Кто помешал Андрею Звягинцеву получить «Оскар» за «Нелюбовь»
Многие профессионалы России и Запада прочили приз именно ему
Фильм «Фантастическая женщина» Себастьяна Лелио с самого начала был главным фаворитом «Оскара», и напрашивающееся сравнение с лучшими фильмами Педро Альмодовара только прибавляло ему веса. «Оскар», конечно, не значит, что картина лучше, чем «Нелюбовь». Скорее это мнение Киноакадемии, что проблемы трансгендеров и вообще ущемлённых меньшинств важнее кризиса брака и потерявшихся во всех смыслах детей.
Кто помешал Андрею Звягинцеву получить «Оскар» за «Нелюбовь»
Трейлер фильма «Фантастическая женщина»
Your browser doesnt support HTML5 video.
«Нелюбовь» среди фаворитов «Оскара» этого года не занимала первого места, по крайней мере, если судить по прогнозам профессионалов и букмекерским конторам. Но у этого фильма вся англоязычная критика – как на подбор положительная, временами даже восторженная. Кроме того, Андрей Звягинцев номинировался со вторым фильмом подряд, что для «Оскара» редкость. У «Нелюбви» нет левиафановского политического контекста, в который многие пытались встроить прошлый фильм, но это делает историю только глубже. А темы здесь все самые что ни на есть актуальные: кризис семьи, беззащитность детей, наконец, самое главное, попытки людей самим решить свои проблемы в условиях недействующих социальных институтов. В этой парадигме существуют многие оскаровские номинанты этого года, так что фильм «Нелюбовь» среди них – свой среди своих. Отчасти это ощущение должно было усиливаться недавней новостью о том, что Звягинцев будет делать сериал для Paramount. Фильм сделан как увлекательный триллер, и саспенс там совершенно хичкоковского уровня.
Трейлер фильма «Нелюбовь»
Your browser doesnt support HTML5 video.
Шведский «Квадрат» мало кто рассматривал в качестве победителя «Оскара», и «Золотая пальмовая ветвь» в Каннах в качестве аргумента не работает. Каннские лауреаты «Оскару» вообще не указ, они не всегда оказываются даже среди номинантов. «Квадрат» для «Оскара» - произведение слишком эстетское, в нём слишком много разговоров о современном искусстве и рефлексии о нём, а американцам поп-культура куда ближе перформансов и инсталляций. С другой стороны, главный герой сталкивается с иммигрантами и имеет дело с суровой изнанкой действительности, в которой современное искусство занимает очень, очень небольшое место. Добавим сюда тонкий и иногда абсурдистский юмор этого фильма, а также десятки его наград на фестивалях всего мира. Но у критиков нет единодушия по поводу объективных достоинств этой картины, и каннский триумф не был безоговорочным.
Трейлер фильма «Квадрат»
Your browser doesnt support HTML5 video.
Ещё меньшими были шансы у венгерской картины «О теле и душе». Начать с того, что лауреаты Берлина последних лет практически всегда ходят в маргиналах. Они не только гораздо скромнее венецианских и каннских, но и попросту редко выходят в прокат многих стран. То же с фильмом «О теле и душе»: Венгрия сегодня не является модной кинематографической территорией, и медленный темп этой драмы не способствовал тому, чтобы заинтересовать зрителя. Конечно, прокатчики фильма сделали ход конём перед «Оскаром», выпустив в начале февраля картину в интернет-дистрибуцию, но это совсем не тот род кино, который может быть по достоинству оценён на малом экране. Следовательно, и от академиков трудно было ожидать, что они предпочтут картину другим номинантам.
Трейлер фильма «О теле и душе»
Your browser doesnt support HTML5 video.
Наконец, был ещё венецианский хит «Оскорбление», от которого легко можно было ожидать, что он «выстрелит» и победит всех в своей номинации. Для этого были свои предпосылки. Например, Венеция наградила фильм только призом за лучшую мужскую роль, и «Оскар» на этом фоне мог бы претендовать на то, что именно он отметил для всего мира Ливан как важную кинематографическую зону. А зона действительно интересная, и тема как раз в русле современного актуального кинематографа: нетерпимость, столкновение идеологий в лице двух их представителей, всеобщая «война» как следствие «ссоры Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем». Опять же, юстиция как мишень для автора – важный тренд мирового кино.
Трейлер фильма «Оскорбление»
Your browser doesnt support HTML5 video.
В любом случае, перед нами ситуация, где за «Оскар» боролись действительно очень интересные картины, представляющие главные европейские кинофестивали (и их призы) и демонстрирующие единство мирового киносообщества по ключевым проблемам современности. Победа одного из них важна больше для держав, которые выдвигали фильмы на «Оскар», а для каждого конкретного зрителя список из этих пяти фильмов просто обязателен для просмотра, чего нельзя сказать о фильмах из многих других номинаций этого года.