Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

Олег Березин: «Так, чтобы фильм смотрели все, уже не будет»

Глава кинокомпании "Невафильм" рассказал о дороге перемен в кино

В рамках кинофестиваля в Выборге, ФильмПро встретился с Олегом Березиным, гендиректор компании «Невафильм». Под его руководством концерн завоевал множество наград, в частности, не раз был лауреатом кинопремии "Блокбастер" и взял приз «За вклад в развитие кинопроизводства» на Cinema Production Service Award 2008.

Олег Березин: «Так, чтобы фильм смотрели все, уже не будет»

Олег Березин: «Так, чтобы фильм смотрели все, уже не будет»

Обозреватель ФильмПро Сергей Сычёв обсудил с Олегом Березиным прошлое, настоящее и будущее российского кинематографа после круглого стола «Перестройка в кино. 25 лет спустя - надежды и свершения» за кулисами кинофестиваля "Окно в Европу".

Олег Березин ищет и находит новые решения для кинотеатров в России


FilmPro
Вы известны как человек, которого, в основном, занимает будущее кинематографа. Что привело Вас на встречу, посвященную прошлому кино?

Олег Березин
Без прошлого нет ни настоящего, ни будущего. Моё желание услышать мнение уважаемых людей. Что всё-таки изменилось за эти 25 лет, с их точки зрения. Понимаю, что тут больше собрались представители творческой части нашей киноиндустрии. Но как им видятся эти изменения? Что изменилось для зрителя: поменялись технологии или мир изменился? Мне интересно, как повлиял переход от общности в сознании советского человека, который хором ходил смотреть фильм.

FilmPro
С точки зрения профессионала, что именно изменилось за прошедшее время?

Олег Березин
Многое. Не только технологии. Сам зритель изменился. Его вкусы, потребности. Если говорить о технологии, то изменились способы смотрения фильма. В 1985 году в стране только появились видеомагнитофоны, а телевидение практически не показывало художественных фильмов, по сравнению с теми объёмами, в которых они показываются сегодня. Не было Интернета, не было DVD. Вот это, в первую очередь, поменяло восприятие фильмов.

Кино стали смотреть не только на большом экране, но и на экране телевизора, и даже на мобильном телефоне. Перестройка изменила зрителя: он стал разный. Если раньше все были обожженные общей идеей перестройки, то сегодня мир расслоился на отдельные маленькие общества. И когда кинематографисты пытаются найти что-то общее для этого расслоенного общества, и удивляются, что не находят, - то в этом ничего странного нет.

У каждого социума сегодня – свой герой. Для кого-то это «Брат», для кого-то Малахов или Ходорковский, или Путин. Они хотят, чтобы их фильм смотрели все, но так уже не бывает. Сочетание способов просмотра, доступности фильмов и изменения зрителей – этот тренд мы сейчас наблюдаем.

Олег Березин в 2007 году стал лауреатом престижной премии «За вклад в продвижение новых кинотехнологий в России».


FilmPro
Понятно, что произошла сегментация аудитории. Но что сегодня можно предложить на техническом уровне, чтобы затронуть все уровни зрителей?

Олег Березин
Все сегменты досягаемы центральными каналами телевидения. Одно из самых громких заблуждений, когда под словом «кинематограф» подразумевается просмотр фильмов на большом экране. Я много изучаю тему разницы фильмов для ТВ и большого экрана. Есть такие, которые можно прекрасно посмотреть дома на хорошем телевизоре, а есть те, которые нужно смотреть исключительно в кино, но таких единицы, и необязательно, что они блокбастеры.

«Аватар», к примеру, сработал только в кино. Потому ему и не дали «Оскара»: киноакадемики просматривали его на DVD. И зритель это прекрасно понимает: на что нужно идти в кино, а что можно и дома посмотреть. И это меняет каналы дистрибуции.

FilmPro
Но возможности для большого экрана должны быть! Если вспомнить 1985 год: тогда в каждой деревне был кинотеатр, в котором можно было посмотреть фильм. Сегодня ситуация иная. Могут ли технологии предложить возможности кинотеатрализации страны?

Олег Березин
В то время уровень покрытия телевизионной сетью был мал, и кино несло в себе не только досуговый смысл, но и идейный и культурный. И всегда сельские кинотеатры были на дотации государства, они не были коммерчески привлекательными. Кинотеатры, несмотря на льготное налогообложение и специальное кредитование, были в то время убыточными.

И сегодня, когда существует столько разных способов доставки кино до зрителя, остро встаёт вопрос об экономической целесообразности открытия кинотеатра в маленьком городе. При Интернете и спутниковом телевидении зритель имеет доступ к фильмам. Если люди хотят смотреть кино – они его смотрят любыми способами. Поэтому стремиться к тому, чтобы в каждом населённом пункте был кинотеатр, уже не нужно. Это, пожалуй, самый дорогой канал дистрибуции.

Надо понять, какую цель мы преследуем, давая возможность каждому селу ходить в кино. К тому же маленькие города живут по-другому, у них другая ментальность, другая экономика. В мегаполисах зритель платит за атмосферу, выбор, за развлечения. А кинотеатры в маленьких городах отличаются: они будут работать максимум 3 раза в неделю, и репертуар там надо менять намного чаще, потому что зрителей меньше. У нас есть пласт городов, где это может работать, только если местная власть и предприниматели решатся что-то сделать. Я не очень верю в федеральную программу.

Количество кинотеатров в России растёт, за год прирост составил 14%. Но спрос на походы в кино падает, посещаемость кинозалов снизилась на 5%.


