Нолан снял кино всего лишь за $6 тыс. в чёрно-белом формате. История развивается нелинейно — приём, который режиссёр будет оттачивать в своих будущих фильмах. В этой работе молодого постановщика уже отчётливо прослеживаются эстетические, художественные и драматургические фишки режиссёра-новатора.
Не стоит забывать, что фильм взял «Оскар» за визуальные эффекты, и это действительно одна из самых любопытных и зрелищных картин, поражающая и захватывающая ум своим подходом к построению экшен-сцен.
«Бессонница», будучи единственным фильмом Нолана, к написанию которого он не приложил руку, имеет сходство по стилю, но значительно отличается по сюжету от других фильмов автора. Игра актёров фантастична, сюжет многослоен, но ему не хватает фирменной виртуозности, которой славится режиссёр. При этом «Бессонница» может похвастаться великолепным актёрским составом, включая Аль Пачино, Хилари Суонк, а Робин Уильямс выступил в злодейском амплуа, что вообще случалось крайне редко.
Фильм «Бэтмен: Начало», возможно, является одним из самых значимых фильмов XXI века, поскольку он не только вознёс Нолана в ранг режиссера категории «А», но и стал шаблоном для современных блокбастеров. Многие кинематографисты пытались копировать его, стараясь быть такими же реалистичными и приземлёнными, но никогда не достигали той совершенства формы. А ещё Нолан популяризировал концепцию перезагрузки, в нуарном ключе переосмыслив Бэтмена для нового поколения.
Тёмный рыцарь: Возрождение легенды The Dark Knight Rises
2012 / Триллер, Боевик / США, Великобритания
Триквелу сразу пришлось столкнуться с трудностями: после невероятного перфоманса Хита Леджера в роли Джокера во второй части, новых злодеев писать (а затем и играть) было невообразимо сложно. Но у создателей все получилось! Кристиан Бэйл стабильно крут, Том Харди брутален и по-настоящему грозен, а Энн Хэтэуэй и вправду знойна и корыстна. Хотя в «Тёмном рыцаре: Возрождение легенды» есть сюжетные дыры и необъяснимые повороты, они компенсируются блистательным актёрским составом, величественной партитурой Ханса Циммера и мастерской режиссурой Нолана.
Некоторые аспекты концовки ленты действительно заходят далеко за горизонт, но если не акцентировать на этом внимание, а просто осознать масштаб поднятых создателями вопросов, то «Интерстеллар» — это стопроцентный нокаут. В недалеком будущем, когда Земля умирает, пилот, ставший фермером, вынужден вернуться в космос по заданию НАСА, чтобы обнаружить три потенциально гостеприимных мира в других солнечных системах. Да, эта история вас одновременно эмоционально опустошит и возвысит так, как не делал ни один фильм Нолана.
А ещё — это вершина творчества композитора Ханса Циммера, актёрский мастер-класс Мэттью Макконахи и наглядный пример, каким отцом лучше не быть (или быть?), и, вероятно, самые сложные визуальные эффекты в кино, которые превосходят всё, что было показано в кинематографе до этого. Демонстрация в фильме Чёрных дыр в буквальном смысле породила несколько серьёзных научных статей.
Помимо того, что «Престиж» — это великолепно собранный воедино шедевр Нолана, он еще и очень нежный, чего не скажешь о большинстве других фильмах постановщика.
«Помни» — это первый фильм Нолана, который действительно поражает воображение, он не похож ни на что другое. По сути, «Помни» — это «Довод» за двадцать лет до «Довода», только решённый более экономичными, но оттого не менее изощрёнными, витиеватыми и виртуозными способами.
Режиссёр берёт, казалось бы, самый негероический эпизод войны, чтобы напомнить всем, что война это не столько подвиги и победы, сколько тяжёлые потери и испытания. Битвы в фильме как таковой нет, если не брать в расчёт непрекращающиеся внутренние сражения каждого безымянного солдата. Не дожидаясь кораблей союзников, простые британцы жертвуют своими лодками и сами спасают солдат.
Блестящая музыка Ханса Циммера, которая буквально вдавливает зрителей в кресла звуком тикающих часов, не менее эффектно обработана звукорежиссёром Ричардом Кингом. Как итог — «Оскары» за лучший монтаж, лучший звук и лучший монтаж звука.
«Начало» — это концептуальные американские горки. Нолан берёт сложные идеи осознанных снов, подсознания человека и концепцию «реальности в реальности», и превращает всё это в осязаемые и общедоступные формы, за что расплачивается порой сюжетными недомолвками. Тем не менее, в фильме гораздо больше достоинств — это одни из самых оригинальных экшен-сцен, трогательная история потери и горя и, конечно же, великолепный актёрский состав, руководит которым Леонардо ди Каприо.
«Начало», наверное, самый любимый у критиков фильм Нолана. В нём он достигает филигранного баланса между авторским и мейнстримным.
2023 / Драма, Исторический фильм, Биографический фильм / США, Великобритания
Несмотря на относительно обычную фабулу, Нолан напитал её всем, чему научился в своих предыдущих фильмах. Он сумел сделать фильм, который как будто постоянно взрывается изнутри. Основная загадка ленты в том, во что на самом деле верил Оппенгеймер, так и не распутана до конца. Но в этом и есть смысл.
Благодаря блестящим визуальным эффектам и леденящей душу партитуре Людвига Йоранссона, «Оппенгеймер» — это фильм, который заставляет зрителя задуматься (и это не звучит как моветон), а претенциозные и пафосные реплики персонажей кажутся вполне уместными. «Оппенгеймер» — это Нолан на максималках. Во всяком случае, много ли режиссёров способны снять трёхчасовую разговорную историческую драму с чёрно-белыми вставками, которую интересно смотреть именно на большом экране? Пожалуй, нет.
Можно долго разбирать величие этого фильма, его новаторский для жанра сценарий и рассказывать, какую культурную ценность он имеет, но отметить лишь то, что это супергеройский фильм, породивший все современные супергеройские фильмы, по своей сути фильм вовсе не о супергероях. Это политический триллер, философская драма, гангстерский эпик и всё, что угодно, но при любом раскладе — это лучший фильм Кристофера Нолана.