Нынешний кинофестиваль отличился довольно большим списком громких имён и провокационностью затронутых в фильмах тем. Членам жюри во главе со Стивеном Спилбергом предстояло выбрать из 20 картин лишь одну. Совсем скоро по красной ковровой дорожке пройдут номинанты и будущие победители 66-го Каннского кинофестиваля.
18:02
Началась красная дорожка, предваряющая закрытие Каннского кинофестиваля. Погода сегодня ясная, на небе солнце, на улице жарко. В общем, полная противоположность дню открытия, когда был сильный ливень, да ещё и холод такой, что даже под навесом знаменитости предпочитали не задерживаться
18:04
Все ждут объявления призов. Расклад в этот раз всем понятен. Есть фильм-событие "Жизнь Адель" (возможно, в нашем прокате он будет называться "Синий - самый теплый цвет") Абделатифа Кешиша. Этот фильм уже победил, потому что его поддерживает абсолютное большинство критиков и других зрителей, прорвавшихся на сеансы фестиваля. Даже те, кто ругает, ругают больше из вредности, чтобы не петь фильму гимны хором со всеми остальными. Теперь проблема, как и ожидалось еще до начала фестиваля, в том, слишком ли консервативен Спилберг, чтобы не наградить этот фильм. Опять же, из вредности, как это будет расценено всем миром, следившим за фестивалем. Или же Спилберг вручит "Ветвь" Кешишу, и это будет не слишком оригинальный, но зато самый справедливый шаг. Об этом все и говорят, делают ставки, иронично предполагают, что Спилберг наградит кого-то из тех, о ком журналисты даже не стали писать в своих фестивальных отчетах
18:09
Между тем, на дорожке Мадс Миккельсен в обнимку с Азией Ардженто. Это можно понимать как намек на то, что фильму будет вручен какой-то приз, хотя "Михаэль Кольхаас" Арно де Пальер по пьесе Клейста ни в каком отношении не может сравниться с прошлогодней "Охотой" Томаса Винтерберга, за участие в котором Миккельсен получил здесь приз за лучшую мужскую роль
18:12
У Летиции Каста на шее колье, на котором висит имитирующий замок драгоценный камень внушительного размера
18:12
Продюсер Харви Вайнштейн на дорожке. Слышно, как он своим хриплым голосом хвалит конкурс
18:14
Аньес Варда ходит по дорожке, позируя фотографам. Она была главой жюри, которое вручает "Золотую камеру". И Людивин Санье здесь. Она тоже член жюри - "Особого взгляда"
18:16
Между тем, вчера было вручено два важных и престижных приза фестиваля. Жюри ФИПРЕССИ под руководством президента Клауса Эдера вручило свой приз "Жизни Адель". А экуменическое жюри наградило "Прошлое" Асгара Фархади, менее изящный, чем "Развод Надера и Симин", зато проповедующий гуманистические ценности и не слишком радикальный. Его несколько портит детективная составляющая, хотя для кого-то это может быть и достоинством
18:20
После церемонии будет показан фильм "Зулу" Жерома Салля с Орландо Блумом и Форестом Уитакером в главных ролях. Полицейская история, действие которой происходит в Южной Африке, если верить аннотации.
18:23
На дорожке Беренис Бежо и Асгар Фархади. Фильм "Прошлое" снят на французском и во Франции. Значит ли это, что Бежо могут наградить за её роль? В принципе, могут. Она играет женщину, которая разводится с одним мужем, чтобы выйти замуж за другого, подозрительно напоминающего предыдущего, только моложе. Прошлый муж должен сам увидеть, как ей хорошо с новым мужчиной. Правда, он-то видит, что вовсе не так уж все прекрасно...
