Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

Наум Клейман мечтает о возрождении Музея кино

Директор Музея ищет крышу над головой

Первым громким решением КиноСоюза после выборов председателя стала телеграмма федеральному правительству о Музее кино. Вот текст телеграммы: «Первый съезд КиноСоюза вынужден обратить ваше внимание на катастрофическое положение Музея кино. Отсутствие такого центра в Москве и России - это наш позор. Музею необходим свой дом». Сергей Сычёв побеседовал с директором Музея кино Наумом Клейманом, чтобы понять, какая помощь нужна музею.

Наум Клейман мечтает о возрождении Музея кино

Наум Клейман мечтает о возрождении Музея кино

Фильм Про
Два месяца назад компания «Тройка-Диалог» объявила о своем сотрудничестве с Музеем кино. Какого рода поддержка осуществляется в настоящее время, и зачем Музею помощь, если у него такой влиятельный спонсор?

«Мимино» - один из многих фильмов, над которыми работали супруги Немечек


Наум Клейман
Пока это ещё не спонсор, а стратегический партнёр. Соглашение имеет на сегодня рамочный характер и касается поддержки отдельных программ Музея, в частности, формирования и пополнения фондов, так как объем и стоимость уникальных материалов нашей кинокультуры не могут уложиться в те деньги, которые нам выделяет на эти цели Министерство культуры.

Эскизы художников игрового и анимационного кино, личные архивы и мемориальные вещи крупных кинематографистов, старинные «волшебные фонари» и кинокамеры - эти и другие материалы составляют существо Музея. Мы же не киноклуб, который только показывает фильмы. Сейчас, например, мы приобретаем эскизы художницы Элеоноры Немечек, которая со своим мужем Борисом очень много сделала для нашего кино. Внебюджетные поступления дают возможность не потерять для будущего даже не вещи, а опыт культуры.

«Тройка-Диалог» обещает поддержать кинопрограммы, которые мы будем делать в следующем сезоне. Кроме того, у нас есть много работ, которые требуют приглашения консультантов – внештатных специалистов. Например, атрибуция фотографий, опознание запечатлённых на них людей или событий. Мы надеемся, что «Тройка-Диалог» поможет оплачивать сотрудничество экспертов.

Но это только начало сотрудничества. Конечно, программа, речь о которой должна идти особо, - строительство нового Музея, для чего нужны огромные вложения и сотрудничество не только с уважаемой и мощной инвестиционной компанией.

Фильм Про
Каковы сейчас самые насущные нужды Музея кино?

Наум Клейман
Прежде всего, это новое здание, которое было бы оборудовано по всем правилам музейного дела. У каждого фонда свой режим хранения. Костюмы нужно хранить иначе, чем кинотехнику, рисунки иначе, чем мемориальные предметы. У нас очень много коллекций, которые подробно описаны на нашем сайте.

Помимо хранилищ, Музею необходимы выставочные помещения для постоянных и временных экспозиций и кинозалы. Необходима инфраструктура – не только кафе и буфеты, гардеробы и туалеты, магазины книг и сувениров, но и медиатека с книгами и DVD, и кинолаборатории для создания интерактивных экспозиций, и школа юных кинематографистов.

Музей должен быть доступным всем жителям Москвы и даже Подмосковья, поэтому здание не может быть расположено на окраине. Ни одна частная фирма решить эту проблему не может, нужно решение правительства относительно строительства нового здания или переоборудования уже имеющегося. Помощь инвесторов может быть оказана в проектировании, в строительстве и в приобретении оборудования для здания, которое будет выделено правительством.

По опыту нашей работы в здании Киноцентра с 1989 до 2005 года, можно утверждать, что это будет один из самых популярных музеев столицы, особенно у молодёжи.

Фильм Про
Какова должна быть площадь такого здания?

Синематека Парижа и Музей кино в Турине


Наум Клейман
Оглянемся на практику музеев кино в других странах. У китайцев Музей имеет около полукилометра длины. В итальянском Турине Национальный музей кино занимает огромную башню XVI века, самое высокое здание в городе. Французская Синематека получила многоэтажное здание бывшего культурного центра США в Париже. В Германии – пять музеев кино. По нашим подсчетам, в Москве для существования фондовых хранилищ, мультиплекса, экспозиций и инфраструктуры необходимо не менее 12-15 тысяч квадратных метров.

Фильм Про
Есть ли предварительная смета, показывающая, сколько это может стоить?

Наум Клейман
Её не может быть, пока не будет объявлен предварительный конкурс на проект, после которого будут произведены расчёты. Это ведь высокотехнологичный музей, мы не можем строить здание, где пожилые экскурсоводы будут ходить с указками. Мои западные коллеги мне, кстати, ни разу не назвали ни одной суммы, как бы я ни спрашивал. Всегда бывает по-разному. В Германии, например, Музею кино выделила помещение компания Sony, получив взамен право построить свое офисное здание в самом центре Берлина, на Потсдамерплатц.

Фильм Про
То же и с расчётом регулярного бюджета Музея?

Наум Клейман
Да, ведь мы должны просчитать, сколько будет стоить обслуживание и электронное оборудование. Сейчас мы получаем от государства очень небольшой бюджет – 6-8 миллионов рублей в год. В штате сейчас всего 25 человек. Это минимум, который нужен для того, чтобы Музей не умер. Сколько же это должно стоить, я сейчас сказать не берусь.

