Путеводитель по спецэффектам фильмов Зака Снайдера
Разбираем зрелищные сцены культовых фильмов режиссёра нового «Супермена»
В июне на мировые экраны выходит кинокомикс «Человек из стали» Зака Снайдера. Многочисленные ролики виртуозно подогревают ожидания и обещают блокбастер с экстраординарным видеорядом. И в этом нет ничего удивительного, потому что Снайдер - один из главных голливудских визионёров современности. Мы пересмотрели прошлые фильмы режиссёра и составили список зрелищных и запоминающихся эпизодов, которые подвергли тщательному разбору.
Путеводитель по спецэффектам фильмов Зака Снайдера
Зак Снайдер («300 спартанцев») и Кристофер Нолан («Тёмный рыцарь») вновь сделают Супермена популярным.
Зак Снайдер на площадке фильма «Запрещённый приём»
Постановщик «свирепого» боевика «300 спартанцев» взял в руки бразды правления в качестве режиссёра, а создатель мрачной киносерии о Бэтмене ограничился ролью продюсера. Выбор продюсерами Зака Снайдера режиссёром Супермена не стал сенсацией. Всё-таки кинокомикс «300 спартанцев» был международным хитом, а «Хранители» - ещё один заслуживающий внимания фильм Снайдера, хоть и не произвёл фурора в прокате, зато обрёл культовую славу и получил признание коллег по цеху. Режиссёру удалось с блеском адаптировать для большого экрана, пожалуй, наиболее сложный по форме и содержанию графический роман «Хранители» Алана Мура. При этом оба упомянутых нами фильма выделялись из потока голливудской продукции отменным видеорядом. Зак Снайдер, как и Дэвид Финчер («Девушка с татуировкой дракона»), начинал карьеру со съёмок рекламных роликов. Среди его клиентов были ведущие мировые бренды, например, Nike и Miller. За годы работы в этом бизнесе он отточил мастерство и выработал собственный узнаваемый визуальный стиль.
Снайдер любит использовать компьютерную анимацию, агрессивную коррекцию цвета изображения, а также технику съёмки в рапиде.
В этом он немного похож на Майкла Бэя («Трансформеры» - другого именитого выпускника колледжа искусств в Пасадине. Перед выходом «Человека из стали», «нафаршированного» немыслимым количеством спецэффектов, мы пересмотрели предыдущие игровые фантастические фильмы Зака Снайдера и разобрали кое-какие запоминающиеся эпизоды в каждом из них. В наш хит-парад не вошёл ремейк «Рассвет мертвецов» (2004). Этот хоррор о зомби, конечно, хорош пластическим гримом и компьютерной массовкой, но выступает в другом жанре и иной весовой категории, нежели комиксы и фантастика.
Дублированный трейлер фильма «Человек из стали»
Your browser doesnt support HTML5 video.
«300 спартанцев»
Производственный бюджет: $65 млн
Мировые кассовые сборы: $456 млн
Число планов с визуальными эффектами: 1300
Супервайзер визуальных эффектов: Крис Уотсс («Послезавтра»
Пятый век до нашей эры. Уже не первый год Земля омывается кровью в ходе греко-персидских войн. Фильм повествует о героическом подвиге спартанского царя Леонидаса и его трёхсот воинов, которые ценой собственной жизни удерживали многотысячное войско персов в Фермопилах.
