Ты решаешь, что смотреть

Сериалы

Эдуард Илоян: «Сказки не закончатся, даже когда добро победит зло»

Итоги 2024 года от генерального продюсера студии Yellow, Black & White и генерального продюсера онлайн-кинотеатра START

Поговорили с продюсером о том, как «прогревали» аудиторию к премьере фильма «Финист. Первый богатырь», о запросе зрителя на эскапизм и том, что может прийти на смену киносказкам.

Эдуард Илоян: «Сказки не закончатся, даже когда добро победит зло»

Эдуард Илоян: «Сказки не закончатся, даже когда добро победит зло»

— В чем вы видели основные продюсерские риски при запуске проекта «Финист. Первый богатырь»? С одной стороны, продолжение очень успешной франшизы, с другой — всегда нужно превосходить ожидания аудитории.

— Действительно, с одной стороны, «Финист. Первый богатырь» — это продолжение, можно сказать, даже приквел, наверное, самой популярной киносказки современной России. И в этом смысле кажется, что рисков не так много, что можно производить всё новые и новые фильмы по этой вселенной. Но, с другой стороны, каждый новый фильм — это новая «готовка», новые приключения и новые риски. И мы на сегодняшний день с каждым днём приближения к кинопрокату всё больше и больше волнуемся, потому что это всё время что-то новое, что непредсказуемо.

— В чём вы решили пойти в «Финисте» дальше?

— Ну, во-первых, мы пошли на восток. Во-вторых, у нас появились новые герои. В-третьих, я, конечно, не могу рассказывать всего, потому что хотелось бы, чтобы зрители пошли в кино и посмотрели. Это совсем другой уровень производства и компьютерной графики, и масштаба, и юмора, и всего того, в чём мы сами внутри себя всё время ставим планку, которую хочется перепрыгнуть, хочется поднять этот результат и ставить всё новые и новые… «рекорды», наверное, неправильное слово… достижения, до которых мы сами дотянулись. Это новый вызов для всех создателей. И нужно сказать, что команда «Финиста» — это всё те же люди, кто с 2017 года делает сказку «Последний богатырь»: и режиссёр Дмитрий Дьяченко, и продюсер и руководитель сценарной группы Виталий Шляппо, и Василий Куценко, креативный продюсер. То есть вся та же команда уже фактически на протяжении семи лет работает над этим проектом. И сериал «Последний богатырь. Наследие», который прекрасно идёт в эфире канала «Россия», является мостиком между трилогией «Последний богатырь» и фильмом «Финист. Первый богатырь», который с 1 января в кинотеатрах.

Тизер фильма «Финист. Первый богатырь»
— Как отработал «Последний богатырь. Наследие» — самый масштабный и дорогой киносериал в истории нашего сериалостроения — на платформах? Какими большими цифрами можете поделиться?

— «Последний Богатырь. Наследие» выходил практически на всех платформах в режиме окон. Это сериал онлайн-кинотеатра START, который был спродюсирован командой START вместе с Yellow, Black and White и телеканалом «Россия». Также он выходил одновременно на Okko, после этого он открылся на «Кинопоиске», сейчас он доступен на «Иви». И, таким образом, мы потихонечку, потихонечку расширяли, расширяли, расширяли знания о проекте, предваряя телевизионный показ на телеканале «Россия» и новогодний прокат. То есть выбрана была такая стратегия, по которой мы начиная с сентября фактически расширяли, расширяли и готовили аудиторию к выходу фильма. Это всё сделано для того, чтобы зрители вспоминали о героях, для того, чтобы вновь пришедшие молодые зрители начали познавать франшизу, пересматривали фильмы трилогии, которые тоже выходили каждую пятницу. И для того, чтобы все вместе, дружно на Новый год пошли в кинотеатры и получили, я надеюсь, удовольствие.

— Какую аудиторию удалось благодаря этому охватить?

— «Последний богатырь» — это самая широкая аудитория, как мы её называем индустриально, «4+». Это от 4 до 94 лет. Моя бабушка смотрит «Последний богатырь», ей очень нравится.

Моя бабушка смотрит «Последний богатырь», ей очень нравится.

— Десятки миллионов людей?

— Хотелось бы сказать «сотни», но да, десятки.

— Десятки и сотни миллионов просмотров?

— Сотни миллионов просмотров, естественно.

«Холоп 2» и «Руки вверх!» показали оглушительные результаты в прокате, очень впечатляющие цифры (более ₽3,8 млрд и ₽968 млн соответственно — Прим. Фильм Про). Это те итоги года для вашей студии, которые мы знаем. А есть что-то, чего мы не знаем, чем вы гордитесь в этом году?

