Пётр Зайченко взял главный приз "Окна в Европу" за роли в фильмах "Дом" и "Сибирь. Монамур"
Правда, в бумажках есть пункты, связанные с возрастом (до или после 30 лет) и профессией (имеет зритель или нет отношение к кино), но данные по тому, чем отличаются мнения разных групп, не разглашаются.
В общем, конкурсные картины вынуждены соревноваться с главными релизами сезона, что, наверное, не очень честно, зато эффективно. Девиз фестиваля - «Российское кино – прогноз на завтра» - означает, что на кону не только перспективы производства, но и проката, а прокатчикам не так важно, в каких фестивалях кто участвовал. Им важно, что хотят зрители. А зрители хотят комедии и ретро-фильмы. Правда, никто не отважился попросить кинолюбителей оценить неигровые и анимационные работы, хотя можно было бы: в этом году все они имели ошеломительный успех.
Пробежимся по строчкам лидеров зрительского голосования. «Два дня» Авдотьи Смирновой – комедия с Фёдором Бондарчуком и Ксенией Раппопорт. Рядом «Пять невест» Карена Оганесяна – ретро-комедия с Лизой Боярской, Юлией Пересильд, Светланой Ходченковой, Ириной Пеговой. «Четыре дня в мае» - ретро-мелодрама от автора сценария «Гудбай, Ленин!» с Алексеем Гуськовым и Андреем Мерзликиным. А далее «Калачи» (комедия в ретро-стиле «Любви и голубей») и мелодрама «Сибирь. Монамур».
Трейлер фильма "Два дня"
Обращает на себя внимание то, что на самой нижней позиции зрительского голосования находится абсолютный лидер «Кинотавра» по откликам критики - «Охотник» Бакура Бакурадзе. Можно найти объяснение в том, что журналисты посмотрели этот фильм в Сочи и теперь, в Выборге, уже не стали за него голосовать, а простому зрителю он оказался неинтересен.
Рядом - сумасшедшая постмодернистская картина из конкурса «Криминальные обстоятельства» с Охлобыстиным и Ефремовым, невероятно зрелищное кино, но рассчитанное больше на подростков и синефилов, которых на фестивальных показах не очень много.
Ещё один фаворит фестиваля в Выборге - комедия "Пять невест"
Но это ещё и диагноз: мнение критиков слишком сильно отличается даже от фестивальных зрителей. Значит, существует болезненный разрыв между теми, кто пишет о кино, теми, кто его делает, и теми, кто его смотрит. Будем преодолевать.
В Выборге конфликта в оценках профессионалов и любителей не было только в отношении неигрового фильма «Ждём, надеемся, не верим» Михаила Павлова, которому жюри Виталия Манского дало главный приз, критики – диплом, а зрители – долгие овации после показа. Правда, непонятно, как следовать философии, вынесенной в название картины.
По мнению критиков, "Шапито-шоу" - лучшая картина года. Фильм-шутка с четырьмя пересекающимися новеллами наделал много шума на ММКФ этим летом
Стоит отметить, что в Выборге также прошёл круглый стол, посвящённый продвижению российского кино. Главное, что он показал, - это растерянность киносообщества перед современностью. Зрители мало ходят на русское кино. Они смотрят его в Интернете, причём предпочитают делать это бесплатно. Коллективные просмотры, по мнению экспертов, уходят в прошлое. Новые технологии в будущем, возможно, позволят увеличить число зрителей отечественных фильмов, а значит, и их доходность. Но когда это будет – непонятно.
Выборг дал неутешительный прогноз на завтра: сейчас надо показывать комедии и мелодрамы и одновременно придумывать, как повысить востребованность российского кино на родине. А хорошие фильмы пусть пока остаются в маленькой нише артхауса, потому что сейчас никто не знает, как с ними работать. Остаётся надеяться на телевидение и зарубежный прокат, которые позволят альтернативным режиссёрам не умереть с голоду.