Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

Абделлатиф Кешиш: «На первом плане должны быть чувства»

Интервью о фильме «Жизнь Адель»

Уже довольно давно Абделлатиф Кешиш считается одним из главных режиссёров мира - наряду с Кристианом Мунджиу, Апичатпонгом Вирасетакуном, Брийянте Мендосой, братьями Дарденн и другими актуальными авторами. Своим фильмом «Жизнь Адель», которому Стивен Спилберг присудил «Золотую пальмовую ветвь», Кешиш только закрепил свой статус. Сергей Сычёв встретился с Кешишем накануне выхода «Жизни Адель» в российский прокат.

Абделлатиф Кешиш: «На первом плане должны быть чувства»

Абделлатиф Кешиш: «На первом плане должны быть чувства»

Сергей Сычёв
Насколько неожиданным для вас стало то, что многие говорят не о фильме, а о скандалах, связанных с ним?


Абделлатиф Кешиш
Очень жаль, что я ещё могу сказать? Я надеялся, что он будет воспринят как гуманистическое высказывание. Думал, что всем будет интересно, как там показаны люди с их радостями, горестями, жаждой жизни. Что такое встретиться и что такое расстаться с любимым человеком. Я думал, что, выходя из зала, люди будут думать о чём-то прекрасном. А вместо этого я наблюдаю то, о чём вы говорите. Да, мне очень всё это неприятно. Публике оказались интереснее какие-то внешние, лишние, не интересные мне вещи, чем то, что я закладывал в фильм. Я об этом много говорил, давал интервью, объяснял. Даже написал огромную статью на десять страниц и опубликовал её в интернете, можете её прочесть.

Автографы Кешиша и Экзаркопулос на обложке брошюры «Жизни Адель», напечатанной к Каннскому МКФ


Сергей Сычёв
Она пока не переведена на русский.


Абделлатиф Кешиш
Так нужно срочно перевести! Я там очень детально высказываюсь по каждому «скандальному» пункту, связанному с фильмом. Просто мне в какой-то момент показалось, что снова и снова говорить об этих вещах похоже на какое-то странное извращение. А я, знаете, не любитель таких вещей. Это какая-то странная уловка, чтобы увести от важного, и я не знаю, кто её затеял. Я могу говорить о фильме, давайте говорить о фильме! Он не имеет никакого отношения к каким бы то ни было скандалам.



Сергей Сычёв
Между тем, ваши фильмы не впервые используются отдельными людьми как инструменты в спорах о политике. Вы к этому так и не привыкли?


Абделлатиф Кешиш
И не собираюсь привыкать. Моё дело – снимать кино, выражать себя. Если люди смотрят мои фильмы, но видят только политические схемы, то это их проблемы.



Сергей Сычёв
С чего начался фильм «Жизнь Адель»? У меня такое ощущение, что его корни нужно искать в вашем фильме «Уловка»


Абделлатиф Кешиш
Совершенно верно. Как раз когда я снимал «Уловку», я задумался о том, как бы продолжить «жизнь» одного из персонажей, преподавательницы французского языка. Я начал работу над сценарием, где эта женщина была бы главной героиней. У неё должны были быть определённые сложности в личной жизни, однако ей как-то удавалось преодолевать все трудности. И при этом оставаться творческой личностью.


Сергей Сычёв
Значит, вы работали над этим фильмом параллельно с другими картинами, которые вы сняли с тех пор?


Абделлатиф Кешиш
Нет, всё-таки это ещё не была история Адель. Та героиня отличалась, у неё были иные конфликты. Та идея была сыровата, она существовала как замысел. Я даже не закончил тот сценарий. Он никак не складывался, мне не удавалось найти какой-то верный ход для него. Когда я прочёл графический роман «Синий – самый тёплый цвет», у меня в голове воскрес тот, старый, замысел. Вернее, сама героиня. Я подумал, что её любовь к другой женщине может дать этой истории новый поворот. И очень точный. Поэтому я создал сценарий как бы на основании и графического романа, и своего собственного прежнего замысла. Затем основной проблемой было удержать в этой истории живой дух. Поэтому я не следовал роману буквально, а всматривался в сценарий и искал в нём намёки на то, что нужно делать дальше. Мы с ним режиссировали друг друга. Я даже не знал, чем всё кончится. Мне в какой-то момент стало ясно, что нужно раскрывать эту историю как роман инициации. Но затем туда стали вторгаться новые темы: случай, любовь, социальные условности. Но отправной точкой всё равно был роман инициации. Поэтому в фильме я и упоминаю «Жизнь Марианны» Мариво, который как раз таковым и является.

Адель Экзаркопулос - находка Кешиша, и теперь остаётся ждать её звёздных ролей у других именитых режиссёров


Сергей Сычёв
Как вы нашли Адель Экзаркопулос И, главное, как устанавливали с ней контакт?


Абделлатиф Кешиш
С нахождением всё было очень обыденно. Она пришла на кастинг – и прошла его. Она мне показалась самой подходящей актрисой. Это вопрос не такой простой, потому что об этом можно говорить часами. Сложная и долгая работа. Режиссёр потому и режиссёр, что знает, как установить контакт с актёрами. Но объяснить это в нескольких словах? Не знаю, мой метод работы с актёрами не меняется с того момента, как я начал снимать кино. Ты сначала обсуждаешь с актёрами их роль, потом начинаешь репетировать – и это два совершенно разных дела. Постепенно у актёра появляется доверие к тебе, а тебе нужно дождаться, пока оно не устоится. А потом снова репетиции, репетиции, репетиции.


