«Аполлон 18»: лунные ужасы Бекмамбетова
Американских астронавтов отправили на растерзание инопланетянам
Ни для кого не секрет, что американцы гордятся тем, что первыми высадились на Луну. Тема оказалась неисчерпаемой для кино – «лунный» сюжет лёг в основу множества фильмов. Впервые за освоение американцами спутника Земли взялся российский режиссёр. Тимур Бекмамбетов представил свою «секретную миссию» США. Речь идёт о миссии "Аполлон" и о её восемнадцатом, так и несостоявшемся, полёте.
«Аполлон 18»: лунные ужасы Бекмамбетова
В 2008 году Тимур Бекмамбетов вошёл в топ-5 самых известных режиссёров мира по версии IMDB
Российский режиссёр и продюсер с мировым именем Тимур Бекмамбетов посмотрел на освоение Луны с новой точки зрения. Сюжет его новой работы «Аполлон 18» рассказывает о якобы последней, седьмой по счёту, высадке людей на Луну. На самом деле их было всего шесть. Согласно официальной версии, полёт этой миссии был отменён и так никогда и не состоялся. Между тем, по «легенде» псевдодокументального фильма Бекмамбетова, были найдены секретные плёнки НАСА: оказывается, нас «обманывали», и два американских астронавта всё же побывали на Луне в рамках этой миссии и обнаружили следы активной и враждебно настроенной внеземной цивилизации.
Бекмамбетов подошел к созданию фильма по-российски скромно: бюджет картины составил всего $5 млн., но, судя по представленному официальному трейлеру, она обещает быть зрелищной, оставляя зрителя в напряжении от первых кадров до финальных титров.
Съёмки «Аполлона 18» начались в конце 2010 года. Премьера была назначена на март 2011 года, и дважды сдвигалась. Окончательно релиз картины в России назначен на 1 сентября этого года.
История создания «Аполлона 18» начинается в 2010 году в столице Казахстана Астане на Международном фестивале экшн-фильмов Astana, президентом которого является Тимур Бекмамбетов. Именно тогда на конкурсе сценариев в руки режиссёра попала рукопись американца Брайана Миллера, в которой говорилось о неизвестных фактах в истории освоения космоса. Конечно, всё это выдумка, но она смогла зацепить режиссёра. Этот сценарий стал победителем фестиваля в своей номинации, и было принято решение адаптировать историю и снять по ней фильм. Стоит отметить, что для Брайана Миллера это дебют в большом кино в качестве сценариста.
Первоначально планировалось, что режиссером картины станет Тревор Кэйвуд, работавший над спецэффектами «Матрицы». Предполагалось, что его студия возьмётся и за компьютерную графику в «Аполлоне 18», но оказалось, что компания, на которую возлагались надежды, занята другими проектами. Режиссерское кресло в итоге перешло к испанцу Гонсало Лопес-Гальего, известному по триллеру «Царь горы».
Программа «Аполлон» фактически была посвящена пилотируемым полётам НАСА с целью высадки человека на Луну. Эту задачу в далёком 1961 году президент США Джон Кеннеди поставил перед министрами.
Из истории Лунной миссии США известно, что первый успешный опыт в рамках программы "Апполон" состоялся в 1969 году: Нил Армстронг и Базз Олдрин ступили на поверхность спутника Земли со словами, известными на весь мир, - «маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества», это был полёт одиннадцатого лунного шаттла. Семнадцатый - заключительный - полёт программы, в ходе которого была осуществлена шестая высадка людей на Луну, состоялся 7 декабря 1972 года, космический корабль вернулся на Землю 19 декабря. На текущий момент этот полёт остаётся последним из пилотируемых полётов на Луну и последним из пилотируемых полётов за пределами земной орбиты.
Особенность проекта "Аполлон 18" в том, что абсолютно все события фильма выдуманы, но преподносятся в виде документальной съёмки. Фильм снят в жанре мокьюментари - зрители узнают о придуманных событиях, просматривая псевдодокументальные кадры.
Псевдодокументальный фильм - мокьюментари - это кинематографический и телевизионный жанр, зародившийся в США в середине 50-х прошлого столетия.