Новый проект "Невафильм" - лента о Викторе Цое - в кино с 15 августа 2011 года


FilmPro
Разве все эти разговоры, что надо увеличивать число экранов в стране, не имеют под собой реальных оснований? Неужели кинотеатр как форма досуга начинает уступать другим формам отдыха?

Олег Березин
Поход в кинотеатр и просмотр фильма - это разные вещи. Бытует мнение, что если в стране будет много кинотеатров, то будет всем хорошо - это не совсем точно. В Америке 40 тысяч кинотеатров, но забывается, что это экраны, рожденные частными предпринимателями. Они существуют сегодня, доставшись внукам от своих дедов. У нас же индустрия частного кинопредпринимательства 75 лет просто не существовала.

Количество экранов у нас растёт, с лета прошлого года по настоящее время прирост составил 14%. Но посещаемость упала на 5%. У нас падает спрос на поход в кино. Зрителей становится меньше. Кинотеатры рассчитаны на тех, кому 18-20 лет, а сейчас это те, кто родился в 90-х годах. Это большая демографическая яма – физически рождённых в то время становится меньше.

Кассовые сборы увеличиваются за счёт 3D, за счёт повышения цен на билеты, но зрителей становится меньше. Как удержать зрителей и увеличить спрос? Отсюда вытекает проект решения открытия кинотеатров в маленьких городах. Будет спрос - будет и предложение. Панацея не в строительстве новых экранов, а в стимулировании спроса – рекламой, продвижением. К примеру, французы ведут специальные уроки по истории кино, они выращивают своего кинозрителя, чего у нас нет.

FilmPro
В рамках привлечения новой аудитории Вы не раз выступали с предложением о представлении нового контента: показывать в кино оперу или спортивные состязания. К чему привели такие эксперименты? Что Вы думаете сейчас об этой идее?

Олег Березин
Это расширение в сторону более взрослой аудитории. По статистике, зрителей старше 40 лет у нас всего 10%. В США – 39%. Для них это поколение «40+» - это вторая по значимости возрастная группа после тинэйджеров. У нас ради этой группы никто не будет стараться. В целях привлечения этого поколения как раз и была наша задумка с новым контентом.

Это несколько тяжело идёт – большинство кинотеатров привыкло жить в общем рынке. Но если все кинотеатры показывают одно и то же, то чем же они конкурируют? И мы в некоторых городах решили развивать эту программу. У нас отлично работают Новосибирск и Владивосток, Омск и Пермь. Ведь поколение «40+» давно не было в кино, им всё это чуждо. И как раз классическая программа приучает этого зрителя к походам в кинотеатр.

Классическая программа – это оперы Ла Скала. С этого года запустили спектакли Сиднейской оперы. Был успешный опыт показа балета Мариинки - «Жизель» в 3D - наше новшество. Третий год показываем концерт памяти Лучано Паворотти. Или довольно успешно прошел концерт Prodigy, он шёл в одно время с «Пиратами Карибского моря», и некоторые кинотеатры отменяли «Пиратов», чтобы ещё раз прокатать наш концерт. Нас показывало примерно 50 городов, и стране этот показ обошелся совсем недорого: всего 2 порванных экрана и 15 кресел. Представляете, какие эмоции? Но это не массовый продукт.

А в вопросе спортивных трансляций я не оптимист: кинотеатр - не место для спортивных программ. Если какое-то крупное событие, как финал Кубка УЕФА, то да, а на постоянной основе это не пойдёт.

Кинотеатры в России не готовы поднимать интересное, но непопулярное кино, в том числе и демонстрировать киноклассику, без помощи государства. Выход из положения - в создании цифровой федеральной "сокровищницы" кино.


FilmPro
Каковы, по-вашему, перспективы? И какой опыт выпуска в прокат старых кинолент уже накопился?

Олег Березин
Это нишевые истории. Это что-то в духе колоризации, расцвечивания фильмов. Иногда можно удачно сделать, а иногда наоборот, как это случилось с «17 мгновений весны», когда зритель это отверг. То же самое и здесь. Ведь сейчас общество расслаивается, и чтобы собрать, скажем, триста человек на просмотр фильма «Плюмбум, или Опасная игра», нужно приложить титанические усилия. Даже «Таксист». Есть аудитория, которая помнит эти фильмы, но в кино не ходит. А для молодёжи это другой язык, другое мироощущение. Затраты не окупятся.

Но мы считаем, что государственная задача – это реставрирование и перевод в цифровой формат классики российского кино, а кинотеатры в качестве первых шагов будут заказывать их для проката. Если сейчас один кинотеатр скажет, что хочет показать «В бой идут одни старики», он просто не сможет это сделать экономически: и оцифровать его, и показать зрителю. А была бы библиотека с такими фильмами – было бы много проще, с точки зрения экономики.

Одна из проблем на сегодняшний день – это то, что кинотеатры не поддерживаются государством. Кинотеатры не могут показывать фильмы в пустом зале – это слишком затратно. У нас нет никакой идеи поддержки кинопоказа. Какая есть в Европе. Есть рынок коммерческих кинотеатров, но государству нужно заинтересовать их в прокате фильмов, на которые ходят малое количество людей.

FilmPro
Появились ли за последнее время принципиально новые типы кинотеатрального контента, которые можно было бы использовать для привлечения аудитории?

Олег Березин
Мы все пытаемся найти какую-то нишу. Мы ищем что-то новое.

Новинка

Эмоции от статьи

Читайте также

Все материалы
Rambler's Top100