Продюсер Елена Яцура ответственна за появление многих громких отечественных картин. «Небо. Самолет. Девушка.», «Гололёд», «В движении», «Богиня: Как я полюбила», «9 рота» и многие другие известные фильмы - результат деятельности Яцуры, которая добивается от режиссёров совмещения авторского и коммерческого подходов к фильму. Мнение Елены Яцуры о «Лаборатории короткометражного кино» чрезвычайно любопытно.
Сергей Сычёв
Вы не раз выступали с критикой кинообразования в современной России. Теперь появилась новая киношкола. Что вы о ней думаете?
Елена Яцура
Я приехала сюда всего на один день, но застряла ещё на два – так интересно мне стало. Всё это начиналось в Generation Сampus. Первый состоялся во Владивостоке, параллельно с фестивалем, там было всего пять продюсеров и пять режиссёров. Мероприятие было миниатюрное, но занятное, потому что мы вместе придумывали этот формат. Тогда были проведены два первых мастер-класса: у Оксаны Бычковой и у меня. У меня были продюсеры, у неё - режиссёры. Мы спонтанно решили воспользоваться фестивальным гостевым ресурсом и задали всем снять по короткому метру. Позвали Акиньшину и Дапкунайте, других артистов, собрали технику и на коленке сделали интересные и полезные работы. Потом мы вместе были в Баку. Ещё время от времени я приходила на питчинги и кампусы - и понимала, что всё у ребят развивается логично и стремительно.
«9 рота», где Елена Яцура была одним из продюсеров, стал первым российским блокбастером, добившимся огромных кассовых сборов без стратегической поддержки государства и центральных телеканалов
Елена Яцура
"Лаборатория" - это уже профессионально и институционально. В семинаре видна очевидная польза, а среди ребят есть талантливые и способные. Я, конечно, рассказала им всё, что успела, но для меня было главным не это. Я наугад сходила на разные занятия для режиссёров, чтобы понять, как вся это система работает в целом. И это самая профессиональная организация обучения (формат можно назвать заочным, поскольку между семинарами-сессиями они обязаны продолжать работу над ошибками, это обязательное условие) на сегодня в России. Преподают очень квалифицированные люди. Студенты отобраны тщательно, на конкурсной основе, а не под девизом «мы хотим поснимать кино». Словом, ситуация такая: хочется хвалить сразу всё. Студенты уедут отсюда с актуальными практическими знаниями и правильно поставленными задачами. Обучение правильно организовано. Это выездной семинар, это лето, это две площадки, которые тасуются для разных тренингов. Образуется некое комьюнити, где вместо того, чтобы курить и выпивать по вечерам, студенты играют в профессиональные игры. В таком режиме могут возникать творческие альянсы.
Сергей Сычёв
Но всё ведь не ограничивается выездными семинарами на лето. Тут ведь ещё форма заочного обучения, которая напоминает стандартную подготовку к питчингу.
Елена Яцура
Это даже интереснее, это новый формат, которого не было раньше. Ещё несколько лет назад не было такой быстрой, мобильной связи. Ещё 15 лет назад было сложно представить, как собрать заявки. Они писались и посылались в конверте. Сейчас даже видео и изображения быстро и легко передаются, что позволяет наладить круглогодичный цикл обучения между сессиями. Эту школу надо поддерживать, ребята, действительно, смогли за короткое время добиться потрясающих результатов.
Сергей Сычёв
Я видел вас среди преподавателей Киношколы им. МакГаффина.
Елена Яцура
Да, я была там один раз.
Елена Яцура была продюсером в фильме «4» Ильи Хржановского, фильм стал сенсацией и скандалом как в России, так и за рубежом
Сергей Сычёв
В чём разница между ними и этой школой? Они тоже запустились с большой рекламой и позиционируют себя как образование, которого раньше не было.
