякс становилась картиной, которая потом продавалась – или не продавалась. Но Синохара до сих пор «рисует» таким образом, что позволяет ему сводить концы с концами. «Милашка и боксёр» - очень милое, остроумное и интимное кино, которое в номинации на «Оскар» оказалось для статистики, не претендуя на награду.

Трейлер фильма «Милашка и боксёр»



Главным же фаворитом «Оскара», который, по всей видимости, просто обречён получить его, стал самый знаменитый документальный фильм 2013 года «Акт убийства». Он собрал богатейший набор наград на всех десятках фестивалей, где он участвовал. Тысячи восторженных рецензий об этом фильме переполняют СМИ и интернет. Фильм показан практически во всех странах мира, куплен крупнейшими телеканалами. Он был выпущен на Blu-Ray и быстро попал в десятку самых продаваемых в интернете документальных фильмов. Трудно найти такого человека, который бы интересовался кино и не слышал об этой картине.

Режиссёр предложил своим героям воскресить воспоминания молодости и инсценировать (с их же участием в главных ролях) сцены с пытками и убийствами.


«Смеющийся человек» - главный в истории фильм с саморазоблачением преступника. Его популярность и значение были таковы, что сценарий фильма был напечатан во многих странах, включая СССР


«Акт убийства» - это шокирующий рассказ о геноциде, который происходил в Индонезии в 60-е годы. Шокирующий потому, что главные палачи этого геноцида не только никогда не были наказаны, но и стали со временем крупнейшими и уважаемыми политиками своей страны. И вот теперь документалист Джошуа Оппенхаймер встретился с ними и попросил рассказать об их «подвигах». Такой приём не раз использовался в неигровом кино: вы приходите к человеку, которого считаете преступником, но делаете вид, что вам просто интересно услышать его версию событий. Позволяете ему говорить то, что он сам считает нужным. Человек чувствует интерес, начинает хвалиться своими преступлениями, а потом в фильме это превращается в обвинение против него самого. Один советский документалист называл это «самоубийством на экране».

Оппенхаймер не просто попросил своих героев рассказать о геноциде. Он предложил им инсценировать сцены с пытками и убийствами – с их же участием. Палачи, включая главного героя фильма, Анвара Конго, с удовольствием согласились показать, как именно они расправлялись с коммунистами, китайцами и интеллигенцией. Тем более, что сами они – большие любители западного кинематографа, а Анвар до того, как превратиться в палача, продавал билеты в кино, периодически занимаясь мелким бандитизмом. Даже способы умерщвления и пыток, которые он использовал, он брал из полюбившихся ему кинофильмов, чувствуя себя сошедшим с экрана гангстером. Ему нравилось играть. Он даже соглашается, когда Оппенхаймер предлагает ему при реконструкции сменить роль и почувствовать себя жертвой. Анвар хохочет, изображая и смакуя те мучения, которые испытывали погубленные им люди.

Трейлер фильма «Акт убийства»

Художественная выразительность вкупе с потрясающей откровенностью экранных исповедей создали «Акту убийства» заслуженную славу, и, видимо, этот фильм навсегда войдёт в историю кинематографа. Кроме того, он очень актуален для многих стран, где бывшие преступники и убийцы стоят во главе государств. В России фильм вышел ограниченным тиражом, но идёт при полных залах. Не забудьте посмотреть его и других номинантов до церемонии вручения «Оскара», если вы этого ещё не сделали, потому что игровые фильмы стареют и забываются, а вот подлинные документальные шедевры остаются навсегда – как свидетельства и как образцы взгляда художника на мир, в роковые минуты которого ему довелось жить.
Акт убийства, Милашка и боксёр, Площадь, Грязные войны, В двадцати футах от того, чтобы стать звездой
Джошуа Оппенхаймер , Джехэн Нуджейм, Морган Невилл, Рик Роули

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>

Читайте также

Назад
Вперед
Все материалы
Rambler's Top100