18:25
Ален Делон на дорожке. Он недано приезжал в Москву на премьеру одной отечественной комедии, где он сыграл эпизодическую роль. Но под каннским солнцем он смотрится органичнее, чем в русских снегах. А его загар показывает, что все предыдущие дни он был далеко от холодных и дождливых Канн
18:27
Стивен Спилберг бродит по красной дорожке, и его всегдашняя добродушная улыбка выглядит сегодня особенно загадочной. Он при каждом случае говорит о том, как ему нравится работать с другими членами жюри. Что он обзавелся несколькими новыми друзьями
18:32
Николь Кидман ходит в своем белом платье очень осторожно. У него настолько открытое и смелое декольте, что любое неосторожное движение может привести к непоправимым последствиям, которые найдут свое отражение во всех репортажах с фестиваля
18:34
Под рев толпы на дорожке появился Кешиш с полным актерским составом фильма. Такого теплого приема в Каннах не каждый режиссер может ожидать. Его актрисы вряд ли ожидали такого триумфа, а сам Кешиш, которого уже давно зрители и критики едва не носят на руках и за предыдущие работы, выглядит более спокойным
18:36
У Умы Турман роскошнейшее платье с длинным шлейфом и декольте. В ушах длинные серьги, очень дорогие на вид. Пока она позирует фотографам, организаторы церемонии включили открывающую музыку из "Криминального чтива", которое получило "Золотую пальмовую ветвь" много лет назад.
18:39
Как обычно, гостей, поднимающихся по ступеньках, встречают Жиль Жакоб и Тьерри Фремо. Конкурс этого года, который они составили, многие в этот раз критиковали за вторичность, консервативность и погоню за известными именами, а не кинематографическими открытиями. Но им теперь есть, что ответить: фильм-событие на фестивале был, и поэтому фестиваль можно считать удавшимся
18:42
Кешиша фотографы не отпускают, фотографируют вместе с актерами из фильма. Те, кто не успел посмотреть фильм, с жадностью слушают тех, кто его посмотрел, и с надеждой смотрят на прокатные планы дистрибьюторов их страны. В российский прокат фильм тоже куплен, но выйдет не раньше зимы
18:45
Форест Уитакер на дорожке. Для каннских завсегдатаев это актёр, получивший здесь приз за лучшую мужскую роль в фильме «Птица» 25 лет назад, а также претендовавший на этот приз в 1999 году с фильмом Джармуша "Пес-призрак: Путь самурая"
18:48
Между прочим, те, кто выступает против "Жизни Адель", называют лучшим фильмом именно фильм Джармуша, "Выживут только любовники". Его поклонники сетуют на то, что Джармуша в Каннах принято не понимать, что это выдающееся произведение, которое показали под конец конкурса, когда зрители уже устали и не смогли его воспринять. Они напоминают, что такая же ситуация была с "Мертвецом", который вошел в историю, но "Золотую ветвь" не получил. Правда, никто из них не дерзает сказать, что "Любовники" могут сравниться по совершенству с "Мертвецом"
18:51
Настораживает, что на дорожке нет Майкла Дугласа. Это означает, что приза ему не дадут, видимо. Хотя за эту роль вполне могли бы, это лучшая роль в его долгой карьере, возможно, его потомки будут вспоминать о ней. Правда, сам фильм не идеален. Так и "Кольхаас" не идеален...
18:56
Дорожка подходит к концу, и перед фотографами остались Жером Салль и его команда, позирующие для фильма закрытия "Зулу". Орландо Блум на фоне Уитакера едва распознаваем. Скромная стрижка и, кажется, жвачка во рту.
18:58
Над дорожкой звучит музыка Александра Депла, который написал ее к "Зулу". Он же композитор "Венеры в мехах". Также в его портфолио музыка к фильмам "Цель номер один", "Операция "Арго", "Королевство полной луны", киносериал о "Гарри Поттере", "Девушка с жемчужной сережкой" и многим другим
19:02
Все проходят в зал Люмьер. 2300 мест заняты все до одного
19:02
Группу фильма "Зулу" встречают стоячей овацией, по традиции
19:02
Паоло Соррентино среди фаворитов, но на дорожке его не было. И Коэнов, долго время лидирующих у критиков, тоже не было. Может, мы их просто не заметили, но все равно грустно.