— Мы гордимся тем, что нам удалось действительно многое, и это результат работы большой команды и результат работы партнёров. Фильм «Холоп 2» мы выпускали совместно с телеканалом «Россия» и продюсировали совместно с телеканалом «Россия», с компанией MEM Cinema и режиссёром Климом Шипенко во главе. Фильм «Руки вверх» — совместно с НТВ, с Тимуром Вайнштейном. И также можно сказать, что в этом году было запущено много того, чего пока не видно, и то, что зрители увидят в 2026 году.

Много было успехов онлайн. Онлайн-кинотеатр START продолжил своё лидерство в originals, как мы внутри себя говорим, не только по количеству, но и по качеству: и сериал «Последний богатырь», и драма «Лихие», и новый сезон «Жить жизнь», и новая комедия «Инспектор Гаврилов», продолжение которой выйдет в январе, и новый сезон «Против всех», и «Дети перемен», и так далее, и так далее.

Мы продолжаем создавать бренды для нашей аудитории, и в 2026-м году её ждёт всё больше и больше. Если говорить про кино, то самое долгожданное продолжение — это новый фильм про Чебурашку. Мы уже перевалили за экватор съёмок и находимся сейчас в производстве. На следующий Новый год будем рады тоже вместе с телеканалом «Россия» представить зрителю нашего ушастика и его новые приключения. Ну а сейчас перед фильмом «Финист. Первый богатырь» будет маленький сюрприз от Чебурашки: мы покажем бесплатно только перед фильмом «Финист. Первый богатырь» новогодний ролик для самых маленьких зрителей. Поэтому всех ждём в кино.

Фото со съёмок фильма «Чебурашка 2» в Сочи

— Мы следим за валовым box office и кассой российских кинотеатров. Видим, что 2024 год не сильно, но отстаёт от показателей до пандемии, 2019 года, по сборам: ₽45 млрд против ₽55 млрд по году. Но, тем не менее, мы этих цифр добиваемся в первую очередь благодаря российскому кино, которое сейчас тотально доминирует в прокате. Какие меры следует, на ваш взгляд, принять, чтобы российское кино превысило исторические показатели всего российского рынка?

— Ну, во-первых, мы отстаём глобально индустриально по сборам и в цифрах, но если взять только цифры российского кино и сравнить с допандемийными — они значительно выше. Как сказал президент России, после того, как ушли наши иностранные производители, это дало большой стимул для развития, большой толчок для развития. И спасибо большое президенту и правительству России, и Фонду кино. И всем-всем коллегам-продюсерам за то, что этот вызов был принят и мы все вместе индустриально работаем и поддерживаем не только друг друга, а поддерживаем производителей, поддерживаем кинотеатры, поддерживаем фактически дальше весь потребительский сектор. Потому что и торговые центры зависят от якорных кинотеатров, и многое-многое-многое другое. Я не говорю уже про банки и прочее.

Что нужно сделать для того, чтобы мы нагнали? Я думаю, что просто нужно всем вместе делать хорошие фильмы. И всё. Нужно открывать новые даты, нужно понимать, что существует не только Новый год, 8 марта, 23 февраля, а есть ещё очень много дат — 52 недели в году, когда можно спрограммировать то или иное кино на эту дату и получить достойный финансовый результат. Понятно, что блокбастеры, большие, дорогие картины должны стоять на максимально «широких» датах. Но внутри индустрии мы большими картинами называем картины, которые собирают ₽500+ млн. А при сегодняшней цене билета инфляционной это чуть больше 1 200 000 зрителей, наверное. В принципе, вот это та планка, до которой нам надо прыгать и увеличивать количество этих средних по меркам зрителей, но больших по меркам индустрии фильмов. Просто они должны быть хорошие, чтобы люди шли в кино и чтобы был «сарафан», который поднимает уровень российского кино.

Нужно открывать новые даты, нужно понимать, что существует не только Новый год, 8 марта, 23 февраля, а есть ещё очень много дат — 52 недели в году, когда можно спрограммировать то или иное кино на эту дату и получить достойный финансовый результат.

Потому что раньше всем казалось, что ну вот есть Голливуд, а наши ничего не умеют. Мне кажется, мы общими усилиями за эти много лет смогли преодолеть этот скепсис и двигаемся поступательными шагами вперёд. Сейчас, глядя на проекты, которые защищают лидеры в Фонде кино, глядя на проекты, которые защищают иные компании, глядя на то, что создаётся совместно с телевизионными холдингами, онлайн-платформами, нашими коллегами, и в том числе у нас в студии, мне кажется, что нас ждёт светлое будущее. Мне хочется в это верить.