Елена Яцура
Будет нечестно, если я сейчас буду что-то говорить, потому что нужно как следует походить на лекции и послушать, как и кто их читает. Здесь очень важно, что это обучение с отрывом от производства. Люди приезжают и учатся пять дней, а не приходят вечером после работы. Это очень интенсивный курс, и это его основное отличие. Я сотрудничаю со школой Cinemotion, которая тоже активно развивается, но там пока нет ситуации обязательного посещения лекций и выполнения домашних заданий. Здесь же ты приехал, и будь добр к десяти утра на занятия, с двух до четырёх – перерыв, потом снова занятия до семи. Наступает вечер, и это тоже не сидение по лавочкам, а концептуальное времяпрепровождение. Вчера, например, играли в фанты, где режиссёрам надо было с помощью актёров поставить сцену из предложенного фильма, а другие должны были угадать, что это за фильм. Это - профессиональное развлечение, все играли просто самозабвенно. Получается пять дней полного цикла, после которых нужно ещё учиться дальше, сдать экзамен, создать и защитить проект. И – дальше, дальше, вплоть до того, что если ты всё прошёл, ты можешь в качестве приза получить шанс снять свой короткий метр. Это системно, требовательно и поэтому эффективно.
Сергей Сычёв
А что касается содержательной стороны того, что ребята привезли с собой? Вот, например, на последнем «Кинотавре» стало очевидно, что в российском кино серьёзная ставка сейчас делается на новые социальные типы и ситуации? Кажется, преодолевается проблема со сценариями и тем, о чём они пишутся, по сравнению с предыдущими годами. Что вы здесь наблюдаете в этом смысле?
Елена Яцура
Да, это первый год, когда наступило какое-то оживление. Появились новые люди, которые нашли новых героев. Они тащат на экран новые тексты и контексты. Теперь им надо просто помочь, чтобы они могли это делать здорово. Собственно, и в эту школу они приходят, потому что у них есть проблемы с профессией. Что касается стартовых креативов, то среди них есть интересные попытки рассказа современной жизни. И там, правда, другие персонажи и другие истории. Новые.
Картина «Небо. Самолёт. Девушка» Веры Сторожевой стала артхаусным хитом
Сергей Сычёв
Какие-то тенденции тут можно выявить?
Елена Яцура
Их, наверное, нет. Но я не вижу больших, дорогих проектов, сложнопостановочного кино. Их никто не пишет, но ясно, что такие проекты рассчитаны на хорошее владение профессией. Если их кто-то напишет, непонятно, кто и как их будет снимать. Проблема с режиссурой существует. Может даже получиться, что будут сценаристы, а снимать по их сценариям станет некому. Паша Руминов здесь, на занятиях, сказал одному режиссёру: «Не знаю, для кого вы написали этот текст, потому что снять это можно только в Лос-Анджелесе». Проблема есть. Что же касается сценариев, то народ пишет про жизнь, между прочим, пишет драмы, комедии и даже сатиры, но содержательного и жанрового тренда тут я не вижу.
Сергей Сычёв
А тяготение к новеллам, короткому метру, альманаху? Есть ли тренд в короткометражности мышления?
Елена Яцура
Тренд есть, потому что появился рынок сбыта для короткого метра. Раньше такие фильмы могли быть сняты, но им негде было «жить». Интернет развивается, и теперь они живут там, у них есть аудитория. Кроме того, есть ещё альманахи, и люди готовы смотреть не цельную историю, а калейдоскоп, если это здорово сделано. Ясно, что начиналось всё это потому, что короткий метр в качестве дебюта просто дешевле снять. Но теперь это выливается в какое-то очень интересное движение.
Сергей Сычёв
Может быть, наоборот, это некая слабость? Потому что часто можно заметить, что полнометражный фильм представляет растянутый короткий метр, либо мы сталкиваемся с тем, что человек, который не может придумать историю на целый фильм, просто собирает новеллы? Как, например, тот, кто не может написать книгу, дробит её на много маленьких рассказиков. Так происходит с некоторыми нынешними режиссёрами. Нет ли опасности в исчезновении полнометражного мышления?