Сергей Сычёв
Что вы делали для того, чтобы Адель Экзаркопулос слилась со своей героиней?


Абделлатиф Кешиш
Я прекрасно отдаю себе отчёт в том, что Адель и её персонаж – разные люди. Это вполне нормально. Более того, даже необходимо, чтобы актриса была не совсем такой, как человек, которого ей нужно играть: иначе как бы она смогла перевоплотиться? Это парадокс, который содержится в искусстве актёра: приблизиться к человеку, сыграть человека, которого нет, пока ты его не создал. Вообще, весь этот процесс хорошо осмыслен и описан русскими, особенно Станиславским.



Сергей Сычёв
Это всё теория, а хотелось бы практики. Вы дали Экзаркопулос прочесть роман «Жизнь Марианны» Мариво. Может, вы ещё предлагали ей поносить одежду её героиню или использовали ещё какие-то приёмы?


Абделлатиф Кешиш
Да, приёмы были, но рассказ о них был бы очень долгим. А скатываться к нескольким фразам было бы вульгарно. Мы очень, очень долго говорили с Адель. Я присматривался к ней. Мы искали способы передать то, как девушка превращается в женщину, работали над развитием аффективной памяти. Адель должна была снова и снова мысленно пережить трудные моменты своей жизни, чтобы лучше понять свою героиню. Мы сходили с ней на несколько спектаклей, я дал ей книгу Мариво, а ещё у неё было несколько дней стажа в качестве школьной учительницы.

Трейлер фильма «Жизнь Адель»

Сергей Сычёв
Сколько времени заняла эта подготовка?


Абделлатиф Кешиш
Скажите, а вы не актёр, случайно? (смеётся) Трудно сейчас точно посчитать. Мы работали шесть месяцев в общей сложности, но это было не постоянное общение. Мы встречались периодически, я что-то объяснял, вбрасывал какие-то мысли, а Адель работала над задачами, которые я для неё ставил. И всё проходило очень естественно. Иногда даже бессознательно.




Сергей Сычёв
Как вы работали с Леей Сейду ? Вам не пришлось её «ломать», чтобы она забыла свои актёрские навыки и стала такой же естественной, как Адель Экзаркопулос?

Леа Сейду сыграла главную роль в своей жизни, но в печати выступает против методов Кешиша. Сам Кешиш комментирует это в большой статье, на которую он ссылается в нашем разговоре


Абделлатиф Кешиш
Да, задача была та ещё. «Ломать», может быть, слишком жёсткое слово. Я её пытался, скорее, «перестроить». Впрочем, если описывать эту работу, то она была похожа на то, что я делал с Адель. Ей пришлось взять несколько уроков в художественной школе, она занималась живописью, но главное, всё равно – репетиции и репетиции. Постоянно.


Сергей Сычёв
Вы этих актрис подбирали по-отдельности или по принципу совместимости?


Абделлатиф Кешиш
Сначала я нашёл Лею Сейду. А потом подобрал Адель, но я не думал при этом о Лее. Тут, я думаю, сработала интуиция.



Сергей Сычёв
Вы поместили в фильм специальные конструкции, которые как бы расшифровывают для зрителя сюжет…


Абделлатиф Кешиш
Да, это уже с первой сцены задаётся: на уроке обсуждают книгу Мариво, и мы быстро понимаем, что это обсуждение не книги, а того, что будет происходить с девушкой по имени Адель в фильме. Но я постарался сделать это так, чтобы вы не восприняли это как приём, но чтобы это происходило как можно более естественно, незаметно. Видите ли, когда я снимаю фильм, мне важно рассказать историю, которая вас тронет и заинтересует. Она обязательно должна касаться чувств. Поэтому на первом плане должны быть чувства, а не тематика, иначе зритель будет думать, что фильм искусственный. Конечно, у меня есть темы, которые меня интересуют: случай, любовь, социальные различия. Но они должны оставаться в тени той истории, которая рассказывается в фильме.



Сергей Сычёв
В соответствии с философией экзистенциализма, о которой говорится в фильме, Адель показана в тотальном внутреннем одиночестве. Насколько это ощущение свойственно вам лично?


Абделлатиф Кешиш
В фильме есть сцена, где Эмма говорит о Сартре и о его идее свободы. Но это всего лишь теория. Адель говорит, что она не читала «Экзистенциализм – это гуманизм» и не понимает, о чём идёт речь. Но она сравнивает Сартра с Бобом Марли и говорит, что, в конечном итоге, не нужно теоретизировать, чтобы жить и быть свободным. Она уже такова. А Эмме этого никогда не понять. Вы знаете, я не хотел отвечать на этот вопрос, но я всё же ответил, хотя вам, возможно, кажется, что я говорю не о том, о чём вы спросили. Это не так, поверьте мне.
Жизнь Адель, Уловка
Абделлатиф Кешиш

Новинка

Эмоции от статьи

Поделись своими эмоциями от статьи
радость
восхищение
удивление
мотивация
подавленность
тревога
грусть
страх
отвращение
разочарование
Написать комментарий

Написать комментарий

Символов осталось: 1000

Написать ответ

Символов осталось: 1000

Смотри также

Все фильмы>

Читайте также

Назад
Вперед
Все материалы
Rambler's Top100