Фото с фестиваля «Движение»
Причём, на такое кино, которое прокатчиками обычно считается «артхаусом», то есть – не для всех. Оказывается, очень даже для всех, если правильно с ним работать. Скажем, если поставить сеанс, на котором будут показывать первые короткометражки Эйзенштейна, Пудовкина и Довженко, в современный кинозал, то можно собрать несколько сотен непрофессиональных зрителей. Старые плёнки из «Госфильмофонда» даже профессиональные киномеханики не сразу смогли освоить, но эти плёнки смотрят жители Омска, а не студенты ВГИКа. Потому что была реклама, потому что модный кинотеатр в центре, потому что настоящий тапёр сопровождает своей музыкой фильм.
Киносеанс превращается в перформанс.
Фото с фестиваля «Движение»
Можно поставить на 9 часов вечера русско-французский фильм «Маруся» Евы Перволовичи, снятый в документальном стиле братьев Дарденн, и никто не уйдёт из зала до конца сеанса. Потому что этот «артхаус» на самом деле является ни чем иным, как историей эмигрировавших в Париж русской мамы с дочкой, и их злоключения, помноженные на музыкальные номера Славы Полунина, легко воспримет даже человек, который кино не видел никогда в жизни. Фильм, между прочим, вполне достоин программы Берлинского кинофестиваля, хотя и не лишён недостатков, как и положено дебюту.
Но самое любопытное, что случилось на фестивале, - тройной «удар» по «Долгой счастливой жизни» Бориса Хлебникова.
Кадр из фильма «Долгая счастливая жизнь»
Во-первых, естественно, сам режиссёр представил фильм лично. Во-вторых, поскольку Хлебников не раз объяснял, что название фильма вдохновлено одноимённой песней группы «Гражданская оборона», показ картины был объединён с демонстрацией рабочей версии документальной ленты «Егор Летов. Проект фильма». Разумеется, с аншлагом, хотя фильм далёк от готовности. Наконец, в-третьих, показали ещё и «Долгую счастливую жизнь» Геннадия Шпаликова, чтобы все могли убедиться, что, кроме названия, общего между этими картинами ничего нет. Ну, может, талант и авторитет авторов сопоставим. Полные залы. Люди смотрят качественное кино. И будут смотреть ещё три дня, до закрытия фестиваля.