— Действительно, с одной стороны, «Финист. Первый богатырь» — это продолжение, можно сказать, даже приквел, наверное, самой популярной киносказки современной России. И в этом смысле кажется, что рисков не так много, что можно производить всё новые и новые фильмы по этой вселенной. Но, с другой стороны, каждый новый фильм — это новая «готовка», новые приключения и новые риски. И мы на сегодняшний день с каждым днём приближения к кинопрокату всё больше и больше волнуемся, потому что это всё время что-то новое, что непредсказуемо.
— В чём вы решили пойти в «Финисте» дальше?
— Ну, во-первых, мы пошли на восток. Во-вторых, у нас появились новые герои. В-третьих, я, конечно, не могу рассказывать всего, потому что хотелось бы, чтобы зрители пошли в кино и посмотрели. Это совсем другой уровень производства и компьютерной графики, и масштаба, и юмора, и всего того, в чём мы сами внутри себя всё время ставим планку, которую хочется перепрыгнуть, хочется поднять этот результат и ставить всё новые и новые… «рекорды», наверное, неправильное слово… достижения, до которых мы сами дотянулись. Это новый вызов для всех создателей. И нужно сказать, что команда «Финиста» — это всё те же люди, кто с 2017 года делает сказку «Последний богатырь»: и режиссёр Дмитрий Дьяченко, и продюсер и руководитель сценарной группы Виталий Шляппо, и Василий Куценко, креативный продюсер. То есть вся та же команда уже фактически на протяжении семи лет работает над этим проектом. И сериал «Последний богатырь. Наследие», который прекрасно идёт в эфире канала «Россия», является мостиком между трилогией «Последний богатырь» и фильмом «Финист. Первый богатырь», который с 1 января в кинотеатрах.
— Как отработал «Последний богатырь. Наследие» — самый масштабный и дорогой киносериал в истории нашего сериалостроения — на платформах? Какими большими цифрами можете поделиться?
— «Последний Богатырь. Наследие» выходил практически на всех платформах в режиме окон. Это сериал онлайн-кинотеатра START, который был спродюсирован командой START вместе с Yellow, Black and White и телеканалом «Россия». Также он выходил одновременно на Okko, после этого он открылся на «Кинопоиске», сейчас он доступен на «Иви». И, таким образом, мы потихонечку, потихонечку расширяли, расширяли, расширяли знания о проекте, предваряя телевизионный показ на телеканале «Россия» и новогодний прокат. То есть выбрана была такая стратегия, по которой мы начиная с сентября фактически расширяли, расширяли и готовили аудиторию к выходу фильма. Это всё сделано для того, чтобы зрители вспоминали о героях, для того, чтобы вновь пришедшие молодые зрители начали познавать франшизу, пересматривали фильмы трилогии, которые тоже выходили каждую пятницу. И для того, чтобы все вместе, дружно на Новый год пошли в кинотеатры и получили, я надеюсь, удовольствие.
— Какую аудиторию удалось благодаря этому охватить?
— «Последний богатырь» — это самая широкая аудитория, как мы её называем индустриально, «4+». Это от 4 до 94 лет. Моя бабушка смотрит «Последний богатырь», ей очень нравится.
Моя бабушка смотрит «Последний богатырь», ей очень нравится.
— Десятки миллионов людей?— Хотелось бы сказать «сотни», но да, десятки.
— Десятки и сотни миллионов просмотров?
— Сотни миллионов просмотров, естественно.
— «Холоп 2» и «Руки вверх!» показали оглушительные результаты в прокате, очень впечатляющие цифры (более ₽3,8 млрд и ₽968 млн соответственно — Прим. Фильм Про). Это те итоги года для вашей студии, которые мы знаем. А есть что-то, чего мы не знаем, чем вы гордитесь в этом году?
