«Мимино» - один из многих фильмов, над которыми работали супруги Немечек
Эскизы художников игрового и анимационного кино, личные архивы и мемориальные вещи крупных кинематографистов, старинные «волшебные фонари» и кинокамеры - эти и другие материалы составляют существо Музея. Мы же не киноклуб, который только показывает фильмы. Сейчас, например, мы приобретаем эскизы художницы Элеоноры Немечек, которая со своим мужем Борисом очень много сделала для нашего кино. Внебюджетные поступления дают возможность не потерять для будущего даже не вещи, а опыт культуры.
«Тройка-Диалог» обещает поддержать кинопрограммы, которые мы будем делать в следующем сезоне. Кроме того, у нас есть много работ, которые требуют приглашения консультантов – внештатных специалистов. Например, атрибуция фотографий, опознание запечатлённых на них людей или событий. Мы надеемся, что «Тройка-Диалог» поможет оплачивать сотрудничество экспертов.
Но это только начало сотрудничества. Конечно, программа, речь о которой должна идти особо, - строительство нового Музея, для чего нужны огромные вложения и сотрудничество не только с уважаемой и мощной инвестиционной компанией.
Помимо хранилищ, Музею необходимы выставочные помещения для постоянных и временных экспозиций и кинозалы. Необходима инфраструктура – не только кафе и буфеты, гардеробы и туалеты, магазины книг и сувениров, но и медиатека с книгами и DVD, и кинолаборатории для создания интерактивных экспозиций, и школа юных кинематографистов.
Музей должен быть доступным всем жителям Москвы и даже Подмосковья, поэтому здание не может быть расположено на окраине. Ни одна частная фирма решить эту проблему не может, нужно решение правительства относительно строительства нового здания или переоборудования уже имеющегося. Помощь инвесторов может быть оказана в проектировании, в строительстве и в приобретении оборудования для здания, которое будет выделено правительством.
По опыту нашей работы в здании Киноцентра с 1989 до 2005 года, можно утверждать, что это будет один из самых популярных музеев столицы, особенно у молодёжи.
Синематека Парижа и Музей кино в Турине
Никита Михалков
Михалков как глава СК РФ (законного правонаследника СК СССР) письменно гарантировал Министерству культуры, что мы будем оставаться в здании Киноцентра, пока у нас не будет нового помещения. Но через два года Михалков, вознамерившись продать какой-то коммерческой фирме долю СК в акционерном обществе «Киноцентр», вдруг заявил, что к СК мы, как государственный музей, не имеем никакого отношения, что Музей кино – это чуть ли не террорист, который взял в заложники Союз кинематографистов, и что якобы из-за нас он не может получить 6 миллионов долларов, чтобы лечить больных членов СК.
Конечно, это был блеф, потому что, как сейчас выяснилось, СК получал у государства немалые деньги на социальные нужды, а «российская доля» в Киноцентре, по любым подсчётам, стоит гораздо больше 6 миллионов. Так или иначе, Михалков буквально выбросил Музей на улицу, нарушив и свои обещания, и решения всех съездов СК в поддержку Музея кино. Поэтому с тех пор мы больше никаких дел с СК не имеем, с Михалковым – тем более.
Михалков, безусловно, выдающийся Тартюф, быть может, лучший из множества мелких и крупных тартюфов нашего времени. Мало того, что он вводит в заблуждение всех, начиная Путиным и кончая общественностью. Он ещё самовластно решает судьбы организаций и людей, даже не спросив их мнения, как будто они принадлежат ему по крепостному праву.
Так, он пытался сначала нас «складировать», потом уверял президента Путина, будто лучший выход для Музея кино - «обременить» им Киностудиию имени Горького. Но мы – не крепостные этого самозваного, на полтора века запоздавшего барина. И судьбу Государственного музея кино будет решать правительство, а не пытающиеся им манипулировать тартюфы.
По закону, государство должно музеи обеспечить жилплощадью и средствами существования, а музеи обязаны хранить, пополнять и пропагандировать достижения той области культуры (не только искусства, но и истории, науки, техники, фольклора), которой он посвящен. Поэтому телеграмма съезда КиноСоюза в адрес премьера Путина - всего-навсего обращение к государству с предложением соблюсти этот закон.
Во-вторых, был сделан целый ряд программных заявлений по социальной политике КиноСоюза и поддержке его отдельных членов. В-третьих, необходимо разработать систему кинопоказа и кинопросвещения. В России должна быть создана сеть синематек, региональных и муниципальных кинотеатров, параллельная коммерческому прокату, где можно было бы показывать российскими фильмы наравне с лучшими европейскими, азиатскими, латиноамериканскими картинами, ныне практически отсутствующими на наших экранах. Нужно не только окупить хотя бы часть вложенных в российское кино средств, а просто вернуть само это кино зрителю. Иначе зачем его снимать? Я уверен, что потенциальный зритель у наших фильмов есть во всех городах страны.
Кроме того, разумно воссоздать систему кинопросвещения., в своё время отлично работавшую под эгидой Союза кинематографистов СССР. Мало поддержки киноклубов, надо элементарно наладить показы нашей классики и нового кино в вузах, школах. Нужны и творческие встречи со зрителями.
Киносоюз обеспокоен и проблемой профессионального кинообразования, работой с творческой молодежью. К сожалению, глянцевая реклама затмила собой подлинную критику, честную и уважительную по отношению и к зрителю, и к кинематографистам. Наконец, необходимо наладить общение с широкой прессой, потому что общественность просто не знает, какое у нас кино и кто его снимает. А нам есть, что показать за последние двадцать лет.