Если уж начинать этот список, то, конечно же, с картины Уильяма Уэллмана 1927 года, которая вошла в историю как Самый Первый Фильм, получивший премию «Оскар» в главной категории! Заодно «Крыльям» досталась награда и за лучшие спецэффекты – и, как ни странно, это всё, на что лента вообще претендовала (да, всего две номинации – ну, времена тогда были такие).
Возможно, вы этот фильм пока не смотрели, но наверняка о нём слышали: именно его снимает Говард Хьюз – герой Леонардо ДиКаприо – в куда как более близком нам по времени «Авиаторе». Невероятные для своего времени воздушные съёмки обеспечили картине весомый зрительский успех, что, впрочем, едва покрыло расходы: «Ангелы ада» были одной из самых дорогих лент той эпохи. Увы, Хьюз не считался не только с деньгами: три пилота погибли, исполняя задуманные им трюки.
Чкалов трагически погиб всего лишь через полтора года после всемирно прославившего его полёта. Неудивительно, что советская власть в кратчайшие сроки решила обессмертить своего великого сына силами кинематографа. Чести исполнить заглавную роль удостоился Владимир Белокуров, а постановку картины доверили Михаилу Калатозову, перед этим как раз снявшему другую героическую картину о лётчиках: «Мужество».
Говард Хоукс был уникальным режиссёром: за какой бы жанр ни взялся – неизменно достигал в нём запредельной высоты. Есть мнение, что в 1939-м он выпустил лучшую (на ту пору) картину о гражданской авиации – «Только у ангелов есть крылья», а четырьмя годами позже – лучший фильм об авиации военной. Хотите проверить?..
Быть может, сегодня художественные достоинства фильма Семёна Тимошенко кому-то покажутся не самыми великими, однако у него никак не отнять двух по-настоящему выдающихся плюсов. И это – песни: «Пора в путь-дорогу» и, разумеется, «Потому, что мы пилоты» со ставшими крылатыми строчками «Первым делом, первым делом – самолёты! / Ну а девушки? А девушки – потом!»
Дух Сент-Луиса The Spirit of St. Louis
1957 / Драма, Приключения, Биографический фильм / США
Следует признать, что хотя бы отчасти близкими рекордами сей поставленный Билли Уайлдером байопик похвастаться не может – разве что 25-летнего героя сыграл почти 50-летний Джеймс Стюарт. Но не включить фильм в эту подборку было бы несправедливо.
Конечно, фильм Ларисы Шепитько – никак не о самолётах, а первым делом – о человеческой судьбе. Но нет сомнений: при создании «Воздуха» Герман-младший не мог про него не помнить! Кто знает, быть может, мы узнаем в ком-то из его персонажей Надежду Петрухину в молодости?..
Пронзительный фильм Наума Бирмана по повести Владимира Кунина – безусловная классика отечественного военного кино. А ещё это одни из лучших актёрских работ Олега Даля – и Юрия Толубеева: сыгранный им пожилой механик, провожающий в небеса совсем юных ещё птенцов, считай, мальчишек, – пожалуй, один из самых печальных образов во всей нашей обширной военной кинолетописи.
Гай Хэмилтон в первую очередь известен как режиссёр, поставивший аж четыре фильма про Джеймса Бонда, но были у него, разумеется, и другие достижения – как, например, вот этот фильм, в своё время взявший новую высоту в вопросе кинематографической реконструкции воздушного боя (что, впрочем, не обеспечило ему каких-либо престижных премий). В одной из главных ролей – тогда ещё относительно молодой Майкл Кейн.
Знаменитый роман Джозефа Хеллера был экранизирован дважды, и в нашем списке – картина выдающегося Майка Николса с Аланом Аркиным в главной роли. Но следует отметить и мини-сериал 2019 года, в котором сатирическая природа литературного первоисточника подчёркнута даже более эффектно. Имеет смысл посмотреть – и сравнить – обе версии.
Режиссёру и исполнителю главной роли Леониду Быкову удалось достичь невообразимого – рассказать о страшной войне с такой проникновенностью, что его картина до сих пор, вот уже спустя полвека после премьеры, остаётся в числе самых любимых широким зрителем отечественных фильмов. Конечно, свою роль в этом сыграли и песни – и легендарная «Смуглянка» в первую очередь.
