Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

Сергей Сельянов: «Хочется нам всем пожелать в 2025 году побольше мозгов»

Итоги кинематографического 2024-го от руководителя студий СТВ и «Мельница»

Поговорили с продюсером о Лунтике как культурном коде, полнометражной недостаточности сказок и, конечно, планах на 2025 год.

Сергей Сельянов: «Хочется нам всем пожелать в 2025 году побольше мозгов»

Сергей Сельянов: «Хочется нам всем пожелать в 2025 году побольше мозгов»

— Вначале давайте окинем взглядом уходящий 2024 год. Чем он стал для ваших студий?

— Мы выпустили несколько новых фильмов. Работаем над ещё более новыми фильмами, которые выйдут в 2025 году. В общем, работаем. Вот так бы я описал этот год. Не было ничего сверхъестественного, на мой взгляд. Все проекты оказались успешными в этом году — в нашей студии, я имею в виду. Поэтому я с такой спокойной душой покидаю этот год. Уже мои мысли все там, впереди.

— У вас и «Огниво» показало крепкие кассовые результаты, и «Лунтик. Возвращение домой» удивил очень многих, особенно тем, что на него пошла не только малышковая аудитория, но и дети постарше, и даже подростки.

Кадр из мультфильма «Лунтик. Возвращение домой»

— Да, да. Ну это же тоже наши зрители бывшие. Кто-то начал смотреть в два годика, в три — сейчас им по 15–20. И не забывайте, что это часть жизни, часть внутреннего мира многих наших соотечественников. Мы этим гордимся. И да, этот результат — он действительно неожиданный был для меня, но тем он приятней.

Лунтик — это часть жизни, часть внутреннего мира многих наших соотечественников. Мы этим гордимся.

— При тех результатах, которые показало «Огниво», важно отметить, что это оригинальная сказка. Да, у неё есть литературный первоисточник, но он не наш, не русский, не фольклорный. Это Ханс Кристиан Андерсен. И это, по сути, абсолютно оригинальный сценарий, который, тем не менее, показал, что практически с нуля выдуманная сказка всё равно может собирать очень хорошие деньги. (₽1,2 млрд на момент публикации материала. — Прим. Фильм Про.)

— Почему бы нет? Мы тоже учимся рассказывать хорошие истории. Не только в XIX веке их умели рассказывать, но и сейчас иногда получается. И придумывать интересно. Тем более, что если вы решили сделать сказку, то вам почти поневоле придётся придумывать. Потому что большинство старых сказок — они не длинные и на формат полнометражного фильма никак не «вытягиваются» естественным образом. Поэтому всё равно пришлось бы придумывать, если бы мы взяли, например, «Колобок». Ну он что — пять страниц, три. Мы бы там тоже что-то попытались. А в конечном счёте всё на экране, в кинотеатрах решается и разрешается. Правильно мы, хорошо ли мы придумали, плохо ли. Вот получилось, что хорошо.

— Ваши фильмы — и анимационные, и игровые — как правило, хорошо продаются за рубежом. Как обстоят дела с международными продажами у СТВ и «Мельницы» сейчас?

— Сейчас эти обстоятельства сложные для всех, поскольку самые главные рынки не хотят видеть на своих экранах игровое российское кино. Но с анимацией несколько полегче. Дружеские страны как хотели, так и хотят, но там другие цены, невысокие. Конечно, мы со всеми ними сотрудничаем, потому что кроме денег есть какая-то, скажу так громко, миссия. Потому что мы, конечно, хотим, чтобы наше кино смотрели в разных частях света. Но здесь я тоже употреблю всё то же слово: работаем. Ничего в этом плане в этом году — ни вдруг неожиданного взлёта по продажам, ни какого-то страшного падения — не произошло. Преодолеваем проблемы. Иногда не преодолеваем. Понятно, что сейчас продаётся всего на меньшие суммы, чем несколько лет назад. Тем не менее, продаётся, и хорошие фильмы — они находят свою дорогу в жизни. Только вот у нас что самое главное на самом деле? Наши зрители. Мы для них делаем. Но если получилось, то, конечно, выносим за пределы страны.

Мы, конечно, хотим, чтобы наше кино смотрели в разных частях света. Но здесь я тоже употреблю всё то же слово: работаем. Преодолеваем проблемы. Иногда не преодолеваем. Понятно, что сейчас продаётся всего на меньшие суммы, чем несколько лет назад. Тем не менее, продаётся, и хорошие фильмы — они находят свою дорогу в жизни.

