Как напугать тишиной: рассказывают звукорежиссёры «Еретика»
Бу! Испугался? Не бойся, это всего лишь звук дождя за окном
В прокате идёт «Еретик», новый хоррор А24 с Хью Грантом в роли религиозного фрика, запершего у себя дома двух молодых миссионерок с целью испытать их веру на прочность. Чтобы напугать зрителя, фильм режиссёров Скотта Бека и Брайана Вудса опирается на жуткую атмосферу, только часть которой — это заслуга актёрского мастерства и зловещей харизмы Гранта. Большую роль в создании зрительского напряжения сыграла тишина, возникающая между диалогами.
Как напугать тишиной: рассказывают звукорежиссёры «Еретика»
© Кадр из фильма «Еретик»
Тиканье часов как источник саспенса — это уже заезженный приём. А как насчёт звуков воды? «Если вы внимательно прислушаетесь, то в каждом сегменте фильма есть элемент тиканья. Если вы снаружи, у вас идёт дождь. Когда вы внутри, у вас есть часы, у вас есть это японское водное устройство, сиси-одоси», — отмечает Батталья.
Кадр из фильма «Еретик»
Второй звукорежиссёр «Еретика», номинант на премию «Эмми» Майкл Бабкок, рекомендует найти звук, который станет отправной точкой для всех остальных звуков в картине: «Вам следует иметь словарь звуков для каждого фильма. Для этого вам надо идти и записывать базовые звуки, которыми затем вы сможете манипулировать. Важно иметь отправную точку, например, треск дерева — звук, который дальше вы будете совершенствовать, чтобы придавать истории определённый эффект». В «Еретике» этим отправным звуком становится скрип, с которым сестра Барнс поворачивает к себе ароматизированную свечу и понимает, что никакого черничного пирога нет: их только что обманули. Зритель в эту секунду осознаёт, что игра началась, и для героинь уже нет пути назад. Дальше этот звук пронизывает весь фильм, усиливается и ещё больше нагнетает атмосферу, достигая кульминации в сцене в подземной пещере.
Кадр из фильма «Еретик»