Начнём с самых новых примеров. История Дезмонда Досса примечательна тем, что он победил во Второй мировой войне, ни разу не взяв в руки оружия. По соображениям, впрочем, не совести, а религии, но это не так важно. Досс отказался брать в руки оружие, пошёл в санитары и спас жизни десяткам солдат, причём продолжал это делать даже тогда, когда американские части бросили его и раненых на поле боя.
Лев
Lion
2016
/ Биографический фильм, Драма
/ Великобритания, Австралия, США
Если не знать, что всё это случилось на самом деле, то поверить в этот рассказ невозможно. Действительно, представить себе, чтобы маленький мальчик из индийской деревеньки потерялся, промыкался по большому городу, попал в интернат, был усыновлён австралийской семьёй, вырос на чужбине, а потом смог найти свою деревню по гугл.картам и вернуться обратно, - нет, это представить нельзя. Так не бывает. А учитывая, что мальчик не знал даже своего настоящего имени, - тем более. И всё же это случилось, где-то совсем рядом с нами, если верить гуглу.
Задолго до того, как самурай занёс над святым Николаем Японским меч, но потом сам принял православие, а святой Николай воздвиг собор прямо рядом с дворцом императора Японии, в этой стране уже была христианская община. И были мученики-католики, которым не повезло, как русскому проповеднику. Их пытали, казнили и заставляли отречься. Мартин Скорсезе рассказал всего о троих миссионерах, каждый из которых действительно жил, страдал и боролся так, как нам это сегодня сложно вообразить.
Увлекательнейший триллер о спасении американских граждан из посольства в Тегеране в 1979-м году автор фильма Бен Аффлек заявлял как абсолютно честную, почти документальную картину. Она даже сделана в документальной манере. Однако у историков она вызвала целый ряд нареканий, и даже не из-за красивых киношных придумок вроде погони за самолётом в финале фильма. Гораздо большее возмущение специалистов вызвало то, что авторы сильно преуменьшили степень участия канадских спецслужб в операции, которая была проведена практически только ими, а в Иране картину запретили вовсе, заявив, что она сильно искажает исторические события.
Авторы фильма «В центре внимания» несколько припозднились: прошло так много лет с момента скандала вокруг изнасилований в американских католических приходах, что он уже перестал казаться чем-то особенным. Такого шока, как при чтении первых статей об этом и просмотре документальных фильмов, уже нет. Но фильм всё равно вышел очень вовремя - тогда, когда авторитет журналистики в мире стремительно падает, и профессионалы уступают место блогерам, превращаясь в обслугу или рекламу. Глядя на героев фильма, понимаешь, что профессия не умерла, хотя заниматься ей всё труднее.
Отталкивается «В центре внимания», конечно, от классического фильма о расследовательской журналистике «Вся президентская рать», где показываются события, инициировавшие Уотегейтский скандал вокруг Ричарда Никсона. В результате он был вынужден подать в отставку. Фильм не идеален, но его драматургия стала основой для множества как игровых, так и документальных картин.
Арест Уильяма Фишера-Рудольфа Абеля и последующие переговоры США и России по выдаче нашего разведчика - дело известное, в том числе, по фильмам. Например, оно стало поводом для советского хита «Мёртвый сезон», так что нашему зрителю есть с чем сравнивать картину Спилберга. Другое дело, что великий режиссёр поставил в центр повествования адвоката Абеля, который во всей этой истории оказался лицом самым уязвимым, но, с точки зрения, Спилберга, самым интересным и героическим. Таких страстных фильмов сегодня почти не появляется, и картина Спилберга - подлинный гимн свободе и незасимости человеческого существа.
Описание теракта в Мюнхене на Олимпиаде 1972-го года и последующая операция израильской разведки были показаны Спилбергом беспристрастно, эффектно и увлекательно. По крайней мере, именно так посчитали практически все западные рецензенты. А вот Палестина и Израиль осудили фильм, причём особенно радикальной была именно позиция Моссада. Его прошлые и настоящие руководители в один голос заявили, что действия израильских спецслужб показаны непрофессионально, и вообще всё было совсем иначе.
Спилберга можно считать почти рекордсменом по количеству фильмов, основанных на реальных событиях. «Линкольн», например, как и ранее «Амистад», практически целиком построен на том, что известные политические личности обсуждают важную проблему, причём в обоих случаях речь идёт о рабстве. Вопрос принципиальный, и если персонажам «Амистада» ничто не мешает принять любое решение, то Авраам Линкольн готов продолжать бесконечную гражданскую войну, пока с рабством в США не будет покончено навсегда.
Список был бы неполным без этой важнейшей для Спилберга картины. Рассказ об Оскаре Шиндлере, праведнике мира, который рисковал своей жизнью, чтобы спасти обреченных на казнь евреев, поставлен строго, лирично и жестоко. Понятно, что в жизни всё было ещё более сурово, но именно после этой картины в игровом кино как будто плотину прорвало. На зрителя хлынули кинорассказы о Холокосте. Но сделать что-то более сильное, чем у Спилберга, не удалось почти никому.
Про русского человека иногда говорят, что он силён задним умом. Этот же фильм - констатация того, что к американцам эта мудрость тоже вполне применима. Фильм рассказывает про нескольких людей, которые спрогнозировали кризис 2008 года и даже сделали на этом состояние, поняв, что никто, кроме них, в возможность такого кризиса не верит. Нельзя сказать, чтобы все зрители в итоге осознали суть построенной на деривативах пирамиды, но удовольствие от картины получили все, настолько просто и увлекательно построен этот экономический детектив.