— В условном пироге бизнеса СТВ имеется экспорт. Какой это был кусок и какой стал сейчас?

— Для разных типов фильмов это разные показатели. Половину бюджета фильма точно можно было закрыть зарубежными продажами мультфильма. Качественного, конечно, который продаётся. Сейчас, видимо, процентов 15–20. Как-то так.

— Давайте поговорим о планах студий на 2025 год. У вас выстроился очень впечатляющий мультижанровый лайнап. Расскажите о ваших «локомотивах».

— Следующий год в этом смысле будет как раз не очень обычным, потому что у нас получилось больше фильмов, чем обычно. Они все снимаются в этом году, но естественно, дорабатываются и выходят в следующем. И их действительно много.

Во-первых, сейчас выйдет «Иван Царевич и Серый Волк 6». Он выйдет ещё в 2024 году, за несколько дней до Нового года, но в основном будет работать уже в 2025 году.

Трейлер мультфильма «Иван Царевич и Серый Волк 6»
Затем ещё два мультфильма. «Маракуда» — это про такого первобытного пацана, который решает свои проблемы. Оно очень яркое, это кино, очень нам симпатичное, со всякими волшебными тварями того времени — сказочно первобытного, доисторического.

Тоже весной выйдет «Ганзель и Гретель: Миссия “Спящая красавица”», который вместе с Воронежской анимационной студией делаем. «Ганзель, Гретель и Агентство магии» как раз имел огромный международный успех и у нас достаточно качественно прошёл (2021, ₽74 млн сборов. — Прим. Фильм Про). Это будет вторая история с этими же героями.

Затем «(Не) искусственный интеллект» режиссёра Алексея Чадова. Это история про героя–робота, это комедия. Леон Кемстач, теперь уже известный артист, хотя по-прежнему очень-очень молодой, но которых целая плеяда появилась из «Слова пацана», — он играет главную роль. Ну а робота «Апостола» играет, собственно, робот «Апостол» с помощью компьютерной графики, каскадёров, трюкачей и так далее.

Бакур Бакурадзе закончил месяц назад съёмки фильма под говорящим названием «Лермонтов». Бакур один из самых выдающихся кинохудожников сегодня, и всем, кто любит и ценит кино за его вот это вот «особое вещество», это безусловно должно быть важно и интересно. Ну а кроме того, это фильм про последний день жизни Лермонтова. В общем, это по-настоящему художественное произведение. Я тоже рассчитываю, что зритель к нему не останется равнодушным.

Дальше необычный фильм, который снял Женя Сангаджиев. Называется он «Космическая собака Лида». Это фантастическая комедия, но какая? Это то, чего на наших экранах не было последние 10–15–20 лет. И своей энергией необузданной, мне кажется, фильм возьмёт своё. Один из уникальных элементов этого фильма я всё-таки озвучу: это Женя Ткачук. Известный замечательный актёр, который в этом фильме играет несколько ролей, сильно разных: толстяка, зэка, психа и так далее. Это сам по себе аттракцион. Пластические гримёры там поработали, ну и сам Женя, конечно вместе с другим Женей, режиссёром. Это само по себе необычно, притягательно для всех, кто любит кино.

Ну и два самых больших проекта. Это, во-первых, «Горыныч». Это тоже, наверное, сказка или фэнтези, сказка-фэнтези. Главный герой в исполнении Саши Петрова попадает в сказочное прошлое и обретает там друга-нахлебника в виде Горыныча — такого дракончика что ли. Собственно, их жизнь в этом тридевятом царстве составляет основу истории. Это четвёртая сказка, которую мы делаем. На этот раз её отличие от предыдущих наших сказок не только в том, что есть герои из настоящего, но и в том, что там есть и музыкальные номера. Нам нравится — надеюсь, понравится и зрителям.

И «Девятая планета». Это большой фильм с большим количеством графики. Существенная часть действия происходит на другой планете, где герои преодолевают сопротивление этой планеты. Фантастический экшен — довольно исчерпывающее определение жанра этой картины. Но помимо основной жанровой составляющей нам было важно показать какое-то такое мужское воинское братство. Там герои должны выполнять боевые функции по сопротивлению неким химерам, и их быт, взаимовыручка, товарищество и так далее для этой истории тоже очень важны. Я всё время придавал этому отдельное значение. Там Юра Борисов играет, Ира Старшенбаум, упомяну ещё Алексея Серебрякова. В этом смысле там всё надёжно. Сейчас идёт монтаж, ну и постпродакшн в целом: компьютерная графика, звук, музыка.