Триумф короткометражной работы Таисии Игуменцевой «Дорога на» в Каннах надолго сделал этот фильм убедительным примером в спорах о коротком метре
Елена Яцура
Опасность для полного метра существует, да. Но только несколько иная. В этом году я пока не так много короткометражек видела, а прошлый год отсмотрела весь. Если три года назад нужно было ещё поспорить, стоит ли кому-то давать призы вообще, то в прошлом можно было подраться за своих любимцев. Было, из чего выбирать. Это были именно истории, придуманные под свой метраж. Например, «Дорога на», который в итоге добрался до Канн, - идеальная история в своём хронометраже. У полного метра сейчас другая проблема. Современная режиссура построена, во многом, на обновляющейся каждый день технологии. Значит, режиссёр должен быть подкован очень серьёзно, чтобы у него не возникало проблем
хотя бы в базовых моментах: работе с актёрами, сценарием, художниками, спецэффектами и т.д. В Нью-Йоркской киношколе для этого студентов готовят четыре года без права пропускать занятия или не делать домашние задания. Иначе они просто не смогут что-то делать для большого экрана: им и так потом придётся бесконечно совершенствовать свои навыки. У нас такого подхода к обучению нигде нет. Следовательно, создавать такие аттракционы, которые были бы конкурентоспособными, никто не может.
Елена Яцура прежде уже работала на проектах с Оксаной Фандерой и знает, что её участие может помочь любому фильму
Сергей Сычёв
То есть, вопрос, скорее, в технике, чем в мышлении?
Елена Яцура
Они в кино равны. Если режиссёр не способен придумать историю, которая будет длиться полтора часа, уже не важно, какая у него техника. Для новеллы можно придумать историю, написать для неё гладкий сценарий, но не уметь её снять. В нашем
кино есть такие патовые примеры, их все знают. Удач очень мало. Недаром у нас первые большие фильмы сняли режиссёры, которые в 90-е снимали рекламные ролики и музыкальные видео. Меня часто спрашивают, почему я Бондарчука позвала снимать «9 роту», хотя у него не было опыта в кино. Но на момент съёмок «9 роты» у него за плечами было примерно 650 съёмочных дней, проведённых на площадке с музыкальным видео. Это означало, что он владеет всеми техническими наработками, он умеет делать всё, что угодно с изображением и кадром, легко монтирует. 650 дней – это шесть с половиной «Девятых рот». Тимур Бекмамбетов - то же самое: снимал самую эффектную рекламу. Филипп Янковский – оттуда же, поэтому фильм «В движении» было так легко снимать. Техническая наработка у режиссёра должна быть.
Сергей Сычёв
Значит, бояться короткого метра не стоит?
Елена Яцура
Как сказать. Когда в середине нулевых появилась «цифра», программу фестиваля «Святая Анна» нельзя было досмотреть до конца, потому что все бросились снимать километрами какие-то непонятные, плохие истории. Если начнётся графомания и люди будут снимать всё подряд, но как попало, ничего хорошего из
этого не выйдет. Но если это будет делаться профессионально и не менее профессионально будет просматриваться, оцениваться и обсуждаться грамотными людьми, то, может, какой-то толк из этого выйдет.
Сергей Сычёв
Напоследок, что из интересных продюсерских проектов вы в ближайшее время планируете показать?
Елена Яцура
Сейчас собираемся запустить фильм Transition (я надеюсь, что так он и будет называться) с режиссёром-дебютантом Артёмом Семакиным, он сейчас известен как актёр. Сценарий он написал сам. Но, кроме того, что это роуд-муви и что там снимаются Оксана Фандера и Динара Друкарова, я вам рассказывать ничего не буду, потому что там есть детективная составляющая. Есть ещё два фильма, с которыми всё будет ясно чуть позже. Если получится, наконец, запустить сценарий «Ночь, горячая, как смерть», написанный Константином Мурзенко, Аркадием Высоцким и Катей Антиповой, то его готов снимать Денис Нейманд. Должно получиться очень хорошее кино, в котором, помимо молодых, снимутся звёзды нашего детства. И ещё есть один проект, о котором ничего вообще сейчас не скажу. Потом всё узнаете.