«Медея» в суровом скандинавском климате
Провокация N1
Ларс фон Триер с самого начала своего творчества дал понять, что он снимает только трилогии. Первая трилогия носила название «Европа» («Элемент преступления», «Эпидемия» и «Европа»), вторая – «Золотое сердце» («Рассекая волны», «Идиоты» и «Танцующая в темноте»), третья, незаконченная, – США («Догвилль», «Мандерлей»). Из этой последовательности вырывались только «Медея» и «Пять препятствий». После «Мандерлея» фон Триер перестаёт снимать трилогии – то ли из-за провала фильма, то ли из-за нарастающей тотальной депрессии. Тем не менее, почти во всех его фильмах есть деление на главы – минимум на две, как в «Меланхолии».
Чтобы добиться эффекта состаренного изображения в «Медее», фон Триер выпустил в прокат экранку фильма, которую снял лично.
Провокация N2
Фон Триер объявляет о своём интересе к иудаизму. С детства ему было необходимо чувствовать себя причастным к чему-то большему, чем он сам. Поэтому он до семнадцати лет усердно посещал синагогу, так как его отец был еврей. Когда Ларсу исполнилось семнадцать, мать рассказала ему, что специально зачала его от не-еврея из семьи композиторов, так как считала мужа посредственностью, а сама хотела для будущего сына талантливых генов. Узнав, что в нём нет еврейской крови, фон Триер немедленно прекратил практику иудаизма, но она не прошла бесследно. Во всех главных фильмах фон Триера можно заметить иудаистские мотивы. По другим сведениям, фон Триер узнал о своем незаконном зачатии только перед смертью матери в 1995 году, а от иудаизма отошёл сам несколько ранее. Фон Триер нашёл своего настоящего отца, которому в тот момент было уже за 90, и после четырёх встреч тот объявил, что пятой не будет, а если фон Триер хочет ещё что-то ему сказать, пусть делает это через адвоката.
Йозеф фон Штерберг - автор фильмов «Голубой свет», «Дьявол - это женщина» и «Шанхайский экспресс»
Провокация N3
В имени Ларс фон Триер частичка «фон» - псевдоним, который Триер взял себе для солидности. Отчасти это реверанс Эрику фон Штрогейму, режиссёру и актёру датского происхождения, прославившемуся в Голливуде прежде всего фильмом «Алчность», или, возможно, австрийскому Йозефу фон Штернбергу, который тоже прославился в США. Правда, говорят, что фон Триером режиссёра прозвали ещё во время учебы в Датской киношколе в Копенгагене, а он принял эту кличку и сделал её знаменитой на весь мир. Фон Триер вообще очень чтит крупных датских кинематографистов. В честь Карла Дрейера он снял фильм «Медея», а с Йоргеном Летом создал проект «Пять препятствий».
Провокация N4
Открытое презрение, которое высказывает, чаще всего в издевательской форме, фон Триер к Европе и США, стало легендой. Ради этого, в основном, и сняты его одноимённые трилогии. Запад фон Триера населён внешне благопристойными ханжами, которые только при ближайшем знакомстве обнаруживают нетерпимость, жестокость, лживость, похотливость и все остальные хрестоматийные пороки.
Провокация N5
Сексуальный мотив в фильмах фон Триера балансирует от легких намёков до порнографии, включая сцену оргии в «Идиотах» и сверхоткровенные кадры «Антихриста». Но способ отображения ещё не самое главное. Секс у фон Триера почти всегда связан с насилием, унижением, вызовом обществу. Женщина отдаётся мужчине, только если она его презирает. Практически никогда секс не имеет отношения к любви, а если всё же иногда он находит место на экране, то только для того, чтобы быть предвестником грандиозной катастрофы в жизни любовников. Сам фон Триер не раз провозглашал, что единственно честным и чистым кино считает порнографию. А себя - гением режиссуры:
Провокация N6
Нарушая негласный закон, следуя которому режиссёр авторского кино не имеет морального права снимать сериалы, фон Триер в 1994 году выпустил «Королевство». Чаще всего этот многосерийный фильм сравнивают с «Твин Пикс», но стилистика фон Триера более радикальна, а малобюджетность придаёт сериалу особый флёр, который оценили поклонники кино. Сериал выдержал два сезона и не только стал невероятно популярен в Дании, но и был продан по всему миру, в том числе на российское телевидение, где его также ждал успех.
Все сходятся на том, что «Идиоты» - самый радикальный фильм в рамках «Догмы'95»
Провокация N7
Своим манифестом «Догма’95» фон Триер объявил войну современному западному кинематографу. В документе, подписанном им, Сёреном Крег-Якобсеном, Томасом Винтербергом и Кристианом Леврингом, предложено «оживить» кино за счёт отказа от ряда технических приёмов съёмки. В числе требований к режиссёрам «Догмы» входили: отказ от штатива для камеры, искусственных источников освещения, декораций (фильмы должны снимать только в настоящих помещениях или на природе) и реквизита, закадровой музыки, нельзя снимать костюмное кино или такое, где происходят невозможные без обмана действия (убийства, нанесение увечий и т.п.). Также фильм не должен иметь жанровой принадлежности. Его следует снимать на цветную плёнку 35 мм и ни в коем случае не указывать своё имя в титрах.
