Новые российские экранизации: какие фильмы ждём?
Не только Пушкин, Толстой и Достоевский, но и Водолазкин с Пелевиным!
Экранизации были, есть и будут. Из всего их великого готовящегося множества мы выбрали пятнадцать авторов, чьё имя в титрах должно, по идее, уж точно привлечь внимание более-менее широкого зрителя.
Новые российские экранизации: какие фильмы ждём?
© Кадр из сериала «Преступление и наказание» © «Плюс Студия»
Экранизации были, есть и будут. Из всего их великого готовящегося множества мы выбрали пятнадцать авторов, чьё имя в титрах должно, по идее, уж точно привлечь внимание более-менее широкого зрителя (чтобы не обижать классиков, но и не задвигать в тень современников, расставили всех по алфавиту).
Владимир Богомолов
Новую экранизацию романа Владимира Богомолова «Момент истины» (в первой журнальной публикации носил другое название – «В августе сорок четвёртого») «Дирекция Кино» готовила так долго (более шести лет), что за это время их успели обогнать конкуренты: сериал с Александром Яценко и Алексеем Кравченко «Операция "Неман"» вышел в прошлом году. Однако ни Анатолия Максимова, ни Константина Эрнста этот факт не смутил: продюсеры с большим стажем, они всегда метят на нечто большее, все их кинопроекты – фильмы штучные и, как правило, амбициозные. Так и в этом случае: нас ждёт не просто рассказ о поисках вражеских шпионов, способных сорвать тактически важную операцию, но более того – «новый взгляд на войну». Сценарий написал Сергей Снежкин, за камерой – Максим Осадчий, в кадре – Сергей Безруков и Никита Кологривый. За постановку отвечает Алексей Андрианов. Фильм вроде бы уже снят, но подтверждённых данных о старте проката пока нет.Сергей Безруков на съёмках фильма «Момент истины» © соцсети артиста
Кир Булычёв
Вернуть Алису Селезнёву, «Гостью из будущего», современным зрителям хотели многие, но дальше анимационных проектов дело долгое время никак не продвигалось (очень жалко несостоявшегося фильма с Дарьей Мельниковой). Но вот – «Водород» и "Art Pictures Studio" вместе с «Централ Партнершип» выпускают 18 апреля фильм Александра Андрющенко «Сто лет тому вперёд» – с Дарьей Верещагиной в главной роли. Колю Герасимова сыграл Марк Эйдельштейн, в космических пиратов перевоплотились Александр Петров и Юра Борисов, Селезнёвых-старших изобразили Константин Хабенский и Виктория Исакова. Гадать, что у них получилось, уже поздно: через два месяца всё увидим.Трейлер фильма «Сто лет тому вперёд»:
Your browser doesnt support HTML5 video.
Василь Быков
После третьей серии «Непослушника» Владимир Котт сотворит «Альпийскую балладу» – историю любви, вспыхивающей между сбежавшими от немцев советским солдатом и итальянской антифашисткой. Предыдущей экранизации повести Василя Быкова, осуществлённой Борисом Степановым со Станиславом Любшиным и Любовью Румянцевой, без малого 60 лет, и идея вернуть её на экраны витала в кинематографической среде уже довольно давно. Два молодых и красивых артиста на фоне божественных Альп в условиях приближающейся смертельной опасности – расклад одновременно и простой, и выигрышный. За солдата будет дорогой наш Никита Ефремов, за девушку – Дениз Сардиско, сыгравшая одну из ролей (не главную) в «Мартине Идене». Снимать собирались в Сербии при поддержке продюсерской компании Милоша Биковича.Кадр из фильма «Альпийская баллада» 1965 года © «Беларусьфильм»
Евгений Водолазкин
Роман одного из самых титулованных прозаиков наших лет Евгения Водолазкина «Авиатор» вместе с Олегом Сироткиным адаптировал для экрана Юрий Арабов – увы, это будет последняя строчка в фильмографии выдающегося мастера. Принимал участие в работе над сценарием и сам писатель, настоявший (как сообщают инсайдеры) на том, чтобы фильм отличался от книги чуть больше, чем это принято в таких случаях. Режиссёром вместо впавшего в немилость Данилы Козловского назначили Егора Кончаловского, главная роль – человека, очнувшегося в наше время после почти вековой заморозки, – ушла от него же к Александру Горбатову. Среди других звёзд будущего фильма – Константин Хабенский, Евгений Стычкин, Евгения Добровольская. Музыку пишет Максим Фадеев. Кинокомпания «КИНОТВ» (генеральный продюсер картины – Сергей Катышев) в сотрудничестве с медиагруппой «Красный квадрат» приступила к съёмкам менее месяца назад.Анонсирована также экранизация другого знаменитого романа Водолазкина – «Лавром» при участии российских продюсеров обещает заняться Эмир Кустурица. Но тут подробностей пока крайне мало.