Фильм Про
Получил ли Музей кино хоть какую-то помощь от Союза кинематографистов РФ за последние несколько лет?

Никита Михалков


Наум Клейман
Организовал Музей Союз кинематографистов СССР: построил здание Киноцентра на Пресне и предоставил в нем помещения для нашей работы. После 1992 года мы никогда не требовали денег от Союза кинематографистов России, но хотя бы были под своей крышей. В 2002 году мы стали государственным музеем благодаря значительности собранных нами фондов и признанию той просветительской деятельности, которую мы вели.

Михалков как глава СК РФ (законного правонаследника СК СССР) письменно гарантировал Министерству культуры, что мы будем оставаться в здании Киноцентра, пока у нас не будет нового помещения. Но через два года Михалков, вознамерившись продать какой-то коммерческой фирме долю СК в акционерном обществе «Киноцентр», вдруг заявил, что к СК мы, как государственный музей, не имеем никакого отношения, что Музей кино – это чуть ли не террорист, который взял в заложники Союз кинематографистов, и что якобы из-за нас он не может получить 6 миллионов долларов, чтобы лечить больных членов СК.

Конечно, это был блеф, потому что, как сейчас выяснилось, СК получал у государства немалые деньги на социальные нужды, а «российская доля» в Киноцентре, по любым подсчётам, стоит гораздо больше 6 миллионов. Так или иначе, Михалков буквально выбросил Музей на улицу, нарушив и свои обещания, и решения всех съездов СК в поддержку Музея кино. Поэтому с тех пор мы больше никаких дел с СК не имеем, с Михалковым – тем более.

Фильм Про
Михалков не раз объявлял, что как только у ММКФ будет свой фестивальный дворец, там обязательно будет выделено место для Музея кино.

Наум Клейман
Это известный трюк. Получить землю и государственное финансирование под строительство, прикрываясь Музеем. Потом в этой коммуналке будет выделено сколько-то квадратных метров для Музея. «Ах, вам не хватает? Тогда ищите себе другое место!»

Михалков, безусловно, выдающийся Тартюф, быть может, лучший из множества мелких и крупных тартюфов нашего времени. Мало того, что он вводит в заблуждение всех, начиная Путиным и кончая общественностью. Он ещё самовластно решает судьбы организаций и людей, даже не спросив их мнения, как будто они принадлежат ему по крепостному праву.

Так, он пытался сначала нас «складировать», потом уверял президента Путина, будто лучший выход для Музея кино - «обременить» им Киностудиию имени Горького. Но мы – не крепостные этого самозваного, на полтора века запоздавшего барина. И судьбу Государственного музея кино будет решать правительство, а не пытающиеся им манипулировать тартюфы.

Фильм Про
Действительно ли отправка телеграммы Путину – это пока единственное решение, которое принял на съезде КиноСоюз?

Наум Клейман
Нет, были также обсуждены направления деятельности КиноСоюза. Решили, что каждый из членов Президиума КиноСоюза будет курировать определённую программу действий. По поводу Музея кино было составлено обращение к правительству. В нём объяснили, что Музей находится в очень странном положении.

По закону, государство должно музеи обеспечить жилплощадью и средствами существования, а музеи обязаны хранить, пополнять и пропагандировать достижения той области культуры (не только искусства, но и истории, науки, техники, фольклора), которой он посвящен. Поэтому телеграмма съезда КиноСоюза в адрес премьера Путина - всего-навсего обращение к государству с предложением соблюсти этот закон.

Фильм Про
Каковы главные направления деятельности КиноСоюза?

Наум Клейман
Во-первых, всех очень волнует проблема авторских и смежных прав. Необходимо юридически защитить авторов не только от иных недобросовестных продюсеров, но и от беззаконных прокатчиков, и от тех, кто незаконно присваивает продукты труда кинопродюсеров. Здесь и разнообразные «пираты», и телевидение, и издатели DVD. Очень многое в этой сфере не отрегулировано, и целый ряд нахлебников пользуется плодами того, что создали прошлые и настоящие поколения кинематографистов.

Во-вторых, был сделан целый ряд программных заявлений по социальной политике КиноСоюза и поддержке его отдельных членов. В-третьих, необходимо разработать систему кинопоказа и кинопросвещения. В России должна быть создана сеть синематек, региональных и муниципальных кинотеатров, параллельная коммерческому прокату, где можно было бы показывать российскими фильмы наравне с лучшими европейскими, азиатскими, латиноамериканскими картинами, ныне практически отсутствующими на наших экранах. Нужно не только окупить хотя бы часть вложенных в российское кино средств, а просто вернуть само это кино зрителю. Иначе зачем его снимать? Я уверен, что потенциальный зритель у наших фильмов есть во всех городах страны.

Кроме того, разумно воссоздать систему кинопросвещения., в своё время отлично работавшую под эгидой Союза кинематографистов СССР. Мало поддержки киноклубов, надо элементарно наладить показы нашей классики и нового кино в вузах, школах. Нужны и творческие встречи со зрителями.

Киносоюз обеспокоен и проблемой профессионального кинообразования, работой с творческой молодежью. К сожалению, глянцевая реклама затмила собой подлинную критику, честную и уважительную по отношению и к зрителю, и к кинематографистам. Наконец, необходимо наладить общение с широкой прессой, потому что общественность просто не знает, какое у нас кино и кто его снимает. А нам есть, что показать за последние двадцать лет.

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100