Автору, который снял фильм, руководствуясь этим «обетом воздержания», фон Триер выдавал номерной сертификат «Догмы», который шёл начальным титром к картине. Всего в рамках манифеста было снято более ста фильмов. Многие из них получили мировое признание, в том числе в виде призов главных международных кинофестивалей мира. Фон Триер не снял ни одного фильма, который бы полностью удовлетворял заявленным им же требованиям. В его самой «догматичной» работе «Идиоты» имя режиссёра не просто указано, а вынесено в название фильма: «Идиоты» Ларса фон Триера».
Ларс фон Триер неоднократно заявлял, что его любимый фильм - «Зеркало» Андрея Тарковского. Влияние эстетики русского режиссёра особенно ощутимо в первых фильмах датчанина.
Провокация N8
Фон Триер известен скандальными случаями в работе с актёрами. Перечислим самые известные. В «Идиотах» он потребовал от актёров устроить настоящую оргию. Увидев, что они стесняются, режиссер немедленно разделся и снимал сцену голым, чтобы исполнители ролей раскрепостились. Этот момент запечатлён в фильме о съёмках «Идиотов» «Униженные». Актёрам остроумное решение фон Триера не помогло, и разъярённый режиссёр вызвал на съёмки дублёров из порнофильмов.
Второй скандальный эпизод связан с певицей Бьорк, которую фон Триер пригласил на главную роль в «Танцующую в темноте». Бьорк была удручена той безжалостной и несправедливой расправой, которую фон Триер заложил в сценарий для её героини. Фон Триер отказывался что-либо менять, и конфликт на площадке дорос до настоящей войны. Бьорк со слезами убегала со сцены, а фон Триер кричал ей вслед, чтобы она убиралась, а он снимет фильм и без неё. «Танцующая в темноте» получила «Золотую пальмовую ветвь» и стала одним из популярнейших фильмов в мире. Бьорк и фон Триер при упоминании друг друга до сих пор закатывают истерику.
При всех сложностях работы с фон Триером, приглашение на роль считают для себя почётной обязанностью все актёры мира.
Однако фаворитами фон Триера, которых он зовёт на съёмки регулярно, стали только трое артистов: Удо Кир, Жан-Марк Барр и Стеллан Скарсгард. Кир и Скарсгард появляются в ролях второго плана и в «Меланхолии», причём последний даже с сыном Александром, восходящей звездой кинематографа.
Жители городка Догвилль
Провокация N9
В «Догвилле» фон Триер не только отказался от гиперреалистичности «Догмы», но создал сверхусловное пространство, расчертив на полу мелом стены воображаемых домов воображаемого городка. В течение более трёх часов экранного действия актёры ходят по темной студии, изображая открывание невидимых дверей и обыгрывая несуществующие препятствия. Зритель постепенно перестаёт бунтовать и втягивается. Верит - во многом благодаря таланту Николь Кидман, исполнившей главную роль, и блестящему актёрскому ансамблю.
Провокация N10
При том, что фон Триер постоянно говорит и снимает о США, он ни разу в жизни не бывал в этой стране. Режиссер боится авиаперелётов и морских путешествий, а также утверждает, что Кафке не нужно было ехать в Америку, чтобы написать о ней. В результате - первая часть трилогии «США» - «Догвилль» - один из самых сильных и глубоких фильмов фон Триера.
Фон Триер и Лет пересматривают ещё один ремейк «Совершенного человека»
Провокация N11
Фон Триер обожает демонстративно и жестоко разрушать жанровые законы. Он спародировал военное кино («Картины освобождения»), детектив («Еропа»), мелодраму («Рассекая волны»), мюзикл («Рассекая волны»), гангстерский триллер («Догвилль»), офисную комедию («Самый главный босс»), фильм ужасов («Антихрист») и фильм-катастрофу («Меланхолия»).
Но самым главным и программным издевательством следует считать «Пять препятствий», снятый фон Триером вместе с другим известным датским режиссёром Йоргеном Летом. В этом необычном документальном фильме фон Триер предлагает Йоргену Лету сделать пять римейков самого известного фильма последнего - «Совершенный человек», каждый раз предлагая несколько обязательных условий. Самые сумасшедшие из них: сняться в главной роли самому Лету, сделать сверхкороткую длительность кадра и выполнить фильм в технике анимации. В условиях заметна и самоирония фон Триера по отношению к собственному манифесту «Догма». Йорген Лет блестяще справляется с невыполнимыми требованиями коллеги. Первый фильм Йоргена Лета, который вышел в российский прокат, - «Мужчина в поисках эротики» 2010 года выпуска.