Актрису Сильвию Хукс в России знают по фильму Йоса Стеллинга «Душка». Она же играет главную роль в его новой картине «Девушка и смерть», причём в одной команде с ней - Леонид Бичевин, Рената Литвинова и Сергей Маковецкий. Сергей Сычёв встретился с Сильвией Хукс на Берлинском кинофестивале, где актриса представляла сразу два фильма: «Девушка и смерть» Йоса Стеллинга и «Лучшее предложение» Джузеппе Торнаторе. Поэтому беседовали сразу о двух великих режиссёрах современности.
Сильвия Хукс: «У Йоса Стеллинга и Джузеппе Торнаторе очень много общего!»
© Gettyimage
Сергей Сычёв
Берлинский кинофестиваль – всегда разный, как и сам Берлин. Вы тут уже не первый раз. Какой Берлин в этот раз открылся вам?
Сильвия Хукс
Да я только вчера приехала, и пока всё несётся в каком-то безумном темпе. Три года назад всё было примерно так же. Вообще, посещать фестиваль в качестве актрисы, которая представляет определённый фильм, - это особый опыт. И, в целом, приятный. Это возможность посмотреть на кинофестиваль с несколько новой стороны.
Трейлер фильма «Лучшее предложение» (реж. Джузеппе Торнаторе)Сильвию Хукс целует Джеффри Раш, её партнёр по «Лучшему предложению». В России он больше известен как капитан Барбосса из «Пиратов Карибского моря»
Сергей Сычёв
Как бы вы описали свою героиню из «Лучшего предложения» в нескольких словах?
Сильвия Хукс
Ах, вот так, значит: в нескольких словах… Значит, я бы сказала: агорафобия. Ещё я бы сказала: боязнь жить. Ещё добавила бы: уязвимость. А также сила и желание любить.
Сергей Сычёв
Как вы думаете, почему страх жить и внутреннее одиночество стали главной темой современного европейского кино?
Сильвия Хукс
Видимо, потому, что именно так мы и живём, сама действительность диктует выбор этой темы. Странное время, странная эпоха. Поколение, к которому мы принадлежим, вроде бы обладает всеми возможностями иметь то, чего бы мы не захотели. Ты не только можешь делать всё, что захочешь. Ты ещё и можешь быть, кем захочешь. Стоит только захотеть. Но всё это рождает очень сильное давление на личность. Ты, вроде как, обязан хотеть чего-то, выбирать из бесконечного количества возможностей. Это давит, у тебя начинается депрессия.
Сергей Сычёв
В России вас знают, преимущественно, как актрису Йоса Стеллинга. В чём разница режиссёрских методов Стеллинга и Торнаторе?
Сильвия Хукс
Ой, как хорошо, что вы об этом заговорили. Тем более, что Стеллинг тоже приехал в Берлин, где представляет «Девушку и смерть». Знаете, может, это вас удивит, но Йос и Джузеппе очень похожи друг на друга. По крайней мере, они относятся к одному и тому же типу режиссёров. Оба сами пишут для себя сценарии. Оба до помешательства любят кино. И ещё они оба… Как же это сказать по-английски? В их фильмах всегда есть что-то таинственное. Но это всё не то, я хочу сказать о другом, а мне не хватает слов. Они пытаются "схватить" человека и… Они ищут аутентичность… Для них каждая деталь – это всё. Часть – это целое. Они могут снимать фильм только тогда, когда они на нём мысленно полностью сфокусировались, сконструировали его. Короче, у них очень много общего, на самом деле! Просто у меня не получается это объяснить. Даже не знаю…
Трейлер фильма «Девушка и смерть» (реж. Йос Стеллинг)На международном плакате фильма «Девушка и смерть» Сильвия Хукс занимает главное место - в отличие от российского, где её почти не видно
Сергей Сычёв
Давайте на примерах? Стеллинг, скажем, считает своих персонажей марионетками, значит, и к актёрам должен относиться соответственно. А Торнаторе?
Сильвия Хукс
Я бы употребила тут другое слово: не «марионетки», а «архетипы».
Сергей Сычёв
А я только Стеллинга цитирую…
Сильвия Хукс
Ну, в каком-то смысле, да, марионетки. Стеллинг даже сам ведь утверждает, что каждый может играть в кино. А режиссёру просто нужно подтолкнуть актёра в нужном направлении. Да, это может считаться различием между ними. Только объясните всё-таки, к чему вы клоните.
Сергей Сычёв
К тому, что для Торнаторе его герои – это живые люди, у него психологический подход, отличающийся от стеллинговского. Они не символы.
Сильвия Хукс
А, ну, всё правильно, тут я согласна абсолютно. Да, Йос Стеллинг, конечно, видит символы, а не персонажей. Но он всё равно строит их по психологическим принципам. У каждого из них даже есть своя собственная история, просто она не рассказывается, оставаясь на уровне бэкграунда. Но вы можете её ощутить. Джузеппе вкладывает в персонажей больше загадки, больше психологизма… Хотя это и от фильма может зависеть. Например, «Лучшее предложение» - это рассказ о двух людях, которые боятся жить. Это же психологическая болезнь! Они борются с ней вместе, чтобы вместе добиться дружбы, любви. Сюжет диктует и метод. Вот, «Девушка и смерть» - фильм о невозможной любви. Йос хотел, чтобы из этого выросло что-то большое, вроде оперы. Получилось невероятно красиво… Нет, я всё-таки считаю, что у Йоса и Джузеппе больше сходств, чем различий.