— Мы гордимся тем, что нам удалось действительно многое, и это результат работы большой команды и результат работы партнёров. Фильм «Холоп 2» мы выпускали совместно с телеканалом «Россия» и продюсировали совместно с телеканалом «Россия», с компанией MEM Cinema и режиссёром Климом Шипенко во главе. Фильм «Руки вверх» — совместно с НТВ, с Тимуром Вайнштейном. И также можно сказать, что в этом году было запущено много того, чего пока не видно, и то, что зрители увидят в 2026 году.
Много было успехов онлайн. Онлайн-кинотеатр START продолжил своё лидерство в originals, как мы внутри себя говорим, не только по количеству, но и по качеству: и сериал «Последний богатырь», и драма «Лихие», и новый сезон «Жить жизнь», и новая комедия «Инспектор Гаврилов», продолжение которой выйдет в январе, и новый сезон «Против всех», и «Дети перемен», и так далее, и так далее.
Мы продолжаем создавать бренды для нашей аудитории, и в 2026-м году её ждёт всё больше и больше. Если говорить про кино, то самое долгожданное продолжение — это новый фильм про Чебурашку. Мы уже перевалили за экватор съёмок и находимся сейчас в производстве. На следующий Новый год будем рады тоже вместе с телеканалом «Россия» представить зрителю нашего ушастика и его новые приключения. Ну а сейчас перед фильмом «Финист. Первый богатырь» будет маленький сюрприз от Чебурашки: мы покажем бесплатно только перед фильмом «Финист. Первый богатырь» новогодний ролик для самых маленьких зрителей. Поэтому всех ждём в кино.
Фото со съёмок фильма «Чебурашка 2» в Сочи
— Ну, во-первых, мы отстаём глобально индустриально по сборам и в цифрах, но если взять только цифры российского кино и сравнить с допандемийными — они значительно выше. Как сказал президент России, после того, как ушли наши иностранные производители, это дало большой стимул для развития, большой толчок для развития. И спасибо большое президенту и правительству России, и Фонду кино. И всем-всем коллегам-продюсерам за то, что этот вызов был принят и мы все вместе индустриально работаем и поддерживаем не только друг друга, а поддерживаем производителей, поддерживаем кинотеатры, поддерживаем фактически дальше весь потребительский сектор. Потому что и торговые центры зависят от якорных кинотеатров, и многое-многое-многое другое. Я не говорю уже про банки и прочее.
Что нужно сделать для того, чтобы мы нагнали? Я думаю, что просто нужно всем вместе делать хорошие фильмы. И всё. Нужно открывать новые даты, нужно понимать, что существует не только Новый год, 8 марта, 23 февраля, а есть ещё очень много дат — 52 недели в году, когда можно спрограммировать то или иное кино на эту дату и получить достойный финансовый результат. Понятно, что блокбастеры, большие, дорогие картины должны стоять на максимально «широких» датах. Но внутри индустрии мы большими картинами называем картины, которые собирают ₽500+ млн. А при сегодняшней цене билета инфляционной это чуть больше 1 200 000 зрителей, наверное. В принципе, вот это та планка, до которой нам надо прыгать и увеличивать количество этих средних по меркам зрителей, но больших по меркам индустрии фильмов. Просто они должны быть хорошие, чтобы люди шли в кино и чтобы был «сарафан», который поднимает уровень российского кино.
Нужно открывать новые даты, нужно понимать, что существует не только Новый год, 8 марта, 23 февраля, а есть ещё очень много дат — 52 недели в году, когда можно спрограммировать то или иное кино на эту дату и получить достойный финансовый результат.
Потому что раньше всем казалось, что ну вот есть Голливуд, а наши ничего не умеют. Мне кажется, мы общими усилиями за эти много лет смогли преодолеть этот скепсис и двигаемся поступательными шагами вперёд. Сейчас, глядя на проекты, которые защищают лидеры в Фонде кино, глядя на проекты, которые защищают иные компании, глядя на то, что создаётся совместно с телевизионными холдингами, онлайн-платформами, нашими коллегами, и в том числе у нас в студии, мне кажется, что нас ждёт светлое будущее. Мне хочется в это верить.— Гипотетическое возвращение «большого Голливуда» на российский рынок. Понятно, что условия такого возвращения, какие-то экономические параметры, квотирование, не квотирование и так далее — всё это, возможно впереди. Но для вас возвращение «большого Голливуда» на российский рынок — это страшный сон или это ожидания, или это просто реальность, с которой нужно будет мириться? И как вы собираетесь с ней мириться?
