Один из самых долгожданных фильмов года, кунг-фу боевик Вонга Кар-Вая «Великий мастер» вот-вот выйдет на российские экраны. Мировая премьера фильма состоялась на Берлинском кинофестивале, где Сергей Сычёв побеседовал с Тони Люном Чу Ваем - исполнителем роли Ип Мана, учителя Брюса Ли. Тони Люн - постоянный актёр не только Вонга Кар-Вая, но также Джона Ву и Энга Ли, поэтому быть героем боевика ему не привыкать. Но вот легендарным мастером кунг-фу он стал на экране впервые.
Тони Люн Чу Вай: «Я просто большой фанат Брюса Ли»
© Gettyimage
В самых эффектных сценах «Великого мастера» идёт ливень
Сергей Сычёв
Вы часто играете героев, у которых есть мечи или пистолеты. А каково играть человека, который сражается без оружия?
Тони Люн Чу Вай
Я думаю, вооружён ты или нет, принципиального значения не имеет. А в этот раз мы делали настоящее кино о кунг-фу, и это совсем другое дело. Я совсем не владел кунг-фу, так что мне пришлось всему учиться буквально с нуля. Но я слышал о кунг-фу с детства, благодаря таким фигурам, как Брюс Ли и его учитель Ип Ман. Я также знал о разновидности кунг-фу – вин-чун, для которой Ип Манн сделал так много. Я ещё в детстве хотел освоить это искусство. И, конечно, моя мама мне этого не позволила. Первым её вопросом было: «Зачем? Зачем ты хочешь заниматься кунг-фу - чтобы натворить бед?» Она была убеждена, что только два типа людей могли интересоваться кунг-фу – полицейские и гангстеры. «Я просто большой фанат Брюса Ли!», - вот и всё, что я тогда смог ей ответить. В то время мне казалось, что кунг-фу – это боевые техники или ломовые трюки. И только после четырёх напряжённых лет обучения и постоянных тренировок перед съёмками этого фильма я получил совершенно другое понимание кунг-фу. И оно сильно отличается от того, прежнего. Но нам не нужно было готовить сцены с оружием, хотя в системе Вин Чун допускается использование оружия, а я немного умею управляться с мечами или с ножом. Но для этого фильма нам это не понадобилось. И у меня, действительно, появилось более глубокое понимание кунг-фу. Для меня это теперь не просто техника или способ самозащиты, это – тренировка ума. Я буддист и нахожу очень много общего между кунг-фу и медитацией. Необходимо спокойствие ума, то, что в буддизме мы называем состояние очищенного сознания. Это не значит, что ты отключаешь все свои мысли и эмоции. Но это как бы нескованность. Мне очень сложно описать это состояние. Вы должны просто сами попробовать, и тогда вы поймёте. Понимаете, кунг-фу – это стиль жизни. Вы можете применять его принципы и в своей повседневной жизни, не только в сражении. И - да, в этом разница между этим кунг-фу фильмом и предыдущими экшнами, в которых я сыграл.
Трейлер фильма «Великий мастер»
Сергей Сычёв
Чем отличается буддист, который практикует кунг-фу, от буддиста, который этого не делает?
Тони Люн Чу Вай
Я думаю, все искусства ведут к одной и той же правде. Когда я готовился к фильму, я пытался понять и воплотить сразу двух людей: Ип Мана и Брюса Ли. Я думаю, что жизненный и культурный бэкграунд Брюса Ли вдохновил его на кунг-фу. Он изучал и китайскую философию – даосизм, он трактовал кунг-фу в духе даосизма: сама структура кунг-фу, способ очищения сознания, недеяние, не в смысле отсутствия действия, а в смысле понимания, когда оно необходимо, а когда нет. Кунг-фу - часть китайской философии. В древние времена в Шаолине кунг-фу делилось на боевые упражнения и на практику буддизма. То есть философская духовная база кунг-фу изначально считалась гораздо выше физической составляющей.
Брюс Ли до сих пор остаётся для миллионов людей в мире не просто кумиром, но нравственным учителем
Сергей Сычёв
Когда вы начали изучать кунг-фу, вы больше читали книги или тренировались с мастером, учителем?
Тони Люн Чу Вай
Я начал с изучения литературы об этом искусстве, а потом меня представили моему будущему мастеру, который был студентом самого Ип Мана. И я учился у него навыкам вин-чун, и я многое узнал от него о философии истинного кунг-фу. Я тренировался где-то полтора года до самого начала съёмок, и весь период съёмок я должен был быть в форме и продолжал тренироваться.
Сергей Сычёв
Каков был характер этих занятий? В первую очередь вы отрабатывали технику движения или концентрировались на сути этого учения?
Тони Люн Чу Вай
Мы начали с каких-то базовых вещей. В вин-чун очень много теории, и мне необходимо было познать её. И, конечно, я должен был разучить все приёмы этого учения, иначе как бы я сыграл мастера вин-чун Ип Мана? Но духовную составляющую учения я всё же узнал от Брюса Ли и Ип Мана, из историй их жизни, из того, через, что они прошли сами. Я пытался пройти этот путь вместе с ними, понять, почему они чувствовали кунг-фу именно так, а не иначе. Что для них было кунг-фу, в чём они видели его главный посыл, на какие поступки вдохновляло их это учение? И в случае с моим героем, кунг-фу вдохновило его на понимание того, как ему следует прожить его жизнь. Ведь после того, как он приехал в Гонконг, его жизнь стала очень трудна, но на его лице всегда была улыбка, а сам он излучал оптимизм. Он выглядел очень благородным, умиротворённым, в каком-то смысле счастливым, и я совсем не представляю, как такое под силу человеку, на долю которого выпало столько испытаний. Я думаю, именно кунг-фу поддерживало его, это учение и было его стержнем, основой его духа, которое помогало ему держаться. Ип Ман и Брюс Ли – это «мастер и ученик». И я многое почерпнул из их бесед друг с другом. Я помню такой момент: как-то Брюс Ли тренировался драться руками, у него не очень получалось и Ип Ман посоветовал ему расслабится и забыть о себе и просто следовать за движениями рук его противника. Просто наслаждаться этим и позволить его сознанию сделать всё за него. И Брюс Ли сказал: «Да, да, да! Я должен расслабиться». Но смысл слов «должен» и «расслабиться» здесь вступают в очевидное противоречие, вам не кажется? И Ип Ман, улыбнувшись, сказал ему на это: «Ты не должен открыто противостоять проблеме. Поиграй с ней, и тогда ты решишь её». И это всё не только о кунг-фу, это о том, как мы постигаем жизнь, как живём! Это стиль жизни. Философский подход.
Сергей Сычёв
Вонг Кар-Вай не хочет делать продолжение своего фильма. Но если другой режиссёр захочет снять продолжение и предложит вам ту же роль, вы согласитесь «прожить» оставшуюся часть жизни вашего героя?
Тони Люн Чу Вай
Нет. Я не думаю, что мне бы этого хотелось. Не интересно. Вот если речь зайдёт о фильме про кунг-фу в принципе, я ещё подумаю.