Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Обратитесь в ЦРУ, если на работе вас пытают. Необычные лайфхаки со съёмок праздничных кинохитов

Секреты культовых новогодних и рождественских фильмов — от «Гринча» до «Морозко»

Как бы вы ни планировали, во время кинопроизводства всё равно многое может пойти наперекосяк. Но истории успеха от историй неудач отличает умение обернуть любую проблему в творческое решение. Рассказываем, как это сделали создатели популярных праздничных фильмов.

Обратитесь в ЦРУ, если на работе вас пытают. Необычные лайфхаки со съёмок праздничных кинохитов

Обратитесь в ЦРУ, если на работе вас пытают. Необычные лайфхаки со съёмок праздничных кинохитов

© Кадр из фильма «Гринч — похититель Рождества»

Нужно затопить декорацию? Постройте её сразу в бассейне!

Дом Макаллистеров сможет узнать практически каждый кинолюбитель. Но знаете ли вы, что борьба бандитов и героя Маколея Калкина, забытого на Рождество родителями, разворачивалась вовсе не в нём, а в спортзале школы?

Кадр из фильма «Один дома»

Дом, фасад которого зрители не раз видят в фильме, действительно существует. Он находится в городе Уиннетка (пригород Чикаго), но снимать внутри него было невозможно — не помещались съёмочная команда и оборудование. Исполнительный продюсер Скотт Розенфелт решил снимать в заброшенном здании городской школы, которое уже использовали для нескольких предыдущих фильмов Джона Хьюза (автор культовых комедий о подростках 80-х написал сценарий к «Одному дома» и выступил одним из продюсеров). Размер спортзала учебного заведения и высота его потолков позволили без проблем уместить в нём многочисленные декорации и оборудование.

Декорации со съёмок фильма «Один дома»/Кадр из документального сериала «Фильмы, на которых мы выросли»

Но это были не все проблемы: в одной из сцен Кевин Макаллистер пытается спрятаться в затопленном подвале соседей, и такое снять сложно даже в специально возведённых декорациях. Но и тут создателям фильма повезло — в школе был бассейн. Там в итоге и сняли сцену — просто и без рисков для окружающих.

Эксперт по пыткам, который вернул Рождество

Джим Керри хотел отказаться от участия в съёмках фильма «​​Гринч — похититель Рождества» после того, как ему впервые нанесли грим. При первом нанесении грима исполнителю заглавной роли зелёного монстра пришлось больше восьми часов провести в кресле, пока на нём закрепляли протезы, наносили краску и приклеивали части парика. В образе Гринча, по словам Керри, он не мог нормально видеть, двигаться, чесаться и даже дышать. «Это всё равно что вам к спине привязали холодильник», — описывал актёр свои ощущения от костюма.

Кадр из фильма «Гринч — похититель Рождества»

Чтобы спасти проект и психику Керри, продюсер Брайан Грейзер пригласил на съёмки специалиста, обучающего оперативников ЦРУ выдерживать пытки. Он провёл для актёра специальный мастер-класс. «Если ты сходишь с ума и теряешь контроль, включи телевизор, поменяй [что-то вокруг себя], или попроси кого-то дать тебе подзатыльник, ударь себя по ноге», — перечислял Керри некоторые из возможных техник. А чаще всего он следовал совету отвлекаться с помощью курения (Курение вредит вашему здоровью — прим. Фильм Про). Также успокаивающий эффект оказывали и песни группы The Bee Gees.

Недавно Керри, согласно сообщениям СМИ, рассказал, что готов вернуться к роли Гринча, но исключительно в том случае, если вместо грима образ будет создан с помощью компьютерной графики.

Как оживить избушку на курьих ножках

На съёмках одной из самых популярных новогодних советских сказок «Морозко» было немало проблем: начиная от суровых условий на Кольском полуострове и заканчивая пристрастием к алкоголю Георгия Милляра (от него приходилось прятать одеколон, который использовали для снятия грима).

Для художника-постановщика Арсения Клопотовского стало настоящим вызовом возведение декораций при такой погоде и обилии снега. Терем Морозко и крестьянскую избу пришлось строить на специальных устойчивых платформах. Отдельной задачей было «оживление» избушки на курьих ножках.