Мокьюментари "Первые на Луне" на Венецианском кинофестивале в 2005 году приняли за документалистику
«Аполлон 18» - далеко не первая лента, рассказывающая о событиях, происходящих на лунной поверхности. В 2005 году Алексей Федорченко показал свою фантазию в жанре мокьюментари - картину «Первые на Луне», эффектно дебютировав в большом кино. Фильм-небылица рассказывает о подготовке в СССР первого полёта на Луну в 1938 году. Группа журналистов уже в конце XX века, якобы, обнаруживает сенсационные факты: в довоенном Союзе готовился запуск ракеты с человеком на борту, но что-то пошло не так, и свидетели этих событий стали пропадать. Журналисты начинают расследование: собирают когда-то секретные киноматериалы, находят очевидцев или тех, кто их знал. Им многое удаётся выяснить, но далеко не всё.
Фильм-хулиганство "Первые на Луне" был очень тепло принят критиками и заслужил множество наград, среди которых приз «За лучший дебют» и приз Гильдии киноведов и кинокритиков на фестивале «Кинотавр» в 2005 году. Кинолента настолько поразила общественность, что в том же году на Венецианском кинофестивале её была вручена премия за "Лучший документальный фильм" в конкурсной программе «Горизонты», хотя к документальному кино этот фильм не имеет никакого отношения.
Посадку шаттлов на спутник Земли не раз экранизировали. Но самой известной постановкой, пожалуй, по сей день остаётся «Аполлон 13» режиссёра Рона Ховарда. Это фильм об одном из самых драматических моментов освоения космоса. В 1970 году «Аполлон-13» должен был стать третьим космическим кораблём, доставившем астронавтов на Луну. Однако уже на подлёте к цели на корабле произошла серьёзная авария, которая не только поставила крест на высадке, но и создала угрозу жизни экипажа. Возможно, после этого инцидента в американскую разговорную речь вошло выражение: «Хьюстон, у нас проблемы». В главных ролях в экранизации истории снялись Том Хэнкс и Билл Пэкстон.
В 1996 году «Аполлон 13» Рона Ховарда получил две премии «Оскар» - за лучший звук и лучший монтаж.
Среди телепостановок на тему покорения Луны наибольшую популярность получила картина «Аполлон-11» Норберто Барба, известному по работе над телесериалом «Закон и порядок». Премьера фильма состоялась в 1996 году. Что касается документальных картин, то внимания в первую очередь заслуживает лента, созданная в 2009 году при участии BBC, "Цель - Луна" - это грандиозная реконструкция, посвящённая 40-летней годовщине высадки человека на Луну.
Фильм с участием Сэма Рокуэлла "Луна" вышел в России с приставкой "2112"
И по сей день кинорежиссёры продолжают в своих работах затрагивать тему Луны и её тайн. Последний яркий пример – это полуторачасовая фантастика «Луна 2112», увидевшая свет в 2009 году, с Сэмом Рокуэллом в главной и практически единственной роли. Сценарий к «Луне 2112» написал сын Дэвида Боуи Дункан Джонс, который также выступил в качестве режиссёра.
В центре сюжета Сэм - одинокий работник станции по добыче редкого газа, расположенной на "тёмной" стороне Луны. Фильм поднимает темы не только заброшенности человека на чужой планете, но и его одиночества в техногенном мире будущего. Фильм собрал в мировом прокате около $10 млн., тогда как на его создание потребовался мизерный для фильмов такого жанра бюджет в $5 млн. Что интересно, такая же сумма прописана в смете по созданию «Аполлона 18» Тимура Бекмамбетова. Сможет ли лента нашего соотечественника собрать большую кассу, чем «Луна 2112», покажут кинотеатры в сентябре после старта проекта.
Между тем для самого Тимура Бекмамбетова это уже не первая «иноземная» тема. В июне 2010 года режиссёр и продюсер отвечал за прокат «Монстров» - низкобюджетной английской картины малоизвестного режиссёра Гарета Эдвардса, ранее снимавшего документальные фильмы для BBC. И хотя Бекмамбетов имел к «Монстрам» посредственное отношение, не принимая участие в процессе съёмок, отвечая лишь за прокат ленты в России, его имя было указано на российский афишах фильма. Вероятно, именно этот факт помог собрать «Монстрам» $1,4 млн. в нашей стране, тогда как в американском прокате картина не смогла отбить даже своего полумиллионного бюджета.
В конце 2012 года поклонники режиссёра увидят ещё один его «внеземной» проект. На экраны всего мира выходит фантастический триллер «Фантом», где Бекмамбетов выступил в качестве продюсера. Известно, что в картине под натиском инопланетян окажется российская столица. Производство фильма взяли на себя компании New Regency и Summit Entertainment, а дистрибуцию - 20th Century Fox.