Как создавался фильм «Легенда №17»
Подробный рассказ о съёмках и спецэффектах российского блокбастера о Валерии Харламове
В широкий российский прокат вышла спортивная драма «Легенда №17». Фильм Николая Лебедева рассказывает о взрослении и становлении Валерия Харламова - одного из лучших хоккеистов в истории этого вида спорта. Действие картины охватывает большой временной период, а кульминацией истории служит хоккейный матч исторической суперсерии, когда советские спортсмены сумели переиграть канадскую команду, составленную из звёзд НХЛ. Мы расскажем о том, как воссоздавалась ушедшая эпоха и какие современные цифровые технологии были опробованы, чтобы ледовый поединок захватил наше внимание и заставил сопереживать.
Как создавался фильм «Легенда №17»
Одной из центральных фигур стартового матча и всей суперсерии стал нападающий Валерий Харламов, впоследствии включённый в Зал славы Международной федерации хоккея с шайбой. Выбрав героя и определив кульминационное событие будущего фильма, творческая команда студии «ТриТэ» приступила к разработке проекта. На создание итогового сценария, который бы устроил всех, в том числе режиссёра Николая Лебедева ушло несколько лет. Наконец, производственная группа влилась в подготовительный период - шёл кастинг, шились костюмы, строились декорации, подбиралась натура и создавались аниматики.
Трейлер фильма «Легенда №17»
Your browser doesnt support HTML5 video.
Мотор! Начали!
Съёмки фильма прошли в Москве, Минске и в испанском Питильясе под Памплоной. В сцене бега с быками участвовало 18 животных, включая настоящего боевого быка, который буквально всё разносил на площади. Во время работы над этими кадрами на площадке дежурил наряд полиции, врачи и пожарные. В нескольких, наиболее динамичных эпизодах картины, количество одновременно задействованных камер доходило до десяти. Оператор-постановщик Ирек Хартович и режиссёр Николай Лебедев решили, что разные периоды жизни Харламова следует визуально разделить. Поэтому ранние годы снимались на 16-миллиметровую плёнку, годы расцвета — на 35-миллиметровую, а матч в Канаде, который резко отличался от других сцен, снимали на цифровые камеры, включая компактные GoPro.
Данила Козловский и Светлана Иванова о «Легенде №17». Сюжет в программе «Индустрия кино»
Your browser doesnt support HTML5 video.
Эффектный хоккей
Кадр из фильма «Легенда №17». Форма для каждого персонажа существовала в нескольких экземплярах.
В фильме «Легенда №17» показаны несколько хоккейных матчей. Съёмки проходили на настоящих ледовых аренах. Более того, кинематографисты даже растапливали старый лёд и заливали новый, чтобы избавиться от рекламы под ледовым покрытием. Несмотря на стремление режиссёра снимать вживую по максимуму, компьютерная графика в фильме присутствует в достаточно большом числе кадров. Основной студией визуальных эффектов стала компания «Манга Компани», с сотрудниками которой студия «ТриТэ» делала дилогию «Утомлённые солнцем». Супервайзером визуальных эффектов был Илья Торопов, а VFX продюсером - Фёдор Журов. В общей сложности студии «Манга Компани» досталось около 600 планов, требовавших доработки. Поскольку графику следовало подготовить за несколько месяцев, к проекту привлекли ещё несколько студий, а именно A-VFX, Trigraph, Piastro и Полдень. В картинах, подобных «Легенде №17», компьютерная графика носит невидимый характер и редко выходит на первый план. Чаще всего художники дорисовывают пейзажи и удаляют ненужное из кадров.
Но картина «Легенда №17» поставила перед специалистами действительно интересную творческую задачу, которую предстояло решить в сценах с хоккеем.
Речь идёт об увеличении численности зрителей на трибунах, в том числе для самых динамичных сцен, когда камера летает по арене следом за игроками, фиксируя «смачные» моменты поединков. У художников студии «Манга Компани» было время на отладку технологии, потому что студию подключили на этапе проработки сценария режиссёром. Вот, что рассказал нам супервайзер визуальных эффектов Илья Торопов.
Постановкой хоккейных сцен занимался канадец Джоди Стейсек, который работал на многих картинах, в том числе на «2012» и «Начало».
Действие снималось с нескольких камер, использовался кран и стедикам, а также миниатюрные камеры GoPro. Камера практически нигде не была статичной, что осложняет добавление графики. Такие кадры очень непросто обрабатывать из-за «выматывающего» трекинга. Илья Торопов рассказал нам, что они подошли к решению задачи фундаментально:
Кадр из фильма «Легенда №17». Численность массовки увеличивалась средствами композитинга.
При создании массовки, вариант с использованием программ типа пакета Massive, даже не рассматривался из-за характера съёмки. Камера снимала болельщиков с разной крупностью, поэтому генерирование цифровой толпы не подходило. Илья Торопов и Фёдор Журов приняли решение снимать отдельно актёров, после чего их изображения синхронизировать с компьютерными плашками. Предварительно был сделан тест, который показал, что этот подход даёт хорошие результаты. Непосредственно к съёмке актёров для массовки Илья Торопов приступил после того, как был смонтирован фильм. Художники должны были понимать, какие эмоции будут испытывать зрители, попавшие в кадры. О создании массовки рассказывает Илья Торопов:
Данила Козловский о «Легенде №17» в Просмотровом зале «Индустрии кино»
Your browser doesnt support HTML5 video.
Помимо увеличения численности массовки, художники по графике смоделировали для двух планов шайбу, сделали бесшовные переходы между динамичными кадрами, снятыми с разных камер, и доработали фоновые изображения для нескольких сцен.
Талантливая совместная работа съёмочной группы и художников по графике дала отличный результат. Фильм сделан очень современно при этом эффекты не бросаются в глаза, а дополняют увлекательную историю о становлении личности великого хоккеиста Валерия Харламова. Лента «Легенда №17» была тепло встречена как кинокритиками, так и зрителями. Картина Николая Лебедева возглавила отечественный кинопрокат, заработав 250 млн. рублей в премьерный уик-энд. Это большой и заслуженный успех.