В конце 2025 года выйдет «Три богатыря и свет клином». А летом мы, видимо, повторим наш достаточно удачный кинотеатральный эксперимент с фильмом про богатырей, собранным из трёх 20-минутных историй. Мы так и назвали это дело: «Три богатыря. Ни дня без подвига». Я думаю, что в конце мая — в начале июня мы выпустим «Три богатыря. Ни дня без подвига 2».

— Пока мы взвешиваем кассовый потенциал 2025 года, но он выглядит довольно обнадеживающе. В 2024 году мы, скорее всего, зафиксируем рост по сборам где-то в пределах 20%, скорее, ближе к 15%. По зрительскому трафику всё не так красиво, как по рублёвому номиналу. Довольны ли вы как студия — лидер российского кинопроизводства теми темпами, которыми мы обретаем сегодня контентный суверенитет? Или, проводя аналогию с продовольственной безопасностью, «контентную безопасность», когда мы можем «тащить» свой рынок, опираясь на собственные силы?

Президент России Владимир Путин и Сергей Сельянов на церемонии вручения президентской премии в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества в 2015 году

— Ну нет. Я болею за индустрию, поэтому я не вполне удовлетворён. С одной стороны, она в очень хорошей форме (в лучших своих проявлениях, конечно, так-то всякого хватает). С другой стороны, просто даже по количеству выпускаемых картин: их недостаточно. С одной стороны, понятно, что в существенной степени это завязано на государственную поддержку. Но, так или иначе, их недостаточно. Нам нужно производить 250–300. Мы выпускаем 200. Производится в моменте больше, но выходит в год порядка 200. Этого просто статистически недостаточно, чтобы кинотеатрам жилось нормально, хорошо, чтобы вот этот самый суверенитет уже был на столе не в отдельных календарных периодах. Новый год — там у нас суверенитет, будьте-нате, стопроцентный. Или под 8 марта, или под осенние каникулы. Но по-прежнему летом (хотя это лето было чуть лучше, чем предыдущее) не так много, прямо скажем, российских картин с хорошим зрительским потенциалом.

Я болею за индустрию, поэтому я не вполне удовлетворён. С одной стороны, она в очень хорошей форме (в лучших своих проявлениях, конечно, так-то всякого хватает). С другой стороны, просто даже по количеству выпускаемых картин: их недостаточно.

Америка делает 800 фильмов в год. Из них 25 берут всю кассу мира, существенную часть. Ещё 100 такие рабочие, то есть они приносят вполне заметные деньги. Но мы сейчас даже не про деньги, а про интерес зрителей. Остальные 700, 650 — это, в общем… трэш. Это везде так. В советское время было так, и сейчас у нас в России так. Но мы делаем мало. Если вы делаете 800, у вас остаётся хорошее кино, достаточное для того, чтобы заполнить годовой репертуар не только своих кинотеатров, но и многих кинотеатров в мире. Если вы делаете 200, то немножко — да не хватает. Фонд кино как ответственный за зрительское кино в стране работает. Над этим мы тоже стараемся, но, видимо, у нас ещё нужно обсуждать и предпринимать дополнительные усилия.

— Ваши пожелания коллегам, партнёрам, конкурентам на 2025 год?

— Хочется нам всем, включая в первую очередь себя, пожелать побольше мозгов. Потому что самое сложное — это придумывать проекты, придумывать эти истории. Придумывать, чтобы они были интересны зрителю и обладали бы максимальным кинематографическим качеством. Вот, собственно, и всё. Если это будет, то всё остальное будет: будет зритель в кинотеатрах, будем мы сами довольны своими собственными фильмами, что тоже немаловажно. И раз уж мы о пожеланиях и поздравлениях, то, конечно, хотелось бы всем коллегам и себе пожелать, чтобы работа приносила радость.
Огниво, Слово пацана. Кровь на асфальте, Горыныч, Иван Царевич и Серый Волк 6, Лунтик. Возвращение домой, Операция: Спящая красавица, Три богатыря. Ни дня без подвига
Алексей Серебряков, Алексей Чадов, Сергей Сельянов, Бакур Бакурадзе, Евгений Ткачук, Александр Петров , Евгений Сангаджиев, Юрий Борисов, Ирина Старшенбаум

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100