Затопление персидской флотилии
Сцена шторма в комиксе, в эскизе и в качестве раскадровки. GIF-изображение взято с сайта vfxworld
В первой половине фильма нам демонстрируют впечатляющую сцену шторма, который становится причиной затопления персидских кораблей. Природная стихия приходит на помощь храбрым спартанцам и отсрочивает на короткое время предстоящую им смертельную битву. Фильм Зака Снайдера снят очень близко к комиксу Фрэнка Миллера. В графической новелле эта сцена занимала всего один рисунок, в фильм же вошли шесть планов, которые достались художникам мюнхенской студии Scanline, которые отлично справились с симуляцией воды для картины «Посейдон» (2006). Стоит отметить, что кадры затопления флота длительное время были под вопросом из-за ограниченного бюджета и традиционной дороговизны постановки подобных сцен. Но Зак Снайдер и супервайзер визуальных эффектов Крис Уоттс отстояли эпизод. Вот, что рассказал Крис Уотт в интервью Animation World Network:
Модель судна персов и финальный кадр из фильма. GIF-изображение взято с сайта vfxworld
Актёров, игравших спартанцев, снимали на синем хромакейном фоне в павильоне на выступе бутафорской скалы. Дождь имитировали поливальные машины, а штормовой ветер - специальная воздушная установка. В фильме на Blu-ray эта сцена длится 115 кадров, то есть около пяти секунд - чуть дольше, чем в версии для кинопроката.
Слоны и носороги
Битва с участием компьютерных слонов. Кадр из фильма «300 спартанцев»
Будучи не в силах сломить сопротивление мужественных спартанцев, персы бросают в бой отряд воинов из покорённой ими Индии. Бойцы из этой страны восседают на огромных слонах. Градус сражения достигает точки кипения, когда земля начинает содрогаться от топота разъярённых носорогов. На съёмочной площадке актёры в образе спартанцев следили за удочками с синими мячиками. С помощью этих приспособлений кинематографисты направляли взгляд исполнителей ролей в нужную точку и выравнивали линию их глаз. Компьютерные модели животных были смоделированы в программе Maya и интегрированы в кадры трёхмерщиками студии Hydraulx («Мстители»). Внешний облик кинематографических слонов, которые вобрали в себя черты как африканских, так и индийских особей, придумал Майнер Хансен («Сайлент-хилл»). Млекопитающих создавали по эскизам, нарисованным в Photoshop.
В одном из кадров смертельно раненый носорог падает и вспахивает рогом землю. Таких рисунков не было в оригинальном комиксе Фрэнка Миллера.
Эту сцену включил в фильм Зак Снайдер, после того как услышал рассказ одного из своих коллег о путешествии по Африке. На площадке на землю падал кусок бутафории синего цвета, изображавший носорога. Могучее животное появилось позднее, когда за дело взялись художники по графике. Помимо слонов и носорогов специалисты студии Hydraulx рисовали пейзажи и небо для третьей битвы.
Дублированный трейлер фильма «300 спартанцев»
Your browser doesnt support HTML5 video.
«Хранители»
Производственный бюджет: $130 млн
Мировые кассовые сборы: $185 млн
Число планов с визуальными эффектами: более 1000
Супервайзер визуальных эффектов: Жан ДеЖарден («Матрица: Перезагрузка»)
Действие фильма происходит в альтернативной реальности в 1985 году, в разгар Холодной войны между Соединёнными Штатами и Советским Союзом. Группа бывших супергероев-защитников нации расследует убийство своего друга и возможный заговор против них, однако раскрывает кое-что более грандиозное и зловещее.
Доктор Манхэттен на Марсе
Доктора Манхэттена сыграл Билли Крадап. Герой был анимирован с помощью техники захвата движений
Профессор физики Джонатан Остерман в результате неудавшегося эксперимента превращается в сверхсущество синего цвета, известное как доктор Манхэттен. Запоминающийся образ Манхэттена был реализован с помощью техники захвата движений (motion capture - прим. авт.). Свои движения и эмоции герою подарил актёр Билли Крадап через активную motion capture систему. Кинематографисты выбрали активную систему захвата со светодиодами, чтобы получить не только информацию о движениях, но и интерактивный свет синего цвета, падающий на окружающие предметы. Ведь, по сюжету, Манхэттен светился синим. Разумеется, этот герой был смоделирован полностью на компьютере.
Снайдер снял сцену телепортации на Марс в павильоне на хромакейном зелёном фоне. Марс изображала площадка размером шесть квадратных метров.