19:04
И Джармуша нет, кстати
19:05
Охрана заблокировала вход в Люмьер, давая понять, что больше никого туда не пустит. Народ у дорожки стал расходиться
19:06
Одри Тоту в великолепном красном платье с сиреневыми лентами начинает церемонию закрытия. Ей грустно, что фестиваль заканчивается. Хотя еще грустнее должно быть то, что фильм "Пена дней" Мишеля Гондри с ее участием не попал в программу кинофестиваля и показывался только в рамках кинорынка. Зато фильм прекрасен, в июле он выйдет в прокат, а мы уже написали о нем рецензию
19:10
Джейн Кемпион и Мадс Миккельсен на сцене. Они вручают приз Cinefodation. Видимо, за этим Миккельсен и пришел на церемонию. Миккельсен говорит, что эта программа показывает, каким будет будушее кино. Призы "Специальное упоминание" получают фильмы "Белая долина" и "37 градусов на юг", а главный приз - фильм Safe режиссера с азиатской фамилией. Сейчас мы ее не смогли расслышать, но, возможно, на следующем фестивале именно она будет греметь, как сегодня Кешиш
19:14
Аньес Варда вручает "Золотую камеру" за дебют. Фильм победитель - Ilo Ilo Энтони Чена. О нем известно, что действие происходит в Сингапуре
19:16
Это первый раз, когда сингапурский фильм получил приз в Каннах. И режиссер благодарит соотечественников за поддержку. Его фильм участвовал в программе "Двухнедельник режиссеров"
19:17
Настал важный момент. На сцене Стивен Спилберг под оглушительные аплодисменты. Он приглашает на сцену членов жюри одного за другим
19:18
Интересно, что и индийская актриса, и японский режиссер оделись в национальные костюмы
19:19
Спилберг по бумажке читает. Фестиваль провел его и жюри по разных тропам, разным путешествиям, дал впечатление о разнице между тем, как авторы выражают тепло своих душ. Они внимали сердцем и пытались выбрать лучший фильм.
19:21
Летиция Каста вручает приз лучшему актеру. "Брандо, Трентиньян, Пикколи, Николсон, Отой, Вальц. Это люди, которые трогают наши сердца, заставляют нас восхищаться. Стирают границы. Сегодня один из таких людей будет награжден."Спилберг читает: Брюс Дерн за роль в "Небраске" Пэйна. Дерна в зале нет. Пэйн за него благодарит жюри. Дерну 76 лет
19:24
Он сыграл старика, который верит, что рекламный листок дает ему право на миллион долларов, и отправляет в путешествие за получением денег.
19:24
Орландо Блум вручает приз лучшей актрисе. "Актриса не принадлежит себе. Она принадлежит тем, кто на нее смотрит, как сказала Ава Гарднер"
19:25
Бежо выбегает на сцену, закрывая лицо рукой
19:26
Ее синее платье и синие ногти на каннской сцене смотрятся здорово. Она задыхается, благодарит Фархади. "Я так люблю этот фильм, он так много дал мне!", - со слезами говорит она. Даже не сразу нашла путь со сцены
19:27
Пока обе награды - сюрпризы, никто об этом не говорил. Бежо зовет Фархади на сцену. Он выходит и получает массу аплодисментов. Он-то понимает, что вряд ли сегодня еще раз на сцене окажется
19:28
Азия Ардженто на сцене. Ее платье похоже на ночную рубашку. Возможно даже, это и есть ночнушка. Когда она произносит свою речь о сценариях хриплым голосом, все смеются. Спилберг награждает Цзя Чжанкэ за лучший сценарий. Фильм называется "Прикосновение греха"
19:31
Росси де Пальма, звезда Альмодовара, выходит на сцену. "Всю нашу жизнь нас судят. За то, как мы одеваемся, смеемся, говорит. То же и с фильмами. Ты не можешь угодить всем". У нее на руке татуировка в виде змеи. Спилберг вручает приз жюри "Каков отец, таков и сын" Хирокадзу Корээда.
19:34
Никто не ожидал, что Спилберг наградит этот довольно традиционный фильм
19:35
Приз за режиссуру представляет Форест Уитакер
19:35
"Режиссер - это единственный человек, который знает, о чем его фильм"
19:36
Амат Эскаланте, "Эли"
19:37
Вот уж неожиданность! Это первый фильм конкурса. Там поджигают половые члены и катаются в собственной блевотине, очень жесткое кино
19:38
Режиссер совсем молодой, ему едва за тридцать
19:39
Ким Новак представляет Гран-при жюри. Роскошное цветастое платье, похожее на пончо. "Ой, какая честь, какая честь! Вот бы Хичкок и Джимми Стюарт были здесь!" В Каннах показывали отреставрированный "Головокружение"... "Удачи всем!" - желает она, скрестив пальцы
19:41
"Внутри Льюина Дэвиса". И ничего, что Коэнов тут нет!