Из множества близких по духу картин выделим эту работу Джека Голда не только за её реалистичность (что в быту, что в полётах), но и за сильный актёрский состав: Малкольм Макдауэлл, Кристофер Пламмер, Джон Гилгуд, Рэй Милланд. Они играют тех ветеранов, что «помогают» главному герою не только набраться опыта, но и разочароваться в весьма условном «благородстве» Первой мировой.
Самый знаменитый советский фильм-катастрофа, отличающийся от голливудских аналогов вдумчивой проработкой характеров: подвиги здесь совершают не условно выписанные типажи, а живые, хорошо узнаваемые люди. Благодарить за столь правильный подход следует как режиссёра Александра Митту, так и работавших вместе с ним сценаристов – Юлия Дунского и Валерия Фрида.
Банально, но что ж поделать: без сей пламенной агитки Тони Скотта в нашей подборке не обойтись. И пусть сегодня это кино выглядит не более чем блистательной пустышкой (всерьёз его драматургию обсуждать как-то глупо: самолёты, самолёты, самолёты! – ну и всё-таки одна девушка в виде исключения), но для середины 1980-х это было, конечно, событие с эффектом «вау!». Причём эффект был столь силён, что (известный факт) на выходе из кинозалов молодёжь поджидали рекрутёры ВМС США: «Псс, парень! Хочешь полетать с нами, как в фильме?»
1992 / Приключения, Мелодрама, Фэнтези, Мультфильм, Аниме / Япония
Не самая очевидная – «взрослая» и отчётливо антивоенная – работа великого Хаяо Миядзаки, порой теряющаяся среди других его всеми признанных сказок (даже сложно поверить, что этот мультфильм появился между «Ведьминой службой доставки» и «Принцессой Мононоке»). И, да не покажется это странным, единственная его победа на Международном фестивале анимационных фильмов в Анси (надо полагать, другие его картины в этом престижном конкурсе просто не принимали участия).
Сюжет у фильма не новый (очевидны переклички с вышестоящими «Крыльями»), но тут важнее другое. Прославившийся развлекательными блокбастерами Майкл Бэй и военный фильм – на святую для американцев тему – поставил в своём духе: как высокотехничный головокружительно-умопомрачительный аттракцион, который смотришь – и дух захватывает. И не важно, что в голове потом мало чего остаётся: огромнейшая, минут на сорок сцена атаки в любом случае произведёт на вас колоссальное впечатление.
Экхарт – личность и для Америки, и для мира авиации без преувеличения легендарная. В довесок к этой картине можно порекомендовать ещё и «Последний полёт Амелии Эрхарт» с оскароносной Дайан Китон. Здесь же, у Миры Наир, прославленную лётчицу сыграла Хилари Суонк – у неё, как мы помним, тоже есть… даже два «Оскара».
Режиссёр Николай Лебедев следует заветам своего предшественника – и на первый план выводит не столько адский кошмар происходящего, сколько человеческую натуру; Владимир Машков, Данила Козловский и весь аккомпанирующий им актёрский ансамбль – верные ему в этом деле помощники. Результат – грандиозный блокбастер нашего времени, который и хочется, и страшно пересматривать: уж больно там всё реалистично.
Не будем скрывать и лукавить: фильм Розанны Лян, гремучая смесь военного боевика и ужастика, попал сюда по «женской» разнарядке: ведь и в центре «Воздуха» – тоже девушки, а Хлоя Грейс Морец определённо чем-то похожа разом и на Анастасию Талызину, и на Аглаю Тарасову (или наоборот). Теперь зрители при желании смогут наглядно сравнить: вот их кино, вот – наше, похоже?..
Реальная история обрела достойное кинематографическое воплощение усилиями неожиданного режиссёрского дуэта: маститый Тимур Бекмамбетов взял себе в пару не менее маститого, но только оператора – Сергея Трофимова. В сегодняшнем контексте особо следует выделить невероятно эффектную сцену воздушного боя в начале картины – сможет ли удивить чем-то похожим Герман-младший?..
Как говорится, великая небесная сила любит троицу: дважды у нас были «Крылья», дважды был «Экипаж» – а потому нет никакого смысла отказываться от сиквела вышестоящего «Лучшего стрелка», название которого теперь благоразумно решили не переводить: «Топ Ган» он и есть «Топ Ган». Затевая это кино через три с лишним десятилетия после оригинала, режиссёр Джозеф Косински рисковал необыкновенно: да, Том Круз всё так же молодо выглядит, но… Но тем не менее – всё получилось (в том числе и благодаря крепкой – на этот раз – драматургии): фильм вошёл в число самых кассовых картин за всю историю проката. Ждём теперь третью серию!