Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

Френсис Форд Коппола: «Камера не должна двигаться»

Специальное интервью о кино и мистицизме

Пародийный фильм ужасов «Между» снят Копполой молодо и стильно, заставляя забыть о возрасте автора картины. Когда Коппола приехал в Москву, мы отправились к нему, чтобы обсудить его фильм, взгляды на жизнь и вообще всё, о чём можно успеть поговорить с великим художником за отведённое на это время. Коппола ироничен, задумчив и пытлив. Он постоянно ждёт от собеседника чего-то нового, он ищет и рассчитывает на неожиданное.

Френсис Форд Коппола: «Камера не должна двигаться»

Френсис Форд Коппола: «Камера не должна двигаться»

Сергей Сычёв
Фильм «Между» насыщен мистицизмом, как и многие другие ваши картины. Этот мистицизм облегчает вам рассказ истории или это глубокая часть вашей натуры?

При беглом взгляде фильм «Между» покажется чёрно-белым, но на самом деле этот эффект достигнут игрой света на площадке


Френсис Форд Коппола
Знаете, когда я был ребёнком, мне нравилось смотреть на ночное небо. И вот я пытался понять. Учёные утверждают, что каждая звезда – это как пылающее солнце, а мой глаз видит что-то вроде тёмной бумаги с приклеенными к ней фонариками. Тогда в мою душу стало закрадываться сомнение. Прошло 60 и даже больше лет с тех пор, а я всё ещё считаю: то, что мы привыкли считать реальностью, не вполне соответствует тому, что есть на самом деле. То есть, мы привыкли к тому, что мы точно знаем, где верх и низ, что дальше и что ближе, но кто сказал, что мы правы? Это как в «Матрице», и когда вам начинают объяснять, что всё может быть иначе, вы удивляетесь и не знаете, как реагировать. Я всегда слово «реальность» мыслил с вопросительным знаком, а это ведёт к определённой форме мистицизма. Понимаете, многие годы люди верили, что Земля плоская и вокруг неё вращается Солнце, потому что это было похоже на правду. Это отвечало тому, что видят их глаза, и так было проще. Современный человек убедился в том, что Земля не плоская, но пройдёт ещё пара сотен лет, и наши представления о реальности покажутся нелепостью. Мы можем попытаться вообразить, как будут видеть реальность наши потомки, а кино для такой игры воображения представляет отличные возможности. Мы можем поиграться с такими понятиями, как «время» или «число».

Сергей Сычёв
При этом вы именно мистик, к религии это не имеет отношения?


Френсис Форд Коппола
Это немного разные вещи. Допустим, я утверждаю, что реальность не такова, какой кажется. А религия составляет систему, в которой объясняется и место реальности. Это интеллектуальная система, которая может пройти неизменной с древнейших времён до нашей эпохи. Мир очень сильно связан с иудео-христианско-мусульманской религией, которая имеет единый источник. Религия мистически объясняет творение и бытие, но я никогда сильно не увлекался изучением и критикой её интерпретаций. С древнейших времён религия имеет своей задачей контроль над людьми. Для меня мистицизм – это больше форма философии, и меня больше интересует мировоззрение какого-нибудь Анри Бергсона, который объясняет наличие разных форм жизни множественностью творческой энергии. Пожалуй, Джордж Лукас – вот он ближе, чем я, к конкретной мистической системе и он – религиозен.

Сергей Сычёв
Вот почему вам нравится Мирча Элиаде, роман которого «Юность без юности» вы недавно экранизировали.

Румынский писатель Мирча Элиаде - один из самых популярных авторов среди антропологов и среди эзотериков. Фильм «Молодость без молодости», который Коппола снял по его роману, у многих вызвал вопросы по содержанию, но ни у кого не возникло сомнений в мастерстве Копполы и исполнителя главной роли Тима Рота


Френсис Форд Коппола
Вот-вот. Элиаде первый стал разрабатывать предмет синтетической религии. Причём, он понимал, о чём он говорит. Он глубоко изучил индийскую религию и философию. Мне кажется, можно гораздо больше полезного извлечь из древней индийской книги, чем из той религиозной системы, которая держит под собой большую часть мира. Сегодня мир покрыт тьмой… В общем, Элиаде очень интересен, у него есть, чему научиться.

Сергей Сычёв
Хотел спросить о стиле вашего фильма «Между». Мне показалось, что он визуально напоминает «Бойцовую рыбку».