Кадр из фильма «Морозко»

Начнём с того, что избушек в итоге было две. Настоящая деревянная управлялась с помощью специальных рычагов. Одна из её стенок была подвижной, потому что в маленькую постройку сложно было вместить одновременно и персонажей, и оператора. А вторую избушку вырезали из поролона и надевали на статиста, чтобы она «танцевала» на своих курьих ножках.

Актёрами в поролоновых костюмах были и зловещие пни, атакующие Ивана.

Кадр из фильма «Морозко»

При просмотре может заинтересовать и то, как добились эффекта «обледеневших» ресниц у Настеньки, но тут уже повторять не рекомендуем — использовался клей, на который обычно крепили усы и бороды актёров. По словам исполнительницы роли Натальи Седых, она с ужасом вспоминает о том, как приходилось его отдирать.

Кадр из фильма «Морозко»

Настоящий страх Алана Рикмана

Пытаясь поймать неподдельные эмоции, многие режиссёры могут сознательно скрыть какой-то сюжетный поворот от актёра, не предупредить о важных деталях съёмочного процесса и даже просто обмануть.

Алан Рикман уже был заслуженным британским театральным актёром, когда дебютировал в кино в «Крепком орешке». Ему досталась роль главного злодея Ганса Грубера. Основные события боевика разворачиваются на рождественской вечеринке, из-за чего, вопреки многочисленным спорам, фильм прочно вошёл в списки праздничной классики.

Несмотря на отсутствие опыта в кино, Рикман не побоялся сняться в сцене смерти Грубера, падающего с 32-го этажа небоскрёба, без помощи каскадёра. Согласно задумке постановщика трюков Чарли Пичерни, актёра, которого удерживал трос, должны были сбросить с высоты чуть более 7,5 м на специальный спасательный плот.

Кадр из фильма «Крепкий орешек»

Рикману пообещали, что его отпустят в полёт на счёт «три», но его неожиданно сбросили на счёт «два». Это и вызвало неподдельный страх у актёра. Однако Рикман вряд ли обиделся на это (или как минимум скрыл свои эмоции), потому что сразу же согласился повторить сцену ради страховочного дубля. Но в фильме в итоге попал тот самый кадр с «обманом».

Не упускайте бразды правления на съёмочной площадке

Мюзикл «Карнавальная ночь» мог и не выйти на экраны, потому что мало кто изначально верил в успех фильма и необходимость его снимать. От картины пытались избавиться, даже когда съёмки уже были в самом разгаре, созвав худсовет, который разнёс отснятый материал в пух и прах. Но фильм отстоял режиссёр Иван Пырьев, занимавший в те годы должность главы «Мосфильма».

Кадр из фильма «Карнавальная ночь»

Не хотел браться за реализацию сценария, давно пылившегося на полках «Мосфильма», и сам Эльдар Рязанов), для которого фильм стал полноценным режиссёрским дебютом (до «Карнавальной ночи» его опыт составляли только короткометражки и работы, снятые в соавторстве). Но проблемы у молодого постановщика возникли не только из-за нежелания работать с легкомысленным материалом — опытный оператор Аркадий Кольцатый открыто пытался убрать Рязанова, желая сам сесть в режиссёрское кресло.

Есть разные версии произошедшего, но все они сходятся в одном — пиком конфликта стала ситуация, в которой Кольцатый позволил себе снимать дубли в отсутствие Рязанова без его поручения (по одной из версий, постановщик опоздал на съёмки на полчаса). Несмотря на отсутствие опыта, режиссёр не пустил ситуацию на самотёк, а отвоевал авторитет, просто потребовав избавиться от снятых кадров и спокойно пересняв всё по-своему.

Фильм стал хитом проката, а впереди Рязанова ожидала долгая карьера и статус классика советского кино. Но это уже совсем другая история.
Крепкий орешек, Гринч - похититель Рождества, Один дома, Карнавальная ночь, Морозко
Эльдар Рязанов, Маколей Калкин, Иван Пырьев, Джон Хьюз, Алан Рикман, Джим Керри, Георгий Милляр, Наталья Седых

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100