Кадр из фильма «Авиатор» © «КИНОТВ»
Аркадий Гайдар
Знаменитую некогда повесть Аркадия Гайдара «Судьба барабанщика» переносили на экран уже дважды – в 1955-м и 1976-м, но то были совсем иные времена. Представить, что она всерьёз заинтересует современное молодое поколение, смогли режиссёр Анна Чернакова и прославленный кинодраматург Александр Адабашьян, в последнее десятилетие активно возделывающие ниву подросткового ретро. Их совместные фильмы, произведённые «Студией Первый А» («Собачий рай», «Жили-были мы», «Про Лёлю и Миньку», «Катя-Катя»), практически ничего не собирают в кинопрокате, но находят (видимо) своего зрителя как-то иначе, что и позволяет мастерам от души творить дальше. На сей раз им точно должно повезти по-крупному: история, где есть арестованный отец и засланные Западом шпионы, выглядит как никогда актуальной, и не стоит сомневаться, что новую интерпретацию знакового для советской эпохи сюжета уж точно посмотрят как минимум все взрослые критики. Из больших артистов в уже смонтированной картине заняты Владимир Ильин и Роза Хайруллина.Кадр из фильма «Судьба барабанщика» © «Студия Первый А»
Андрей Геласимов
Послевоенным летом живущий в забайкальской станице Петька обращается к пленному японскому врачу с просьбой – спасти его умирающего друга… О том, что киностудия «Соль» занимается экранной версией романа Андрея Геласимова «Степные боги» (в 2009 году он выиграл премию «Национальный бестселлер»), стало известно пару лет назад. В 2023-м прошли, наконец, съёмки – теперь осталось только дождаться премьеры. В главной взрослой роли – Джунсуке Киносита, компанию ему составили Светлана Иванова, Дарья Екамасова, Владимир Стеклов, Никита Кологривый. За сценарий отвечал Михаил Зубко, поставил картину Олег Асадулин.Кадр из фильма «Степные боги» © киностудия «Соль»
Фёдор Достоевский
«Преступление и наказание» в последний раз экранизировали вроде бы не так уж давно: в 2007-м выходил сериал Дмитрия Светозарова. Но с тех пор и преступлений стало у нас побольше, и наказания посуровее – и вот «Плюс Студия» весьма кстати задумала вести поиски ответа на болезненный вопрос «Тварь ли я дрожащая или право имею?» в пространстве нашего времени. Логично, что здесь собрался довольно яркий актёрский ансамбль (включающий, например, Юлию Снигирь, Любовь Аксёнову и Алёну Михайлову), и совершенно не удивительно, что роль современного Родиона Раскольникова исполняет Иван Янковский (даже и не представить, кто мог бы это сделать ещё). Но куда интереснее, что режиссёром нового сериала стал Владимир Мирзоев, известный не только своими яркими кинематографическими и театральными работами, но и вполне однозначными взглядами – о чём ещё наверняка вспомнят перед премьерой (так что смелости продюсеров можно только поаплодировать). Съёмки уже закончены.Кадр из сериала «Преступление и наказание» © «Плюс Студия»
Виктор Драгунский
