Современный российский режиссёр Борис Хлебников, автор фильмов «Коктебель», «Свободное плавание», «Сумасшедшая помощь» остро ощущает недостаток кинообразования в нашей стране. В интервью он рассказывает об обучении во ВГИКе, о качестве преподавания в Мастерской Марины Разбежкиной и проводит параллели с ведущими зарубежными киношколами, готовящими профессионалов кино.
Борис Хлебников: «На рынке кинообразования у нас не происходит ничего и нигде»
Сергей Сычёв
Киношколы сейчас растут, как грибы. Вы, наверняка, часто сталкиваетесь с некоторыми из них, вас часто приглашают. Как бы вы прокомментировали ситуацию на рынке кинообразования? Как и где сейчас учат кино? Что вам нравится и не нравится в подобных школах?
Борис Хлебников
На рынке кинообразования, на мой взгляд, у нас не происходит вообще ничего и нигде, кроме школы Марины Разбежкиной. Это пока единственное место, где толково учат режиссуре, и 100% людей выходят оттуда, уже владея профессией. Я не берусь судить об их таланте, но, собственно говоря, то, что должна выполнять киношкола, она выполняет максимально. По крайней мере, все её выпускники становятся профессиональными людьми. ВГИК, мне кажется, это вообще не тема для обсуждения. Там – обратная совершенно ситуация.
Фильм «Дорога на» Таисии Игуменцевой, призёра фестиваля в Каннах (программа «Синефондасьон»)
Сергей Сычёв
А призы-то вгиковцы получают за что-то, и даже за рубежом получают…
Борис Хлебников
Понимаете, это момент, скажем, исключения из правил. Значит, это человек поступил очень талантливый, сам всему научился и выпустился. Я смотрел зарубежные киношколы и смотрел наши: Ленинградскую, школу ВГИКа. Всё, что у нас, это – дикий позор и одна-две работы – замечательные, и это личная заслуга ребят. Например, Таисия Игуменцева… Вы ведь знаете о том, чем закончилась её учёба во ВГИКе? (Игуменцевой поставили в диплом «4», так как в «Дороге на» содержалась ненормативная лексика. Этот случай вызвал громкий скандал. - прим. С.С.) А вот, если взять зарубежную киношколу, вы можете найти там талантливую работу, можете не найти, но вы видите, что им дали мощный профессиональный толчок. Они все профессионалы, они все могут работать либо в кино, либо на телевидении, либо снимать клипы, либо ещё что-то.
А то, что мы затеваем здесь, в Лаборатории, мне кажется, довольно интересным и грамотно устроенным. Мне очень понравилась система обсуждений с актёрами – мне кажется, это очень важная вещь. Это практический курс, не теоретический, не какое-то рассуждение о прекрасном – наоборот. Ребята делают сценарий, обсуждают, проходят разные этапы – делают просто работу, вот и всё. И то, что я увидел, мне показалось крайне интересным.
Сергей Сычёв
ВГИК ведь всегда гордился тем, что он даёт именно высшее образование.
Борис Хлебников
Они не дают вообще образования - никакого. Вот, например, ко мне приходят выпускники, чтобы я им написал рецензии на их фильм, и я у них спрашиваю, сколько вообще картин они сняли за все пять лет обучения? Они говорят – три. Это, конечно, ужасно. Любое европейское обучение – это два, максимум три года обучения, и за это время студенты снимают 25-30 фильмов.
Сергей Сычёв
По поводу непосредственно ваших фильмов, что же всё-таки случилось с вашим фильмом «Пока ночь не разлучит» на ММКФ? Я просто уже слышал несколько точек зрения по поводу этого скандала, и хотел бы узнать о вашей позиции.
Показанный в конкурсе «Кинотавра» фильм Бориса Хлебникова «Пока ночь не разлучит». В прокате - с 11 сентября
Борис Хлебников
Да ничего такого особенного там не произошло. Это, так сказать, момент по-разному понятой информации. Дирекция ММКФ поставила его фильмом закрытия российской программы до того, как получила от нас на это подтверждение и согласие. Вот и всё, никакого скандала не было, это просто проблема коммуникации. Рабочая ситуация.
Сергей Сычёв
В каком состоянии сейчас находится ваш новый фильм «Долгая счастливая жизнь»?
Борис Хлебников
Я его через месяц доделаю. Он проходит пост-продакшн, сейчас мы работаем над звуком.
Сергей Сычёв
А есть уже информация, кто будет его прокатывать, на участие в каких фестивалях он будет претендовать?
Борис Хлебников
Нет. Пока ничего такого нет - мы пока его никому не показываем.