— Гипотетическое возвращение «большого Голливуда» на российский рынок. Понятно, что условия такого возвращения, какие-то экономические параметры, квотирование, не квотирование и так далее — всё это, возможно впереди. Но для вас возвращение «большого Голливуда» на российский рынок — это страшный сон или это ожидания, или это просто реальность, с которой нужно будет мириться? И как вы собираетесь с ней мириться?

— Вы знаете, для меня как для продюсера это может быть страшный сон. Потому что кажется, что «О боже, они все вернутся, и у нас не останется дат, у нас вырастет конкуренция!». Но как для человека, который представляет индустрию, для одного из лидеров (а лидеры, как мне кажется, должны двигать индустрию вперёд), как локомотива этой индустрии — мне кажется, это позитивно.

И, наверное, ещё как кандидату экономических наук мне кажется это позитивным фактором. Может быть путь рыночный и экономический. Может быть путь, как вы называете, квотирования — наверное, более такой китайский. Когда мы понимаем, что у нас уже достаточно зрелая индустрия и мы готовы в год [допустить к прокату] не более 20 [голливудских] фильмов, про которые мы считаем, что да, они должны быть, для того чтобы, прежде всего, наверное, доносить правильные ценности нашим детям, современной молодёжи. И вот это репертуарное программирование индустрии кинопроката — оно не полное будет без, не знаю, нового «Аватара», нового чего-то, что обязательно нужно видеть, чтобы находиться в контексте современной мировой киноиндустрии. На мой взгляд, опять же как кандидата экономических наук, рыночный механизм и механизм конкуренции — он наиболее жизнеспособный.

— Как обстоят дела с международными продажами ваших фильмов, сериалов?

— Мне кажется, международные продажи и у наших фильмов и сериалов, и у всех коллег на одинаково закрытом уровне. Мы можем работать только с дружественными странами: с Китаем, с Арабскими Эмиратами, с Латинской Америкой. Но это очень ограниченный рынок, и мы, когда снимаем кино, не закладываем никаких доходов от международных продаж. Это уже как получится, уже бонусы. Но мы все в одинаковой ситуации, и мы с этим ОК.

Мы, когда снимаем кино, не закладываем никаких доходов от международных продаж. Это уже как получится, уже бонусы. Но мы все в одинаковой ситуации, и мы с этим ОК.

— Сегодня сказки для всей семьи — это, безусловно, локомотив рынка. А что придёт вслед за сказками?

— Во-первых, мне кажется, сказки будут вечны. И сказки будут продолжаться, если они будут хорошо сниматься. И сказки не закончатся, даже когда добро победит зло. А о том, какое видение, что есть новый «голубой океан»*, что может появиться ещё — мне кажется, что это фантастика. И уже у нас на рынке есть успешные примеры наших коллег и наших друзей: студии «Водород», Art Pictures, Фёдора Сергеевича Бондарчука и всей команды НМГ. Это «Сто лет тому вперёд», который, на мой взгляд, прекрасный фильм, и я очень рад, что эта вселенная продолжается.

Такой запрос на эскапизм, который мы видим в сказках, в былинах, на которые люди приходят, чтобы развлечься и побывать в какой-то другой вселенной, — мне кажется, вот такой же запрос на то, чтобы на пару часов побывать в будущем или побывать в каком-то фантастическом мире, он тоже будет. Это очень сложно и с точки зрения сценариев, и с точки зрения развития компьютерных технологий, но, мне кажется, там есть будущее. В фантастике есть будущее.

— Ваши пожелания российской киноиндустрии наступающий 2025 год?

— Я желаю в наступающем новом году всей нашей индустрии систематического развития.

— И поступательного?

— И поступательного.

* Голубым океаном в бизнес-сообществе называют рынок с низкими спросом и конкуренцией, на котором компания бурно растёт и получает высокую прибыль за счёт продуктивной бизнес-идеи. Понятие было введено в обиход в книге Ким Чана и Рене Моборн «Стратегия голубого океана», изданной в 2005 году.
Последний богатырь. Наследие, Холоп 2, Сто лет тому вперёд, Финист. Первый богатырь, Чебурашка 2, Руки Вверх!
Тимур Вайнштейн, Эдуард Илоян, Виталий Шляппо, Клим Шипенко, Василий Куценко, Дмитрий Дьяченко

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100