Легендарный и всеми (наверное) любимый цикл Виктора Драгунского «Денискины рассказы» переносит на малый экран Артемий Драгунский, одновременно и внук писателя, и племянник самого героя – Дениса Драгунского. Это внушает пусть робкую, но надежду: на кону честь семьи так-то. Сообщалось, что отвечающая за производство «Кинокомпания братьев Андреасян» выпустит не только 12-серийный сериал, но и полный метр. В первом случае в «Рассказах» будет присутствовать ещё и современная линия, где мы увидим Дениску уже дедушкой, – его сыграл Александр Пашутин. В других ролях – Максим Матузный, Янина Студилина, Константин Крюков. Если дело пойдёт (а ведь наверняка), экранизация может разрастись до пяти сезонов – успеть бы, пока исполнители детских ролей не выросли.Фото со съёмок сериала «Денискины рассказы» © соцсети Сарика Андреасяна
Владимир Железников
Замечательный детский писатель Владимир Железников многим памятен в первую очередь по «Чучелу», что, конечно, не совсем справедливо: интересных и хороших книг у него много. Прекрасно понимают это режиссёр Ольга Беляева и продюсер Екатерина Маскина (киностудия «Вертикаль» совместно с кинокомпанией «Июнь»): прошлой осенью они снимали фильм по повести «Каждый мечтает о собаке» – о «дружбе, предательстве и выборе», о «нелёгком пути взросления». История пятиклассника, разыскивающего собаку, в 1976 году уже была экранизирована Игорем Ясуловичем (да, известный артист пробовал себя и в режиссуре), но сегодня картину «Пропал и нашёлся», надо честно признать, мало кто помнит. Будем верить, что у новой версии судьба будет лучше, не зря же там сыграли такие крупные артисты, как Игорь Костолевский, Ирина Купченко и Сергей Никоненко (да и музыку Игорь Крутой написал).Кадр из фильма «Каждый мечтает о собаке» © кинокомпания «Июнь»
Виктор Пелевин
Пелевин нынче нарасхват. Ещё недавно удивительная проза загадочного мэтра казалась практически недоступной для экрана – и разве что Виктор Гинзбург раз в десять лет осмеливался к ней подступиться («Generation П» и так и не вышедший в наш прокат «Ампир V»), а теперь – гляди, какое раздолье!Во-первых, тот же Гинзбург заявил о своём намерении снять ещё и «S.N.U.F.F.».
Во-вторых, Юрий Кара замахнулся на «Искусство лёгких касаний».
Но главное (и это в-третьих), о своём стремлении экранизировать сразу пелевинскую трилогию недавно объявила связанная с «Кинопоиском» «Плюс Студия»! Речь о последних на данный момент романах современного классика: "Transhumanism Inc.", "KGBT+" и «Путешествие в Элевсин», действие которых разворачивается в условном будущем в рамках одной вселенной.
Делаем ставки, кто окажется первым.
Трейлер фильма «Ампир V», так и не вышедшего в российский прокат:
Your browser doesnt support HTML5 video.
Александр Пушкин
Сарику Андреасяну в этом году сорок лет – и за свои годы он успел осчастливить нас двумя десятками своих произведений. Он с лёгкостью переделывал советскую классику, выпускал на экраны нового мужичка с пропеллером, был идеологом «доброго кино» про мам и пап, пробовал в российский комикс, снимал беременного Дмитрия Дюжева и подарил несколько трагических (и не очень) ролей Дмитрию Нагиеву, включая даже Чикатило… Как видите, вполне закономерно его нынешнее обращение к Александру Сергеевичу: ведь если Пушкин – «наше всё», то и трепать его безнаказанно могут все, у кого только наглости хватит. «Онегин» выходит в прокат 7 марта; далее у мастера в планах ещё парочка сериалов про маньяков, затем про Сталина, потом ещё фильм про войну, ну а там, глядишь, снова Пушкин – «Сказка о царе Салтане».Трейлер фильма «Онегин»:
Your browser doesnt support HTML5 video.
