Один из величайших русских романов ХХ века, каждую экранизацию которого приличная публика встречала насмешливым свистом, предлагая авторам лучше ещё раз перечитать книгу. Чтобы отважиться сыграть Живаго, интеллигента, которого раздавила эпоха, нужно быть очень смелым человеком. Меньшиков осмелился. И общее мнение публики до сих пор в том, что актёр стал лучшим элементом этого телевизионного продукта.
Популярнейший герой конца 90-х, персонаж серии беллетристических детективов Акунина Эраст Фандорин был сыгран до Меньшикова многими актёрами. В нём было слишком много то от героя экшна, то от Шерлока Холмса. Меньшиков поступил просто – добавил ему интеллигентности. Образ ожил, и эта картина пока остаётся лучшей о Фандорине.
Русский офицер в плену – сюжет, уходящий в далёкое прошлое, где не только проза Толстого, но и целый пласт культуры. Той, в которой Россия – носитель цивилизации и в то же время разрушитель, вторгшийся на территорию чужого счастья. Русский офицер – фигура трагическая. Он страдает, сомневается, мечтает, но его воинское облачение заставляет его совершать поступки, которых он страшился всю жизнь. Всё это Меньшикову удалось вложить в своего персонажа.
Юнкер Алексей Толстой – для этой роли Олег Меньшиков был, если честно, староват: на момент съёмок ему уже было далеко за тридцать. Однако глаза у него здесь молодые, так что, должно быть, и грима почти не понадобилось. Его Толстой молод, задорен, влюблён – и готов ради своего первого чувства пожертвовать всем, включая карьеру и свободу. Он – символ русского человека, для которого порывы души важнее разума и которого «заграница» никогда понять не сможет.
Роль Костика в национальном комедийном хите «Покровские ворота» сразу сделала его знаменитым. Худой, интеллигентный, обаятельный юноша с театральной грацией произносил афористические реплики, а заодно очаровывал не только множество девушек на экране, но и всех зрительниц фильма. Сначала они, конечно, были возмущены тем, как «подлец» бросает одну пассию за другой, но когда Костик влюблялся по-настоящему, они сразу прощали ему все прежние похождения.
Режиссёр Фёдор Бондарчук пригласил Олега Меньшикова в качестве главной звезды своей sci-fi притчи. И был поражён тем, что практически все свои сцены Меньшиков играл за 15 минут с первого дубля и без подготовки. А ещё перед съёмками Меньшиков заявил, что хотел бы переписать все свои реплики, на что Бондарчук, зная, что у сценария было более 60 редакций, сразу согласился. Меньшиков некоторое время думал – и решил оставить всё как было.
Очень важный фильм для Меньшикова, дебютная картина Александра Хвана оказалась в конкурсе Канн и была фаворитом, а сегодня благополучно забылась российским зрителем, потому что нормального проката она так и не получила. Герой Меньшикова – личность таинственная, о трактовке действий студента ВГИКа, криминальным путём добывающего деньги для освобождения одной девушки, спорят до сих пор. Правда, только те, кто видел фильм и для кого имена Петра Луцика и Алексея Саморядова по-прежнему значат очень много.
Легенда №17
2012
/ Биографический фильм, Драма, Спортивный фильм
/ Россия
Когда фильм только вышел, он сразу вызвал волну возмущения хоккейных болельщиков: тренер Тарасов в жизни был совсем другим, и Олег Меньшиков на него настолько не похож, что и словами не передать. Но это не только не помешало, а даже помогло Меньшикову сыграть одну из лучших ролей в своей жизни. Потому что из конкретной личности он превратил Тарасова в образ – образ отца, образ тренера, образ Родины, наконец. Потому что «Легенда №17» - не биография, а притча, и Меньшиков очень хорошо это понимает.
Восток-Запад
1999
/ Драма, Мелодрама
/ Болгария, Россия, Испания, Франция, Украина
Главный опыт сотрудничества в большом европейском кино у Олега Меньшикова. Режис Варнье к тому времени уже был крупным режиссёром, автором суперхита «Индокитай». Сняться у такого – кратчайший путь к известности за рубежом. В этой ретродраме у Меньшикова главная роль – бывший эмигрант, который всё-таки решился вернуться в СССР после войны, поверив, что теперь здесь можно жить. Да ещё с женой-француженкой. В России к таким трагическим сюжетам народ к тому времени привык, а вот Запад ещё не успел, и картина оказалась в номинантах на «Оскар» и «Золотой глобус».
Важнейшее актёрское достижение в кино у Олега Меньшикова. В «Оскаре», который присудили картине, есть и несомненная заслуга этого артиста. Его герой – преданный, оболганный, измученный, лишённый всего человек вернулся как будто из небытия к своему обидчику. За своей женщиной, которую не вернуть, и за местью, на которую у него есть шанс. О своей личной драме он либо молчит, либо шутит. Но в глазах уже всё есть.
Олега Меньшикова трудно представить в роли авантюриста Бендера со шрамом на горле и в ботинках на босу ногу. Но Меньшиков выбрал для себя две основные черты великого комбинатора: у Остапа в глазах есть великая и несбыточная мечта, а во всём его облике – спокойная уверенность, что эту мечту он сможет осуществить. На этих столпах Меньшиков и строил образ, так что все пафосные реплики Бендера кажутся лишь попыткой скрыть от окружающих истинные мысли комбинатора.