Создатели фильма "Деревушка" на премьере фильма в Венеции
Кое в чём мы Запад обогнали. Разорение храма у Ольми почти буквально повторяет кадры из фильмов Вертова и Эйзенштейна, где так же довольные люди вытаскивают иконы и снимают кресты.
Кадр из фильма «Деревушка»
После разграбления святого места туда должны прийти варвары. Они и являются в виде африканских беженцев. Им нужен приют на одну ночь, и они переделывают храм в свою деревушку. А потом уходят, и храм окончательно пустеет. Священник должен умереть. Дальше – пустота. Ольми добивается ощущения светопреставления ещё и тем, что всё действие фильма происходит в помещении собора и примыкающем к нему домике настоятеля. Это и есть весь мир, из которого ушла благодать, а потом и жизнь.
В одной из главных ролей снова любимец Феррары - Уиллем Дефо
Не заметить Феррару трудно. Как только стало известно, что он ступил на берег Венеции, мы приготовились ждать сюрпризов. И они случились. Показ фильма был назначен в особом зале в особо позднее время. Но перед самым сеансом стало известно, что отказало оборудование, и придётся перенести фильм в другой зал на ещё более позднее время. Более того, в другом зале оборудование тоже немедленно отказало, и показ сильно задержали, потому что откладывать его совсем было бы уже неприлично.
Феррара преподнёс зрителям новый сюрприз
Никто и не ждал, что «Последний день на Земле» от мистика и параноика Феррары можно будет просто так взять и посмотреть. Особенно если там играет Уиллем Дефо. О том, что фильм о конце света, можно и вовсе не говорить, потому что у Феррары вся фильмография - один сплошной Апокалипсис.
В этот раз человечество должно погибнуть от полного истощения озонового слоя. Ясно, откуда Феррара взял эту идею. Несколько лет назад записанная на камеру лекция Альберта Гора о глобальном потеплении получила «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм». Благодаря награде фильм обошёл весь мир. Его посмотрел Феррара и подумал: «Почему бы нет?»
Для актрисы Наташи Лионни роль в «Последнем дне на Земле» может стать хорошим карьерным трамплином, до этого она играла лишь второстепенных персонажей в средних комедиях и мелодрамах.
Кадр из фильма «Последний день на Земле»
Ещё можно позвонить по Скайпу родным. Навестить пару знакомых. Потанцевать, порисовать, поссориться, помириться. Послушать несколько буддийских лекций о том, что всё призрачно, и помедитировать. Подняться на крышу и полюбоваться на зеленоватое небо. Делать больше нечего. По телеку показывают массовые беспорядки, общие молитвы, бодрящихся телеведущих.
Феррара снял фильм-катастрофу в не вполне привычном для этого жанра камерном стиле. Здесь нет героя, который спасёт мир.
В фильме есть два живых человека, которые знают, что завтра умрут. Они впадают в различные эмоциональные состояния, пытаются прожить оставшийся день предельно полно. Но ощущение конца света нарастает, а реакция на подобные вещи в фильмах Феррары одна - тотальный и бесповоротный блюз. За этот странноватый, жёсткий, экзистенциалистский почерк мы и любим режиссёра. И надеемся, что с фильмами о конце света на 68 Венецианском кинофестивале больше не столкнёмся.