19:42
Оскар Айзек получает приз и говорит, что он передаст поздравления Коэнам
19:42
Это первый фильм Коэнов, которые они сняли в Нью-Йорке
19:43
И первая действительно ожидаемая награда фестиваля
19:43
"О-ля-ля!", - говорит Тоту. Кажется, наступает момент "Золотой пальмовой ветви"
19:43
Ума Турман представляет приз. Любопытно, что представлять кто угодно может, но призы объявляет только президент жюри
19:44
"Благодаря "Ветви" кто-то из вас узнает, что такое dolce vita", - говорит она
19:45
Ошеломительно! "Жизнь Адель"
19:45
Спилберг говорит, что жюри приняло решение, что вручает приз сразу троим, Кешишу и обеим актрисам
19:45
Что тут началось. Кешиш стоит на сцене, сжал по-буддийски руки, а к нему, захлебываясь в слезах радости, бегут актрисы
19:46
Это волнительный момент с лихвой оправдывает все остальные несуразности в решениях жюри. Спилберг оценил фильм!
19:47
Только аплодисменты, актрисы рыдают в микрофон
19:47
Кешиш тихо благодарит фестиваль и всех, всех, всех. Первый раз в Каннах - и победа. Уже никто ничего не понимает, событие совершилось, состоялось. Его предсказывали и в него не верили
19:48
"Я хотел бы вспомнить Клода Бели, который мне очень сильно помог когда-то". Он вспоминает другие имена тех людей, с которыми ему довелось работать, которых сегодня нет. Он посвящает свой фильм французской молодежи, с которой познакомился на этом фильме. Адель Экзаркопулос стоит и ничего не понимает. Она просто благодарит всех и говорит банальности, но слезы мешают, волосы растрепались, дыхание прерывается. Сейду лучше держит себе в руках. Она благодарит и Адель за все. Хоть "Ветвь" вручили трем людям, но она все равно одна. Сейду обнимает Экзаркопулос. Эту греческую фамилию стоит запомнить
19:52
"Увидимся в следующем году", - говорит Тоту. Все выходят на сцену для группового снимка.
19:54
А мы ждем встречи с победителями. Следите за нашими сообщениями
19:54
Это был один из тех моментов, который все присутствующие запомнят на всю жизнь. Момент большого волнения, момент справедливых лавров подлинному и единоличному победителю Каннского кинофестиваля
19:57
К нам пришли члены жюри. Спилберг говорит, что все эти две недели он совершенно не знал, кто что говорит о фильмах в Каннах. Обычно он на своем айпаде читает новости каждый день, но в этот раз ему было совсем некогда. Так что решение жюри принимало без давления
20:08
Стивен Спилберг говорит, что для него фильм Кешиша - это история большой любви, и каждый зритель чувствовал себя приглашенным посмотреть на эту историю. "Мы все были совершенно заворожены. И любовью, и актрисами, и тем, что на их лицах, а не только в их словах"
20:09
"Я уверен, что фильм будет успешен в США"
20:10
Николь Кидман говорит, что Спилберг хорошо умеет слушать. Поэтому все обсуждения были очень приятными - это была едва ли не самая приятная часть работы. Много зависит от того, когда ты смотришь кино, утром или вечером. Иногда приходится пересмотреть фильм снова, чтобы понять, что ты о нем думаешь
20:13
Спилберга спрашивают, насколько ему важны законы об однополых браках в связи с фильмом Кешиша. Спилберг уточняет, что героини фильма не вступают в брак
20:15
Спилберга спрашивают о других фильмах конкурса с гомосексуальной тематикой. Спилберг отказывается отвечать. "Мы уже сделали свой выбор, зачем возвращаться назад? Все фильмы, которые отобраны в конкурс, хороши"
20:17
Цзя Чжанкэ Спилберг очень хвалит за то, как он соединил четыре истории в своем визионерском фильме
20:20
Спилберг говорит, что в большинстве конкурсных фильмов он не заметил монтажа вообще. То есть, он не обращал на него внимания, а это означает, что режиссер и монтажер наладили идеальный контакт
20:23
Мунджиу говорит, что после каждого конкурса остается чувство легкого неудовлетворения решением жюри. И это нормально, выбор субъективен. Но когда выбор критиков совпал в итоге с решением жюри, стало понятно, что в отношении некоторых фильмов есть общее чувство у всех зрителей
