Газгольдер: Фильм
Gazgolder
Криминал
7.6 (26)
удивление - 100%
24 апреля 2014
Отзывы
Кирилл Шамсутдинов Автор Фильм Про
12.11.2014 13:32
«Газгольдер. Фильм» - Рецензия Фильм про
В Москве, у Садового кольца (в промзоне у Курского вокзала) на территории бывшего завода стоит клуб «Газгольдер». В нем резидентствует одноименное содружество хип-хоп музыкантов. Они постоянно здесь бывают, живут из души в душу и счастливы созидательным трудом: музыкой, продюсированием, букингом концертов, записью. Здесь уличный романтик Гуф, хулиган Витя АК... читать дальшеВ Москве, у Садового кольца (в промзоне у Курского вокзала) на территории бывшего завода стоит клуб «Газгольдер». В нем резидентствует одноименное содружество хип-хоп музыкантов. Они постоянно здесь бывают, живут из души в душу и счастливы созидательным трудом: музыкой, продюсированием, букингом концертов, записью. Здесь уличный романтик Гуф, хулиган Витя АК-47, нежная Тати, мрачный поэт Олег Груз, задумчивые участники группы Триагрутрика — и Василий Вакуленко, он же Баста, он же Ноггано. В жизни все так примерно и происходит, и продолжается неизменно, а в фильме «Газгольдер», где музыканты играют сами себя, пролог кончается катастрофой. Случайно, в результате подставы, на артистов «Газа» начинают точить зубы пара очень влиятельных и очень нечистых на руку особ. Вернее, особистов. Чекисты обвиняют «Газгольдер» в ограблении их порученца и грозят музыкантам расправой, даром, что те не виноваты. Дело принципа. Гордое племя музыкантов принимает бой и сопротивляется с опорой на собственные силы, так же как и фильм снят. Впереди — подлая и грязная партизанская война... Фабула вроде бы типична для мрачной криминальной драмы с социалкой. Или вестерна. Тут и вылазки, как у продвинутых друзей Оушена, и осада — как в «Семи самураях» («Великолепной семерке»), а противостояние непотопляемых коррупционеров с бедными, но сильными правдой «местными» было даже в фильме «Любить по-русски». Но «Газгольдер» — нечто большее. Режиссёром, сценаристом и продюсером фильма «Газгольдер» значится некто Иван Курский. Такого человека нет, это коллективный псевдоним участников «Газгольдера», которые однажды решили снять фильм. Так же, как они делают музыку: по принципу «Сами варим, сами мажем», ведь «Газгольдер» — это, по сути, автономный комбинат полного цикла: они и музыку так делают. Варягов звали по минимуму, в основном, технических специалистов, а профессиональных актёров в фильме всего процентов 20. Режиссура и сценарий были делом коллективным, возлегшим, в основном, на плечи Басты, Груза и Гуфа, но поучаствовали, в конечном итоге, все. У «Ивана Курского» получилось не «письмо дяди Фёдора» — ему удалось соединить множество «арий» в одну пеструю оперу драму с жанром музыкальной фантазии. Фантазия — ключевое слово. Злая и жестокая криминальная драма — обёртка для буйства воображения музыкантов, буквально «дорвавшихся» до кино. Множество персонажей, сменяющих друг друга — ни одна тема не провисает, но скоро это всё равно перестаешь замечать за ритмом постоянной смены сцен. Это огромное полотно, сшитое, из огромного числа по сути, разрозненных кусков, от «Газгольдера» не знаешь, что ждать в следующую минуту. Флешбэки, абсолютно клиповые переходы, сюжетные ответвления. При этом всё происходит в немного ирреальной Москве, мистической по-булгаковски (пушкински?), трагической и кровавой по-шекспировски, злобной и двуличной по-уголовному. Фильм напоминает и «Антикиллера», и «Брата» с сиквелом — и по обилию жестокости с экрана, и по обилию музыки, и по общему лирическому и гражданскому пафосу. Но сильнее прочего он неуловимо напоминает фильм «АССА». Там, в общем, такой же «болливудский» сюжет, довольно примитивный, но главной ценности фильма не составляющий. Так же много непонятного. При монтаже «Ассы» Сергей Соловьёв хотел выкинуть оттуда все куски про Павла Первого, но БГ отговорил, произнеся чудную фразу: «Зритель любит непонятное». Уступает «Ассе» «Газгольдер», конечно, в кинематографической технике. Все-таки, первый фильм снимали лауреаты госпремий и международных конкурсов, а второй — независимые музыканты, которые обучались кино в процессе съёмок. Да, провисает сюжет кое-где. Кое-где снято не так, как снимают, и смонтировано не так, как монтируют — порок, свойственный многим самоучкам, которые, впрочем, обращали его себе во благо. Да, кое-где вообще непонятно, «что хотел сказать автор», и зачем он это сказал. Более того, «Газгольдер» снят-то, в общем, «для своих», подготовленный зритель получит от него больше удовольствия. И если в «Ассе» был дан словарик тогдашнего слэнга, то кому-то придётся гуглить фразу «фляга свистит» — почти так же, как Кобзон в «Газгольдере» спрашивал «Что такое „гидропоник“?» Это все не особенно бросается в глаза за удалым драйвом команды московских рэперов, у которых недостаток мастерства с лихвой компенсируется энтузиазмом. К тому же «Газгольдер» не чисто субкультурное кино. И в этом его главное сходство с «Ассой». Только «Ассу» снимал человек, далёкий от рокерской тусовки, но сумевший разглядеть в ней этот драйв. А «Газгольдер» сняли сами про себя.