Главную роль в новой картине итальянского классика Джузеппе Торнаторе «Лучшее предложение» сыграл Джеффри Раш. Более молодой аудитории он известен по образу капитана Барбоссы в «Пиратах Карибского моря». Взрослым зрителям - по фильмам «Король говорит!», «Мюнхен», «Жизнь и смерть Питера Селлерса» и «Влюблённый Шекспир». Корреспондент «Фильм Про» Сергей Сычёв поговорил с Джеффри Рашем сразу после премьеры «Лучшего предложения» на Берлинском кинофестивале.
Джеффри Раш: «Моя стихия – это Европа и Израиль»
Сергей Сычёв
Как вы попали в проект Торнаторе, столь далекий от Голливуда?
Джеффри Раш
Где-то в конце 2011 года Джузеппе прислал сценарий «Лучшего предложения» моему агенту. Я прочёл и был приятно удивлён. Это такой богатый, сложный и, если хотите, чрезвычайно классический пример того, как нужно рассказывать историю. Мне очень импонирует это невероятное сплетение хрупкости, запутанности, которое предполагается в протагонисте, так что такая роль, как мне досталась, бывает нечасто. Так вот, я прочитал сценарий, меня он заинтриговал, и я очень захотел играть в фильме Торнаторе, с творчеством которого я, конечно, был к тому моменту знаком.
Трейлер фильма «Лучшее предложение»Джузеппе Торнаторе, итальянский режиссёр, частый гость международных фестивалей и обладатель «Оскара»
Сергей Сычёв
Сильно отличается то, как работает Торнаторе, от американских методов?
Джеффри Раш
Ну, я бы сказал, что голливудская сторона моей карьеры ограничивается, в основном, фильмами о «Пиратах». Довольно малая пропорция, согласитесь. «Король говорит» и даже голливудский «Мюнхен» снимались далеко от Америки. Моя стихия – это Европа и Израиль. В творчестве Торнаторе чувствуется именно очень сильное, живущее в нем наследие великого еропейского кинематографа. Тут и Феллини, и Висконти, и многие другие итальянские мастера. Я помню, когда я еще был студентом, я с восхищением смотрел их картины и впитывал в себя все лучшее той эпохи, которую можно считать Золотым веком итальянского кино. Торнаторе ведь не просто их последователь: он принадлежит к тому же пантеону.
Сергей Сычёв
Как он работает с актёрами?
Джеффри Раш
Если в двух словах: очень точно. Уже по сценарию я понял, какими будут съёмки и что конкретно мне придется делать в каждой сцене. И лучше было стараться соответствовать этим идеям, потому что у Джузеппе очень развиты чувство ритма и чувство монтажа. Он способен удивительно изящно оркестрировать все элементы фильма в своём сознании. Моя попытка вписаться в эту оркестровку было не следствием принуждения – его просто не было. Но я просто пытался понять Торнаторе, уловить его жест, как это делает музыкант в оркестре.
Для серьёзного драматического актёра Раша роль Барбоссы превратилась в визитную карточку
Сергей Сычёв
Как бы вы в нескольких словах описали своего героя?
Джеффри Раш
Хм… Невероятно богат, но так же невероятно одинок. Чересчур педантичен, потому что этого требует его специальность историка искусства и эксперта по фальсификациям. Эго-маньяк, как и большинство людей, у которых нет не только любовных, но и вообще каких-то человеческих связей с кем-либо. А фильм, во многом, как раз о том, что этот человек находит в себе способность создавать и поддерживать связи с людьми.
Сергей Сычёв
В американском «независимом» кино такой тип человека – это обычно неблагополучный бедняк, а богач всегда бонвиван и оптимист.
Джеффри Раш
Да, великолепный стиль жизни. Но ещё Том Хупер в фильме «Король говорит!» пытался избавиться от налёта гламура, престижа и богатства королевской семьи, члены которой должны были предстать простыми смертными. Им не нужно всё то, чему обычно завидуют люди, потому что, скажем, для короля Георга королевская обстановка – это непрекращающийся кошмар, на фоне которого ему нужно решать собственные проблемы. Такая постановка вопроса, такой взгляд на «успешных» людей, конечно, более характерен для европейского сознания. И особенно, я думаю, для русского. Потому что именно здесь, в этом странном противоречии, людям нравится обнаруживать подлинный драматизм.