20:25
Между прочим, тут сообщили, что Кешиш планирует сократить фильм для лучшего проката. Возможно, получение "Золотой ветви" позволит ему этого не делать. В любом случае, ищите полную версию фильма, смотрите его на киноэкране и не бойтесь этих трех часов. Они пролетят незаметно
20:27
Мунджиу: "Это не гей-фильм, подчеркиваю. Мы никогда это даже не обсуждали. Это фильм, в котором разлита полнота кинематографа"
20:27
Спилберг: "Если бы выбор актеров был хотя бы на 3% менее точным, ничего бы не состоялось. Не было бы Адель и Леи - не было бы фильма. Это фильм трех авторов"
20:29
Оскар Айзек пришел отвечать за Коэнов. Но журналисты ведут себя холодно. Все ждут Кешиша с нетерпением. А его актрисы тем временем поливают Канны шампанским. Но они скоро придут
20:57
Айзек говорит, что Коэны очень хитро работают с актерами. Они говорят: "Так, скажи вот это! А теперь скажи вот это". Актер говорит. А поступки? "Обычно я делал тот, что мне говорил в своей реплике мой собеседник на экране"
20:59
Режиссер фильма "Каков отец, таков и сын" Хирокадзу Корээда пришел. Девять лет назад другой его фильм участвовал в Каннах. Что он делал эти годы? Снимал фильмы. Один даже был в Каннах, но вне конкурса
21:06
Журналисты не все даже пошли смотреть этот конкурсный фильм, а те, кто видел, советовали не тратить на него время. Правда, некоторым понравилось то, что фильм душевный, о семейных ценностях. Но таких зрителей в Каннах мало
21:08
Хирокадзу Корээда говорит, что он сразу знал, что его фильм будет понятен на всех континентах, всем зрителям. Поэтому он особенно не волновался за результаты конкурса
21:10
Цзя Чжанкэ пришел. Он третий раз в Каннах. Очень тронут, что его китайские истории о китайских людях интересны в других странах
21:14
"Этот фильм был очень долгим, большим путем", говорит Цзя Чжанкэ
21:18
Амат Эскаланте пришел. Он говорит, что было два сюрприза. Первый - когда его позвали на церемонию. Второй - когда наградили
21:20
А он ведь в Канных третий раз. Он считает, что его фильм показывает ту ситуацию, которая сегодня существует в Мексике. Он не представляет Мексику, он не политик. Просто гражданин, который говорит о стране, где он живет
21:23
Между прочим, в прошлом году приз за режиссуру в Каннах получил тоже мексиканский режиссер, Рейгадас. Хотя его фильм был радикальнее и сложнее, чем "Эли"
21:24
"Некоторые люди отрицают мой фильм. Это и грустно, но это и то, чего я, отчасти, добивался", - говорит Эскаланте
21:27
Пришла Беренис Бежо. Приз очень идет к ее платью
21:28
Она говорит, что приз актеру всегда выглядит некорректно. Он не получил бы приз, если бы не было режиссера, оператора, монтажера и всех остальных. вручить ему приз - значит, свести фильм к актеру, что неправильно
21:31
Бежо понимает, что "Артист" сделал ее известной всему миру и открыл для нее множество предложений от разных режиссеров. Если бы не было того фильма, Фархади о ней, возможно, и не узнал бы
21:33
Кешиш и обе актрисы пришли
21:36
Для удобства и скорости будет называть актрис по именам
21:37
Все трое произносят речи на несколько минут, но что-то случилось с синхронным переводом, ничего не понятно. Можно разобрать только то, что они благодарят друг друга. Журналисты переглядываются, техники пытаются исправить проблему
21:41
Адель считает, что фильм абсолютно универсален. Это история чувств, история любви. Леа дополняет, что современный мир предлагает новые способы рассказа об историях любви. Но любовь не меняется
21:42
Проблемы с переводом сохраняются. Почему-то они начались именно на фильме-победителе.
21:45
Кешиш говорит, что для режиссера - большое испытание собрать актрис вместе, заставить их перевоплотиться, прожить друг с другом экранную жизнь. На этом встреча заканчивается, а на техников журналисты бросают укоризненные взгляды. Заканчиваем на этом репортаж, ждите каннские фильмы в российском прокате. Вероятно, ближайшая возможность посмотреть их будет на Московском кинофестивале