Ты решаешь, что смотреть

Журнал

Фонд Кино изменит схему поддержки кино

Организация хочет отказаться от финансирования мейджоров

Исполнительный директор Фонда Кино Сергей Толстиков заявил о том, что система распределения государственных средств на кинематограф может в очередной раз измениться. Принятая в первые годы работы схема по поддержке проектов крупных компаний будет пересмотрена в соответствии с новыми правилами. Правда пока ни правил, ни чётко прописанной стратегии у Фонда нет, зато есть желание работать более эффективно.

Фонд Кино изменит схему поддержки кино

Фонд Кино изменит схему поддержки кино

Весной 2010 года основную часть бюджета Фонда Кино - 2 млрд.руб. поровну поделили восемь лидеров отечественного кинопроизводства.


Фактически весь производственный бюджет "Август. Восьмого" в $16 млн. был покрыт за счет средств Фонда


В период кризиса Фонд Кино делал ставку на мейджеров кинорынка, способных поддержать жизнь отрасли. Им и достались основные деньги. Остальные 750 млн.руб., находившихся в распоряжении Фонда Кино, были выделены на финансирование социально-значимых проектов. По мнению исполнительного директора Фонда Кино Сергея Толстикова, в то время ориентация на лидеров производства была верным решением, так как только на средне- и крупнобюджетных фильмах можно было пытаться возродить интерес зрителя к отечественному кино.

Эта система работала, но не всегда эффективно. Фильмов было меньше, чем хотелось Фонду и следящим за его деятельностью киносообществу. С помощью денег Фонда были созданы такие ленты, как «Про Любоff», «На крючке», «Два дня», «Тёмный мир», «Дом», и другие. В ближайшее время в российский прокат выходят несколько крупных фильмов, снятых по той же схеме поддержки: «Высоцкий. Спасибо, что живой» Петра Буслова, «Август. Восьмого» Джаника Файзиева, «Бой с тенью 3D», «Метро» Антона Мегердичева.

Вместе с тем, по мнению Толстикова, Фонд Кино должен усовершенствовать систему, чтобы

более эффективно расходовать государственные средства и стимулировать конкуренцию в киноиндустрии."

Предполагаемые изменения могут затронуть механизмы распределения средств Фонда Кино, касающиеся поддержки производства, проката и работы продюсеров.


По словам Толстикова, сейчас компании сами решают, куда им направить средства. Иногда они дают эффективные решения, иногда - не очень.

По мнению многих, действующая схема равнозначного распределения средств между мейджорами слишком категорична и не учитывает динамики развития рынка. Таким образом, по словам Толстикова, необходим переход к более гибкой модели, которая, тем не менее, не будет ущемлять интересы лидеров. Их количество не так велико и вряд ли может существенно измениться.

Изменить ситуацию, как считает глава Фонда Кино, может переход к системе целевых траншей на пакеты проектов, которая бы позволяла варьировать их суммы в зависимости от природы каждого будущего фильма. Принимать решения при этом, по его мнению, должен экспертный совет с непосредственным участием лидеров киноотрасли. Такая группа может быть создана в рамках Фонда Кино.



В 2010 году объем отечественного рынка превысил $1 млрд. При этом доля российских картин составила менее 15%. По прогнозам экспертов, в 2011 году их доля снизится до 10-12%.


Поддержка проката уже снятых картин - другая важная статья затрат Фонда. Снижение доли отечественных фильмов в прокате это серьезная проблема, которую признают все участники индустрии. Как комментирует Сергей Толстиков в интервью "РИА Новости":

Всем понятно, что нужно выделять больше средств на поддержку проката. При этом наша задача - минимизировать риски и увеличить воздействие картины на как можно более широкую аудиторию. Возвратность здесь совершенно иная, чем при поддержке производства, то есть почти стопроцентная: если фильм будет коммерчески успешным, то с одной стороны благодаря нашим деньгам его посмотрит гораздо больше людей, а с другой стороны - почти все эти деньги вернутся в Фонд".

В первый уикенд "Елена" заработала $241 тыс., причём наработка каждой копии составила более $3,3 тыс.

При этом, ясно, что на полученные от Фонда Кино средства прокатчики будут иметь возможность увеличивать количество копий и проводить более масштабные рекламные кампании. Поддержка проката может стать одной из весомых статей расходов Фонда. При этом, в планах организации - выделение средств на поддержку проката в том числе и авторских проектов, снятых на деньги Минкультуры.

В 2011 году Фонд Кино выделил в общей сложности 76 млн.руб. на поддержку проката. Сумма ушла таким фильмам, как «Елена» Андрея Звягинцева, «Фауст» Александра Сокурова, «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова, «Самоубийцы» Александра Стриженова, «Сибирь Монамур» Славы Росса и полнометражных «Смешариков», выпускаемых продюсерским центром "Рики" совместно с "Базелевсом".


По мнению Сергея Толстикова, отечественная киноиндустрия испытывает недостаток в государственных программах, ориентированных на дебютные и авторские проекты.


Другим перспективным направлением деятельности Фонда Кино является создание условий для появления новых продюсеров. Но каковы будут конкретные изменения в деятельности организации, можно будет понять только в ноябре, после заседания Попечительского совета Фонда Кино. В 2012 году Фонд получит из бюджета максимум 3,8 млрд. рублей. В какой пропорции распределятся деньги будет ясно уже в феврале-марте следующего года.

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100