Биографию первого мужчины в Дании, который решил провести операцию по смене пола, Том Хупер снимал по одноимённому роману, но утверждал, что его рассказ ближе к действительности, чем книга. При этом он всё равно придумал за главного героя многие обстоятельства, ввёл вслед за автором романа целый ряд персонажей, а также сделал супружескую пару значительно моложе, чем она была в действительности. Но множество исторических искажений не помешало фильму стать хитом.
Рассказ об избавлении короля Георга VI от заикания в связи с исторической необходимостью сделан настолько весело и элегантно, что фильму Тома Хупера достались все награды кинематографического года и хороший бокс-офис. Но исторических неточностей в фильме хоть отбавляй. В действительности король начал заниматься с логопедом на много лет раньше, а на избавление от заикания у него при этом ушли не годы, а месяцы. И, разумеется, перед Букингемским дворцом не собиралась толпа, как в фильме, чтобы послушать, как король говорит.
Операция по уничтожению бен Ладена американскими спецподразделениями представлена здесь как будто документальная реконструкция. Даже часы с минутами указаны, не говоря уже о топографической скрупулёзности. Насколько правдива эта история, мы в ближайшее время вряд ли узнаем, но один из американских чиновников тактично отметил у фильма три недостатка: 1. Переоценены результаты, которые можно получить с помощью допросов. 2. Недооценена деятельность аппарата Обамы. 3. Не очень корректно показывать, что уничтожение бен Ладена - результат того, что один агент решил выступить вопреки всей системе ЦРУ.
Поддубный
2013
/ Биографический фильм, Драма, Исторический фильм
/ Россия
Кинорассказ об Иване Поддубном не полон неточностей, а практически весь состоит из них. Опущены подробности насыщенной половой жизни Поддубного, полностью придумана его любовная история с гимнасткой цирка, зато совершенно не сказано о его подлинной и действительно удивительной любви, которой он посвятил вторую половину своей жизни. Поддубный на экране - совсем не Поддубный в жизни, и всё-таки уже то, что фильм обратил внимание молодой аудитории на этого человека, уже можно считать хорошим результатом.
История главной женщины-снайпера Великой Отечественной войны Людмилы Павличенко не так уж сильно изменена в сравнении с действительностью. Хотя для кого-то имеет огромное значение, что Павличенко пришла на фронт не юной девушкой без жизненного опыта, а матерью, которую дома ждал сын десяти лет, она ему и матери почти каждый день писала письма. Пожалуй, это более драматично, чем девчонка, отстреливающая немцев, как в тире, и влюбляющаяся то в одного, то в другого фронтовика.
Ледокол
2016
/ Боевик, Драма
/ Россия
Поскольку авторы фильма значительно перекроили историю, они на всякий случай переделали имена действующих лиц и даже названия кораблей. Дизель-электроход «Михаил Сомов» превратился в ледокол «Михаил Громов», да и знаменитый ледокол «Владивосток», который спас полярников, тоже получил другое наименование. Практически всё было «совсем не так», кроме того, что корабль застрял во льдах и люди могли умереть.
Выдающийся блокбастер о героизме пленных солдат в японском плену не ругал после его выхода только ленивый. Больше всего обиделись французы, справедливо отмечая, что хотя тот самый мост строили представители разных наций, французов там было очень много, а это авторы фильма предпочли опустить. Ещё они приукрасили условия жизни пленных и, главное, показали коллаборационизм пленных, чего на самом деле не было. Солдаты даже собирали термитов, чтобы те подгрызали деревянные конструкции моста. Но об этом мало кто помнит, а фильм смотрят до сих пор.
Этой картине тоже сильно досталось от историков, которые предпочли не заметить её грандиозное романтическое настроение, зато придрались, что реальный Томас Эдвард Лоуренс был вовсе не одиночкой, а нормальным кадровым офицером, который, между прочим, предпочитал держаться в тени и несколько раз менял для конспирации имена. За первый же год сражений на стороне арабов он получил более тридцати ранений, хотя в фильме он иногда кажется неуязвимым. Наконец, реальный Лоуренс на 23 см ниже сыгравшего его Питера О’Тула, его не взяли в строевые части именно из-за маленького роста и хрупкого телосложения.
Завершим этот рассказ удивительной историей любви, которая тем более удивительна, что с самого начала мы знаем: «Титаник» всё равно утонет, а как минимум главная героиня точно спасётся. Но Джеймс Кэмерон добился невероятного: мы всё равно смотрим этот трёхчасовой фильм с восторгом, причём не в ущерб исторической правде. Кэмерон вставил в сюжет целый ряд реальных людей, а чтобы не ошибиться во всех деталях относительно корабля и его плавания, специально нанял экспертов-историков, которые консультировали его на каждом шагу выстраивания повествования. Наконец, Кэмерон сам спустился с водолазами снимать затонувший корабль, что положило начало его увлечению подводными съёмками. Поэтому успех «Титаника» можно считать заслуженной наградой за историческую точность.
Самым кассовым российским фильмом стала экшен-драма о победе советских баскетболистов на Олимпиаде-1972 в Мюнхене. Тогда в финале были повержены американцы, команда которых не проигрывала к тому моменту 36 лет. Казалось бы, российский блокбастер про баскетбол - вещь невозможная, ведь даже в США фильмы об этом виде спорта не выходят в широкий прокат. Секрет же в том, что «Движение вверх» - не кино про баскетбол. Это драматичная и блестяще поставленная картина о том, как уникальные достижения объединяют народ, формируют национальное самосознание.