В то же время продюсеры «Иви» всерьёз размышляют о целой линейке новых экранизаций русской классики. В качестве пилотного (и в то же время флагманского) проекта они вместе со "Star Media" выбрали «Капитанскую дочку», закономерно решив, что тема русского бунта (так, кстати, называлась предыдущая экранизация повести, поставленная Александром Прошкиным) сейчас придётся очень кстати. Сериал так и планируют назвать: «Бессмысленный и беспощадный», без каких-либо шуток. Однако за прошедший год – с тех пор, как впервые было сказано о том, что сценарий пишет Илья Тилькин, – каких-либо новостей о съёмках замечено нами не было.
Напомним, что о ряде других запланированных экранизациях произведений Александра Пушкина мы рассказывали ранее в материале о киносказках:
Все киносказки до 2027 года: календарь Фильм Про
Братья Стругацкие
Руководимая продюсером Рубеном Дишдишяном компания «Марс Медиа» готовится заселиться в «Отель "У погибшего альпиниста"». Права на экранизацию были куплены в пандемийном 2020-м – детективная история про людей, отрезанных от мира в горном отеле, необычайно подходила тому непростому, но, по счастью, не очень продолжительному времени. Впрочем, она отлично будет смотреться в любой год, тем более что режиссёр Александр Домогаров – младший пообещал собрать впечатляющий актёрский ансамбль во главе с Константином Хабенским – в роли инспектора полиции, расследующего весьма странное убийство в запертом номере. Сценарий написала Ольга Городецкая, съёмки собирались начать этой осенью, выход в прокат – ещё через год.Слайд из презентации фильма «Отель "У погибшего альпиниста"» © «Марс Медиа»
Лев Толстой
Пока «Тайное влечение» почти год добиралось до широкого проката, Стася Венкова не только успела выйти замуж и стать Стасей Толстой, но и подобрала себе новый проект – словно нарочно, по Льву Толстому (совпадение?..). «Семейное счастье», историю про то, как юная девушка влюбляется в своего покровителя, который лет на двадцать старше её, взял под своё крыло в качестве продюсера Алексей Учитель (эээ… не, не думаю), отметивший, что у молодого автора есть «оригинальное решение» «классической идеи». Осенью, когда о будущем фильме впервые заговорили, на главные роли планировалось пригласить Ксению «Забаву» Трейстер и Максима Матвеева, а о съёмках киностудия «Рок» договаривалась с музеем-усадьбой «Ясная Поляна».Слайд из презентации фильма «Семейное счастье» © киностудия «Рок»
Антон Чехов
Режиссёр Сергей Борчуков, поддерживаемый продюсером Анатолием Терентьевым (кинокомпания «ТРИ А»), задумал кино в традиционном стиле, безо всех этих новомодных новшеств, с картинкой в духе Левитана и Коровина. Его «Невидимые миру слёзы» – это, конечно, не только тот чеховский рассказ, где подвыпившие мужчины заваливаются посреди ночи к пригласившему их перекусить вояке, но целый сборник, где своё отражение найдут многие собранные Антоном Павловичем бриллиантики. Итак, закат XIX века, русская провинция – и развернувшаяся пред нами жизнь нескольких семей… На роль врача, в образе которого мы наверняка угадаем самого Чехова, был приглашён Дмитрий Исаев.Галина Щербакова
Повесть Галины Щербаковой вошла в историю отечественной культуры во многом благодаря превосходной экранизации Ильи Фрэза: «Вам и не снилось…» – безусловная наша классика. Но как снимать о нежной подростковой любви сегодня, спустя сорок лет, в совершенную другую эпоху?.. Понимая щекотливость ситуации, взявшаяся за сценарий драматург Ярослава Пулинович перевернула саму историю – поставив в центр не школьников (их сыграли Тимофей Тимков и Полина Меркурьева), а маму Ромки (очередная яркая роль Виктории Толстогановой). Картину Ирины Волковой «Вера» в декабре показали на фестивале «Зимний», но даты начала проката на текущий момент у неё нет.Кадр из фильма «Вера»