Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

Лоран Канте: «Пишу сценарий так, чтобы в нём оставался воздух»

Перед выходом фильма «Гавана, я люблю тебя»

Париж, Нью-Йорк, Токио, Москва и другие города уже стали поводом для киноальманахов-признаний в любви. В российский прокат выходит киноальманах о Кубе «Гавана, я люблю тебя». Авторами новелл к нему стали Бенисио дель Торо, Хулио Медем, Гаспар Ноэ, Элиа Сулейман и другие режиссёры. Сергей Сычёв побеседовал с самым именитым из них - Лораном Канте, лауреатом «Золотой пальмовой ветви» и других крупных наград.

Лоран Канте: «Пишу сценарий так, чтобы в нём оставался воздух»

Лоран Канте: «Пишу сценарий так, чтобы в нём оставался воздух»

Сергей Сычёв
Почему вы согласились снимать новеллу для проекта «Гавана, я люблю тебя»?


Лоран Канте
Я очень люблю Кубу. Много раз там был, показывал там свои фильмы, занимался со студентами. Прекрасная страна. С другой стороны, я всегда чувствовал, что многого, что происходит вокруг меня в Гаване, я пока не понимаю. Поэтому для меня съёмки фильма были прекрасной возможности узнать что-то новое об этой стране, ещё раз туда съездить. Такое исследование маленькое провести. Любопытство, в общем, было одной из причин. А ещё я много всего читал у Леонардо Падура, и когда я узнал, что он будет работать сценаристом на этом проекте, для меня это стало дополнительной мотивацией.

Создатели фильма на премьере в Каннах


Сергей Сычёв
Что нового вы узнали о Кубе во время съёмок?


Лоран Канте
Целый список можно было бы составить. Но это не так просто описать словами. Ты просто воспринимаешь новое и пытаешься поделиться этим с людьми через фильм. Много всего я для себя открыл, это точно. Во время работы я старался как можно дальше уйти от туристического взгляда на Кубу. У каждого в голове есть какой-то образ этой страны. Гавана, музыка, старые автомобили – это всё существует в действительности, но превратилось в клише. Я же попытался дать обычным людям возможность существовать в фильме и внести свой вклад в формирование образа Кубы.


Сергей Сычёв
Поэтому вы используете документальный стиль?


Лоран Канте
Да, и я так всегда стараюсь делать. Пишу сценарий так, чтобы в нём оставался воздух, чтобы было пространство, где актёрам было бы легко жить, куда они могли бы принести свою индивидуальность и свой жизненный опыт. Именно поэтому я люблю работать с непрофессиональными актёрами, которые не знают, как принято играть. Они знают, кто они, и этого достаточно.

Герой фильма «Тайм аут» потерял работу, но не знает, как начать новую жизнь



Сергей Сычёв
У вас разные фильмы есть. «Тайм аут», например, кажется более традиционным по методу.


Лоран Канте
Тем не менее, там было всего два профессиональных актёра, Орельен Рекуан и Карин Вьяр. Остальные все были почти людьми с улицы. Если это были преступники, то у игравших их актёров было тюремное прошлое. Мы с ними всегда советовались, и, несмотря на кажущуюся традиционность, в фильме получилось много импровизированного, спонтанного. Вообще, я всегда стараюсь выслушать людей, прежде чем снимать их.


Сергей Сычёв
Как вы слушали своих кубинских актёров? Вы знаете испанский?


Лоран Канте
Говорю я на нём плохо, но почти всё понимаю. Поэтому я их слушал. У меня ещё и переводчик был, который помогал мне допонять что-то. С помощью репетиций мы добивались полного взаимопонимания друг с другом. Даже если актёры не всегда могут понять твои слова, они однажды начинают ощущать то, что ты чувствуешь. И ты их тогда понимаешь, стараешься дать им выразить себя максимально полно.

Самый известный фильм Канте - «Класс», история одного учебного года, в процессе которого учитель ищет общий язык со своими учениками


Сергей Сычёв
Да, во время вашей новеллы часто хочется не субтитры читать, а просто спокойно смотреть на экран, наблюдать.


Лоран Канте
Поэтому я и просил актёров не сильно заучивать сценарий, а говорить так, как говорится. Зацикливаться на словах не стоит. Нужно только запомнить то, без чего сюжет не сложится.


Сергей Сычёв
Сложно снимать короткий метр? Вы уже давно такого не делали.


Лоран Канте
Не поверите, как прекрасно было вернуться к короткометражке, как будто в то далёкое время, когда я работал в этом формате. Работаешь с маленькой съёмочной группой. У тебя всего 5 съёмочных дней, и ты должен всё время торопиться, тебе некогда искать новые решения. Обычно я долго что-то делаю, потом, через несколько дней, решаю переснять это, возвращаюсь на то же место, пробую до бесконечности. А здесь ты знаешь, когда ты должен начать снимать и когда – кончить. Возвращаться ты уже не можешь. Мы, конечно, много репетировали и были хорошо готовы к работе. Что-то мы просто снимали с первого дубля.


Сергей Сычёв
В вашей новелле есть эпизод с потрясающим исполнением Ave Maria. Вы заранее его спланировали?


Лоран Канте
Нет, у меня и в мыслях этого не было. Я даже не собирался идти на церемонию Ошун, где она звучит. Планировали просто снять, как люди туда идут, потом хотели «свернуться» и уехать. Но меня убедили вставить это в фильм, так как для кубинцев церемония Ошун очень важна. Меня знакомили с музыкантами, потом привели к певице, которая должна была петь эту песню. У них же там удивительный сплав африканских языческих культов и христианства, а ночная церемония, языческая по своей сути, начинается с Ave Maria. Когда ты на этой церемонии находишься, тебя охватывает странное чувство, которое я не берусь объяснять. Но я понимаю, почему она так важна для кубинцев. Мы снимали её долго, раз 5 или 6, пока не добились настоящего результата.

Канте и ребята из фильма «Класс» позируют с «Золотой пальмовой ветвью» Канн


Сергей Сычёв
У вас закончен новый полнометражный фильм, Foxfire. Что это за картина и когда вы её планируете выпустить?


Лоран Канте
Фильм этот я снял в Торонто, там я его и покажу в сентябре – на фестивале. А через две недели после этого я повезу фильм на фестиваль в Сан-Себастьян. За основу сюжета я взял повесть Джойса Кэрола Оутса. Это американский писатель, который рассказал о нескольких девушках-подростках, живущих вместе и противостоящих обществу. Они бедны и стараются прокормиться на маленькой ферме в деревне. Они строят жизнь на базе феминизма и коммунизма. Им очень нелегко.



Сергей Сычёв
Вы могли пригласить в этот фильм канадских или американских звёзд – и опять не стали…


Лоран Канте
А мне так нравится. Я хорошо умею работать с непрофессионалами, людьми, которых никто пока не знает. Да и зрителю проще поверить в историю, когда на экране новые лица. Эти девушки не знают, как надо вести себя перед камерой, как выгодно перед ней повернуться или как улыбнуться. Они естественны. Это ведь очень важно, чтобы в кадре всё смотрелось естественно.
Класс, Гавана, я люблю тебя
Лоран Канте

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100