Среди лучших фильмов, произведённых с помощью целевой господдержки, продюсеры называют «ДухLess», «Мы из будущего 3», «Одноклассники.ru», «Ёлки 2012», «Джентльмены удачи», «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Метро», «Бабло» и другие.
Фильм «Ёлки», по мнению продюсеров, - образец того, каким должно быть российское кино, которое идёт в кинотеатрах. Скоро на экраны выйдут «Ёлки 2012»
Для продюсеров, которые на этой встрече семёрку получивших поддержку Фонда кино студий называли для удобства «лидерами», важно было собраться и понять, что уже сделано и что делать дальше. На этой встрече не должен был присутствовать директор Фонда кино Сергей Толстиков, так как это придало бы ей официальный характер. Здесь же, как заметил Фёдор Бондарчук, деловая встреча тех, кто делает кино, с теми, кто о нём пишет. Прессы на этой встрече было около 20 человек.
Продюсерам очень важно было объяснить общественности на конкретных примерах, что $50 млн. употреблены с пользой. Поскольку прошло слишком мало времени, чтобы представить какие-то опубликованные итоги работы, они ограничились анонсами новых фильмов и попытались создать благожелательное отношение к своей работе у прессы.
Дело в том, что после того, как Фонд кино выделил существенную для России сумму на поддержку отдельных кинопроизводителей, образовался конфликт нескольких групп интересов. Студии, получившие деньги, немедленно провозгласили себя «лидерами», которые покорят отечественный прокат, и принялись создавать фильмы с десятимиллионными бюджетами. Студии, которым деньги не достались, обвинили «лидеров» в том, что те получили деньги нечестно, по необъективным критериям. Критики сочли, что художественный уровень поддержанных проектов слишком низок, чтобы предпочесть их авторскому кино, действительно нуждающемуся в субсидиях. Теперь этот конфликт нужно преодолеть, и собравшиеся продюсеры посвятили этому большое место в своих выступлениях.
Продюсеры, настаивали на следующих позициях:
1. Система господдержки конкретных студий прозрачна и эффективна - для государства, а не для общественности. Государство ежемесячно получает подробные отчёты о потраченных средствах. Эффективна она потому, что «лидеры» делают кино, которое выходит в прокат, а не исчезает сразу после получения прокатного удостоверения.
2. Прокат таких российских картин, как «Ёлки», «Три богатыря и Шамаханская царица», «Два дня» и «Бабло» демонстрирует высокий зрительский интерес, и их не было бы без реформы господдержки. И в следующие полгода выйдет ещё ряд фильмов с большими бюджетами и высоким зрительским потенциалом. Зритель, который смотрит эти картины, по мнению продюсеров, меняет в лучшую сторону своё мнение об отечественном кино.
В 2009 году российские фильмы в кинопрокате собрали $176 млн. В 2010 – $154 млн. В 2011 году совокупная сумма пока не превышает $100 млн.
Без реформы фильм «Два дня» не смог бы быть запущен в производство либо стал бы ещё одним средним телефильмом. Государственные деньги позволили сделать из него полноценное жанровое кино
О падении спроса на российское кино вообще продюсеры пока ничего не говорят, замечая, что совокупные сборы всех фильмов российского проката перевалили за миллиард долларов. И возлагают большие надежды на то, что их высокобюджетные проекты привлекут широкую аудиторию и смогут отбиться в прокате.
Пока количество поддерживаемых Фондом кино студий всего семь, но предполагается, что в будущем их число заметно увеличится и остальные игроки рынка получат шанс на создание конкурентоспособных проектов с большими бюджетами.
Пока продюсеры рассуждают, а журналисты сомневаются, зритель должен сам для себя решить, с помощью какого кино нужно поднимать российскую киноиндустрию.