«Ветер крепчает»: Хаяо Миядзаки представил Венеции свою последнюю картину
Мэтр завершает карьеру фильмом о японском авиаконструкторе
Историческая драма-элегия Хаяо Миядзаки, живописующая жизнь Японской империи в период между двумя мировыми войнами, вызвала противоречивые чувства у гостей Мостры. Новая картина японского аниматора Хаяо Миядзаки рассказывает историю авиаконструктора Дзиро Хорикоси, известного своей работой над истребителями Mitsubishi A5M и Mitsubishi A6M Zero.
«Ветер крепчает»: Хаяо Миядзаки представил Венеции свою последнюю картину
«Ветер крепчает» - картина биографическая, хоть и анимационная
К примеру, героем и образцом для подражания Хорикоси выбирает себе итальянского конструктора — герцога Капрони. Появление этого персонажа, кстати, вызвало ожидаемую реакцию у местных журналистов. Для Дзиро Джованни Капрони — инженерный бог, не Молох, а скорее Аполлон. Он является ему во сне и учит жизни — в буквальном смысле. Именно он цитирует Поля Валери: «Ветер крепчает — постараемся выжить» - эта фраза помогает главному герою творить, действовать с неизбежно трагическим финалом. В общем, посыл такой: будем жить!
Капрони произносит в фильме еще один афоризм, необходимый для понимания замысла Миядзаки. Итальянец говорит Дзиро, что эти прекрасные птицы из рифленого алюминия, которых тот видит в снах и мечтах полетят на войну, где принесут людям смерть и боль. «Но я предпочитаю мир, в котором есть египетские пирамиды, тому, где их нет». Красота больше смерти.
Трейлер фильма «Ветер крепчает»
Your browser doesnt support HTML5 video.
Миядзаки, несмотря на колоссальный прокатный успех своей картины на родине, где она собрала $80 млн., получил за неё упрёки и от левых - с формулировкой «Оправдание милитаризма», и от правых - «Умаление заслуг». Сам же он при создании «Ветра» вдохновлялся цитатой из самого Хорикоси - «Я просто хотел создать что-то красивое». И красивого в картине много. Мэтр арт-анимации потрясающе экспрессивными приёмами передает чудовищные и прекрасные явления, сопровождающие жизнь героев. От землетрясения бросает в дрожь, ветер вызывает рябь на воде, которая становится катализатором любовной истории и вызывает тревожное томление у зрителя, а коронное место студии «Гибли» - небо — неизменно манит, вне зависимости от того, затянуто ли оно тучами, дымом пожарищ или наполнено стремящимися к солнцу летательными аппаратами.
Кадр из мультфильма «Ветер крепчает»
Милитаристская Япония — не самый радостный период истории этой страны, редко вдохновляющий кинематографистов, — показана с большой любовью и аккуратностью, а главное — с неожиданного ракурса. У Миядзаки своё отношение к войне. У Миядзаки вообще своё отношение ко всему, и картину следует рассматривать именно как манифест души японского волшебника. Хотя бы потому что его Хорикоси — это в очень большой степени он сам. Отец Миядзаки был хозяином одного из заводов, производивших A6M Zero, а мать умерла от туберкулёза. Свою студию «Гибли» Миядзаки назвал в честь самолёта Капрони.
В системе ценностей Миядзаки Дзиро Хорикоси — безусловный герой, глашатай вынесенного в заглавие фильма эпиграфа, который призывает жить, несмотря ни на что, жить творчески, деятельно, страстно, пусть даже это жизнь взаймы. Жить мечтой, даже если мечта может обернуться кошмаром - ведь и кошмар может быть красивым.
«Ветер крепчает» - заключительная картина Хаяо Миядзаки.
«Ветер крепчает» - картина красивая, трогательная, волшебная и чрезвычайно неоднозначная. Миядзаки незачем врать и стесняться: «Ветер крепчает» - его последняя картина, о чем президент «Гибли» Кодзи Хосино объявил на пресс-конференции. Больше мэтр не будет заниматься кино. А значит, к этому фильму стоит присмотреться получше. Рюноскэ Акутагава сто лет назад утверждал в порыве эстетской антигуманности, что единая строчка Бодлера может стоить больше человеческой жизни. Миядзаки раскрывает образ своего персонажа не так бесчеловечно: его Дзиро поэт долгого кропотливого труда, безнадежной любви и, прежде всего, он поэт результата. Дзиро - творец красоты, ведь уродливые самолеты, как известно, не летают. И его не надо прощать или оправдывать — он не виновен, как не виновен условный кузнец, этакий Хатори Ханзо из «Убить Билла», от металлургической поэмы которого - смертоносной катаны — хочется плакать восторженными слезами.
Оружие не убивает, убивают люди.