Преимущества формата IMAX очевидны и привлекательны. Это раскрученный бренд, который убеждает публику платить в разы больше за высокое качество изображения и звука.
Постер «Аватара». Пока этот фильм - главный аргумент сторонников формата IMAX в споре о прибыльности. Похоже, что его теперь мало.
Но у IMAX есть и не менее очевидные недостатки. Кинотеатры постоянно имеют дело с дефицитом контента. Снять фильм в IMAX или перевести его в этот формат довольно дорого, поэтому лишь немногие мейджоры могут себе это позволить, и то не более нескольких раз в год. В остальное время в этих кинотеатрах показываются, в основном, специально созданные для IMAX фильмы, более похожие на аттракцион, чем на кинематограф. Чаще всего в их репертуаре встречаются трехмерные короткометражные мультфильмы с шариками, «выпрыгивающими» из экрана, видовые фильмы и ужасы про замки с привидениями.
Фильмы в сетку показов кинотеатров ставит сама корпорация IMAX - и требует их демонстрировать, несмотря на то, что они быстро приедаются, и большую часть года приносят кинозалам лишь убытки.
Тем временем из Канады требуют больших отчислений, цена на покупку и обслуживание IMAX-аппаратуры очень высока, а сборы с нескольких блокбастеров фактически должны покрывать убытки от всего остального контента. Такое положение вещей несет в себе нежелательный риск, который крупные театральные сети могут себе позволить, но не будут терпеть долго. Франсуа Ивернель, руководитель сети «Гомон Пате» (пять экранов IMAX во Франции и три в Нидерландах), размышляет вслух:
Пока одни только ищут, другие уже экспериментируют. Англо-ирландская кинотеатральная сеть Vue Entertainment, владеющая 69 кинотеатрами на Британских островах (более 600 залов), запустила в двух из них экспериментальную технологию Vue Xtreme. Решение было принято после того, как сделка с IMAX несколько раз срывалась, потому что стороны не могли придти к устраивающим их условиям. Тим Ричардс, председатель правления Vue, пока очень доволен новым форматом:
Постепенно Xtreme будет распространяться по всей сети Vue Entertainment, тем более что стоить такие залы будет существенно дешевле, чем покупать оборудование в Канаде.
Испанская сеть Yelmo, владеющая тремя залами IMAX, планирует в этом году расторгнуть контракт и вместо них поставить свою технику. У немецкой сети CinemaxX есть IMAX-кинотеатр, но они подумывают отказаться от него уже этим летом, потому что уже в 120 залах поставили новую аппаратуру MaxXimum 3D. Первая часть «Гарри Поттера 7» в IMAX оказалась для сети убыточной, и если вторая повторит ее провал, то своя, пусть более простая, технология окончательно займет место канадской.
Может показаться, что корпорация IMAX должна прилагать все усилия, чтобы сохранить на рынке свои позиции. Но представитель компании Ларри О'Рейли настроен бодро и решительно: