В метод Флаэрти входили: 1) длительное наблюдение за героем; 2) поэтическая интерпретация действительности; 3) особый тип постановки, позднее названный «слегка намеченный сюжет».
Самый знаменитый в мире эскимос Нанук греет своего сына. Кадр из фильма «Нанук с севера»
Поскольку найти в современном кинематографе фильмы, отвечающие всем трём принципам, практически невозможно, программеры фестиваля ограничиваются чаще всего методом длительного наблюдения. А поскольку метод этот считается в кино элитарным (снимать героя в течение очень долгого времени могут себе позволить немногие), то программа составляется, в основном, из очень «породистых» картин, обладателей крупных призов и лидеров арт-проката.
В этом году от России в конкурсе будут участвовать прославленный многими наградами фильм «Outro» Юлии Панесенко (где автор снимает свою знакомую на последней стадии рака) и чуть менее известный «Зимовка» Ольги Стефановой о полярниках в Антарктике.
Трейлер фильма «Зимовка»
Среди заметных работ конкурса можно выделить картину «Моя реинкарнация» Дженнифер Фокс – знаменитого документалиста, который выделяется огромными сроками работы над своими фильмами. Например, «Моя реинкарнация» снимался, в общей сложности, 20 лет. Фильм построен на монологе сына знаменитого тибетского учителя, живущего в Европе. Сначала перед нами бунтующий юнец, которому не хватает отцовского внимания и который ни капли не верит в сказки о реинкарнации и прочих мистических проявлений, о которых свидетельствует ламаизм. В конце же уже взрослый герой приходит к вере и сам становится ламой, что выглядит и комично, и трагично. Фильм примечателен степенью проникновения режиссёра как в личное пространство тибетского гуру, так и открытостью героя, во всеуслышание заявляющего, что своего отца он считает шарлатаном и циником.
Председатель жюри в этом году – Томас Бальмес, автор вышедшего в прошлом году в российский прокат фильма «Малыши» о том, насколько по-разному растут младенцы в разных концах света.
Кадр из фильма «Розовые сари»
В программе также находится уже прошедший по отечественным фестивалям социальный фильм «Розовые сари» Ким Лоджинотто. Главная героиня – эмансипированная индийская женщина, которая борется за права других женщин, ещё не ощутивших освобождения от кастовой системы. Правда, не совсем ясно, занимается ли героиня своим делом ради того, чтобы помогать людям, или она лишь выстроила работающую систему самопиара.
Фестиваль «Флаэртиана» будет проходить до 17 октября, так что ещё есть возможность купить билеты и посмотреть за несколько дней одну из лучших фестивальных подборок мирового кино, которую только можно увидеть в России. Помимо основного конкурса здесь будут представлены российская программа, несколько ретроспектив и «эхо» "SHOW US":http://filmpro.ru/journal/14880236.