Френсис Форд Коппола
На самом деле, я во всех трёх фильмах, которые я снял за последние годы, придерживался одного и того же стиля. Камера не должна двигаться. Она может двигаться только тогда, когда персонаж идёт и говорит, и пару раз за весь фильм я позволяю ей чуть-чуть панорамировать. А вообще, если вы посмотрите фильмы внимательно и будете приглядываться к углу изображения, вы поймёте, что она всегда находится на месте. Если герой просто идёт, то он выходит из кадра или заходит в кадр. Это стиль, который больше свойствен таким режиссёрам, как Ясудзиро Одзу, в то время как в современном кино камера слишком подвижна. Даже в авторском кино она далеко не всегда статична. В «Бойцовой рыбке», которая была чёрно-белой, мы использовали очень много ухищрений вроде широкоугольных линз и неожиданных ракурсов, но камера тоже была статичной. И за счёт этого, действительно, нечто общее у «Между» и «Бойцовой рыбки» есть. Может, с возрастом у человека вырабатывается какой-то постоянный стиль. Когда я был молод, я постоянно менял техники съёмки. Например, в «Крёстном отце» камера работала в классическом режиме, а в «Апокалипсисе» она постоянно двигалась.


Сергей Сычёв
Как насчёт этого старомодного 3D: снимите очки, наденьте очки – зачем это?

Френсис Форд Коппола
Почему это старомодного? Я такого использования 3D ни в одном фильме не видел.


Сергей Сычёв
Как же «Дети шпионов 3D»?


Френсис Форд Коппола
Серьёзно? Там тоже нужно было надевать очки в определённый момент? Я не видел этот фильм. Хм… Значит, нас с Робертом Родригесом роднит ощущение, что фильм не обязан всё время быть в 3D и в очки не обязательно смотреть весь сеанс, потому что они нужны только для определённых моментов. Подождите, неужели даже предупреждения о том, что нужно надеть и снять очки, у Родригеса появляются? Невероятно! Как же это я пропустил? Наверно, у него там были ещё красно-зелёные очки? Тогда у меня просто старомодно, а у него старо-старомодно!



Сергей Сычёв
А настроение фильма? Эксцентрический и саркастический тон – это как-то ближе не к вам, а к братьям Коэн или Роману Поланскому. Откуда оно? Это же не ваш обычный способ беседы со зрителем!

Френсис Форд Коппола
Знаете, я очень люблю Коэнов, и сравнению с ними был бы горд. Равно как с Поланским, если брать отдельные его фильмы. Вы видели «Тупик»? Обожаю этот фильм. Ну, не знаю, у меня были фильмы с хорошим настроением. Я часто смеюсь весь фильм, пока плакать не начинаю.

«Неотправленное письмо» Михаила Калатозова принадлежит к «забытым» шедеврам советского кино. По словам Скорсезе, копия этого фильма была в плачевном состоянии, когда они с Копполой взялись за её реставрацию


Сергей Сычёв
Вы двадцать лет назад вместе со Скорсезе восстановили и издали в США ряд советских фильмов. Не думаете ещё какой-нибудь из них выбрать для работы?

Френсис Форд Коппола
Да, это были «Я – Куба» и «Неотправленное письмо» Михаила Калатозова. Удивительные фильмы. Знаете, это вообще-то не часть моей повседневной работы. Мы с Мартином тогда принялись за эти фильмы, потому что они нам безумно понравились, и мы захотели помочь. Не знаю, видел ли кто-нибудь на Западе «Неотправленное письмо» до этого. Нет, я пока ничего такого не планирую. А вы что-то можете порекомендовать?



Сергей Сычёв
Ну, не знаю. «Бежин луг» Эйзенштейна? От фильма остались одни обрывки, и если бы вы попытались с помощью современных технологий восстановить его, это было здорово.


Френсис Форд Коппола
Я знаю этот фильм, у меня дома даже плёнка с ним дома лежит. В таких случаях всегда встаёт вопрос, откуда взять деньги на такое дело, но я обещаю, что как приеду домой, внимательно изучу плёнку и сделаю для фильма всё, что от меня зависит.
Между
Френсис Форд Коппола

Новинка

Эмоции от статьи

Поделись своими эмоциями от статьи
радость
восхищение
удивление
мотивация
подавленность
тревога
грусть
страх
отвращение
разочарование
Написать комментарий

Написать комментарий

Символов осталось: 1000

Написать ответ

Символов осталось: 1000

Смотри также

Назад
Вперед
Все фильмы>

Читайте также

Все материалы
Rambler's Top100