— Вы знаете, для меня как для продюсера это может быть страшный сон. Потому что кажется, что «О боже, они все вернутся, и у нас не останется дат, у нас вырастет конкуренция!». Но как для человека, который представляет индустрию, для одного из лидеров (а лидеры, как мне кажется, должны двигать индустрию вперёд), как локомотива этой индустрии — мне кажется, это позитивно.
И, наверное, ещё как кандидату экономических наук мне кажется это позитивным фактором. Может быть путь рыночный и экономический. Может быть путь, как вы называете, квотирования — наверное, более такой китайский. Когда мы понимаем, что у нас уже достаточно зрелая индустрия и мы готовы в год [допустить к прокату] не более 20 [голливудских] фильмов, про которые мы считаем, что да, они должны быть, для того чтобы, прежде всего, наверное, доносить правильные ценности нашим детям, современной молодёжи. И вот это репертуарное программирование индустрии кинопроката — оно не полное будет без, не знаю, нового «Аватара», нового чего-то, что обязательно нужно видеть, чтобы находиться в контексте современной мировой киноиндустрии. На мой взгляд, опять же как кандидата экономических наук, рыночный механизм и механизм конкуренции — он наиболее жизнеспособный.
— Как обстоят дела с международными продажами ваших фильмов, сериалов?
— Мне кажется, международные продажи и у наших фильмов и сериалов, и у всех коллег на одинаково закрытом уровне. Мы можем работать только с дружественными странами: с Китаем, с Арабскими Эмиратами, с Латинской Америкой. Но это очень ограниченный рынок, и мы, когда снимаем кино, не закладываем никаких доходов от международных продаж. Это уже как получится, уже бонусы. Но мы все в одинаковой ситуации, и мы с этим ОК.
Мы, когда снимаем кино, не закладываем никаких доходов от международных продаж. Это уже как получится, уже бонусы. Но мы все в одинаковой ситуации, и мы с этим ОК.
— Сегодня сказки для всей семьи — это, безусловно, локомотив рынка. А что придёт вслед за сказками?— Во-первых, мне кажется, сказки будут вечны. И сказки будут продолжаться, если они будут хорошо сниматься. И сказки не закончатся, даже когда добро победит зло. А о том, какое видение, что есть новый «голубой океан»*, что может появиться ещё — мне кажется, что это фантастика. И уже у нас на рынке есть успешные примеры наших коллег и наших друзей: студии «Водород», Art Pictures, Фёдора Сергеевича Бондарчука и всей команды НМГ. Это «Сто лет тому вперёд», который, на мой взгляд, прекрасный фильм, и я очень рад, что эта вселенная продолжается.
Такой запрос на эскапизм, который мы видим в сказках, в былинах, на которые люди приходят, чтобы развлечься и побывать в какой-то другой вселенной, — мне кажется, вот такой же запрос на то, чтобы на пару часов побывать в будущем или побывать в каком-то фантастическом мире, он тоже будет. Это очень сложно и с точки зрения сценариев, и с точки зрения развития компьютерных технологий, но, мне кажется, там есть будущее. В фантастике есть будущее.
— Ваши пожелания российской киноиндустрии наступающий 2025 год?
— Я желаю в наступающем новом году всей нашей индустрии систематического развития.
— И поступательного?
— И поступательного.
* Голубым океаном в бизнес-сообществе называют рынок с низкими спросом и конкуренцией, на котором компания бурно растёт и получает высокую прибыль за счёт продуктивной бизнес-идеи. Понятие было введено в обиход в книге Ким Чана и Рене Моборн «Стратегия голубого океана», изданной в 2005 году.