Хрустальный механизм, как и поверхность Марса, были смоделированы и визуализированы в графике
Художники студии Sony Imageworks создали марсианское окружение, взяв за основу материалы NASA, прошедшие необходимую стилизацию. Предавшись воспоминаниям, доктор Манхэттен создаёт гигантский дворец в форме вращающихся хрустальных механизмов, которые прорывают марсианскую поверхность и устремляются к небу. Художник Алекс Макдауэлл адаптировал дизайн хрустального дворца, придав ему вид нагромождения из механизмов, блестевших в лучах яркого солнца. Хрустальная обитель синего героя превизуализировалась в студии Frantic Images, а строилась в Sony Imageworks, которая успешно опробовала в работе рендерер Arnold.
Взрыв бомбы
Кадр из фильма «Хранители». Энергетическая волна уничтожает Нью-Йорк
Озимандис высвобождает разрушительную энергию доктора Манхэттена для нанесения ударов по шести мегаполисам в разных уголках мира. Фотоновая атака принимает форму энергетического шара и уничтожает Нью-Йорк. Студия Frantic Films превизуализировала действие, чтобы помочь определиться с распространением взрывной волны – сперва камера фокусировалась на парне у киоска с газетами, который стоял и смотрел на гипнотический феномен посреди улицы, затем возникало энергетическое кольцо, обрушивавшее здания, и следовала ударная волна. Снайдер снимал актёров переднего плана и людей, выходивших из машин на площадке в Ванкувере. Студия Sony Imageworks «разнесла на куски» геометрию улицы, добавив цифровые автомобили и многочисленные обломки по мере приближения ударной волны к камере. В эпизоде есть кадр, снятый под более высоким углом. В этом случае трёхмерщики интегрировали в изображение падающие здания и создали на компьютере толпу гибнущих людей.
Взрыв с воздуха потребовал создания в 3D детализированной копии Times Square».
При этом модель центральной площади Манхэттена была ещё более подробной, чем та, что разрабатывалась для трилогии «Человек-паук» Сэма Рэйми.
Трейлер фильма «Хранители»
Your browser doesnt support HTML5 video.
«Запрещённый приём»
Производственный бюджет: $82 млн
Мировые кассовые сборы: $87 млн
Число планов с визуальными эффектами: 1030
Супервайзер визуальных эффектов: Жан ДеЖарден («Хранители»)
Главная героиня снайдеровской фантасмагории - девушка по прозвищу «Куколка» - оказывается в психиатрической лечебнице, где погружается в собственный внутренний мир, чтобы попытаться совершить побег.
Куколка сражается с самураями
Процесс создания одного из кадров с самураем
В ходе одного из таких погружений Куколка оказывается в феодальной Японии, где сражается с огромными самураями. Съёмки прошли в павильоне на хромакейном фоне. Эпизод был заранее превизуализирован, и кинематографисты понимали, в каких кадрах будет актриса, в каких - дублёр, а где и вовсе цифровой двойник. Многослойное изображение собиралось воедино в программе для сложного монтажа или композитинга.
Все самураи для динамичных кадров сражения создавались и анимировались средствами компьютерной графики трёхмерщиками студии MPC («Прометей»). Пагода и другие предметы обстановки также сделаны в 3D.
Для статичных планов, например, когда Куколка спрыгивала с поверженного воина, художественный отдел изготовил бутафорию.
Эффект пробивавших дерево пуль потребовал от MPC переработки Papi - движка физической динамики. Ведущий специалист отдела исследований и разработок MPC Бен Коул интегрировал в процесс созданную для видеоигр технологию – DMM от Pixelux Entertainment, движок симуляции реального времени, использующий анализ элементов для имитации разлома мягкого материала. В итоге был разработан новый программный инструмент для наведения разрушений, получивший название Kali.
Трейлер фильма «Запрещённый приём»
Your browser doesnt support HTML5 video.
О спецэффектах фильма «Человек из стали» будет отдельная статья. В новом фильме о Супермене, наверняка, есть несколько сцен, которые буквально «впечатают» зрителя в кресло кинотеатра своим безудержным экшном.
По материалам: Fxguide, vfxworld и Cinefex