Олег Иванов (Movie Research) уверен, что ходить в кинотеатры в России могло бы больше людей
Президент исследовательской компании Movie Research Олег Иванов и руководитель клуба «АРТкино» и творческого объединения «Мир искусства» Сергей Тютин провели дискуссию в попытках выбраться из намечающегося тупика. Кроме общих цифр по кинотеатрам, они предложили представителям кинотеатрального бизнеса альтернативные данные, призванные помочь им в работе с аудиторией.
Доля сборов российского кино от общих сборов в этом году составила всего 10%, и это очень мало. И кинотеатры зачастую ставят в репертуар голливудские картины, потому что они обладают определённым имиджем, являются частью бренда под названием «голливудское кино». Такими же брендами для российского зрителя можно считать французское или индийское кино. А вот кино российское - нет. Представление о нём у аудитории расплывчатое, российские фильмы кажутся им некоей terra incognita, полной не всегда приятных сюрпризов. Создание ясного положительного имиджа российского кино – приоритетная задача для всех игроков отечественного рынка.
Сегодня в России ходят в кино около 4 млн. человек. Хотя потенциально могут ходить 20-40 млн. Как этого добиться?
Екатерина Мирзоева рассказала, как из никому неизвестного фильма, «Борис Годунов» превратился в культурное событие
И здесь нужно обратить внимание на режиссёров, которые на сегодняшний день создают картины без расчёта на зрителя. Однако закон, при котором они будут получать свою долю от сборов, может повысить их стремление заработать, которое, в итоге, обернётся для кинотеатров прибылью.
У всех участников дискуссии мнение в отношении показа отечественного кино единое: с ним нужно тщательно работать, и в принципе, оно интересно аудитории. Екатерина Мирзоева, сопродюсер «Бориса Годунова» Владимира Мирзоева рассказала о непростом пути этого фильма к зрителю. Сначала у картины, показанной на фестивале «Окно в Европу», не было никаких внятных перспектив. Создатели добились трёх показов в кинотеатре Северного Бутово, при этом никакой рекламы, кроме бесплатного пиара в социальных сетях, у фильма не было. После того, как пиратская копия фильма появилась в интернете, правообладатели были в панике, но люди пошли в кинотеатры даже после просмотра пиратской версии. А от зрителей стали поступать письма с просьбой открыть в интернете счёт, чтобы они могли перечислить туда деньги за просмотр. И уже после этого другие кинотеатры стали включать фильм в свою репертуарную сетку.
Сборы с кинотеатров заставляют их владельцев повышать цены на билеты, но при низкой покупательной способности населения - это не выход.
Директор московского кинотеатра «Пионер» Мэри Назари рассказывает о примерах успешной работы как с контентом, так и с аудиторией. Один из них - прокат переизданного в «цифре» фильма «Таксист»
Интересная ситуация складывается в области короткометражного кино: программы короткометражек успешно идут в регионах и дают неплохие сборы в столице. И хотя это больше фестивальные показы, есть ощущение, что в слотах кинотеатров короткометражные программы могут быть востребованы. Есть масса другого альтернативного контента, с которым кинотеатры экспериментируют, пытаясь добиться конкурентного преимущества. «Нева-фильм», например, давно занимается прокатом трансляций опер и музыкальных шоу.
Телевидение становится всё более нишевым, аудитория дробится. Поэтому кинотеатры могут рассчитывать на то, что скоро рекламные бюджеты для телевидения частично окажутся в кинотеатральном секторе, и нужно быть готовыми к работе со зрителем – потенциальном потребителе этой рекламы. Нужно менять что-то в своей концепции, осваивать новые формы контента, пробовать разнообразить репертуар, усиливать клубный аспект - словом, подходить к прокату творчески.