7.0
Когда Джеймс Кэмерон снимал «Титаник», над ним посмеивались. Мелодрама – низкий жанр, на серьёзный успех он мог рассчитывать с трудом. Потом эти же люди злорадствовали, когда «Титаник» скромно вышел в прокат и должен был скоро исчезнуть с экранов навсегда. Но он не исчез, а стал самым кассовым фильмом в истории и сохранял этот статус до самого «Аватара». А ведь это просто очень длинная мелодрама про любовь на корабле, который утонул.
Этот очень простой фильм с гениальной заглавной песней в саундтреке и амбициозным названием сразу стал суперхитом, а потом плавно перешёл в разряд суперклассики. Ему даже достался престижный «Золотой глобус» за лучшую драму и несколько наград помельче. А всё потому, что простой сюжет не может не тронуть сердце даже самого чёрствого зрителя, и полы кинотеатров были мокрыми от слёз после сеансов.
Когда фильм молодого режиссёра Клода Лелуша получил «Золотую пальмовую ветвь» , французские критики единогласно объявили автора картины позором французского кино и начали травлю, которая продолжается и поныне. Следует сказать, что основания для неё имеются: творчество Лелуша, мягко говоря, неровное. Но тот фильм, «Мужчина и женщина», даром что считается убийцей «новой волны», был прекрасен, и время это доказывает. Это глубокая и драматичная история о том, как тяжело взрослым людям, даже полюбив, приблизиться друг к другу и перестать жить прошлым. И здесь великолепный саундтрек, что для мелодрамы невероятно важно.
6.9
Первый фильм Бориса Хлебникова, который стал по-настоящему народным хитом, и не в последнюю очередь – за счёт своей мелодраматической составляющей. Главный герой – работник скорой помощи, который на вызовах ежедневно спасает жизни и принципиально сражается против попыток бюрократизированного начальства мешать работать. Но дома он инфантилен и вял, жена отчаялась найти с ним взаимопонимание и хочет развестись, а он гасит стресс в алкоголе.
6.8
От Пола Томаса Андерсона зритель всё же привык получать совсем другие фильмы. А здесь – первертная история любви, которая, похоже, выходит на развёрнутую метафору о взаимоотношениях мужчины и женщины вообще и о рецепте супружеского счастья. Это очень красиво и музыкально снято, а у Дэниэла Дэй-Льюиса это последняя роль в кино, так что – ещё один повод посмотреть эту картину.
6.6
Самый сентиментальный фильм Педро Альмодовара. Два безутешных мужчины склонились над телами любимых женщин, находящихся в коме. И это состояние продлится очень долго. Остаётся лить слёзы, вспоминать минуты счастья и мечтать о том, чего никогда не случится. Конечно, плут Альмодовар не выдержит и разбавит страдание искромётным юмором – хотя бы даже и вставной чёрно-белой новеллой о настоящей любви, и воспоминание о фильме навсегда останется со зрителем.
6.1
Это не очень-то и мюзикл, потому что музыкальных номеров в их традиционном для жанра исполнении здесь не так уж много. Здесь история современной любви, которую герои променяли на карьеру и слишком поздно осознали, что они натворили. Джаз, Лос-Анджелес и все соблазны шоу-бизнеса должны были бы отступить перед большим чувством, но почему-то победили, то есть всё как в жизни.
7.3
Испанка Альба и русская девушка Наталья встретились в Риме, и им обеим есть что скрывать. Их роман – это не только страсть, но и тщетная попытка забыться, убежать от самих себя, укрывшись общим одеялом на большой кровати. Зритель оказывается в двусмысленном положении: он любуется романом двух красивых женщин, но должен ещё и успеть посочувствовать их непростой судьбе.
Эстетское высказывание Патриса Леконта с Даниэлем Отоем и Ванессой Паради в главных ролях. Она хочет покончить с собой, ему нужна девушка, в которую можно метать ножи перед восхищённой публикой. Зрители нулевых рыдали в три ручья над этой историей и всё ближе прижимались друг к другу.
6.8
Настоящее кино должно быть чёрно-белым и, по возможности, немым, даже если снято в XXI веке. «Артист» доказал это, зрителям пришлось принять эту стилизацию: «Артист» получил призы и Каннского жюри, и Американской киноакадемии, последняя вовсе назвала его главным фильмом года. Потому что все соскучились по простым и понятным историям любви, которая, по мысли поэта, всегда соседствует с грустью.
5.1
Шекспировские страсти, перенесённые в условный ХХ век, приобрели новые оттенки, и герои теперь катаются на шикарных авто, врубив рок-музыку и хватаясь при первой опасности за револьверы. Леонардо ДиКаприо здесь доказывает, что он – идеальный Ромео современного кино, даром что он прилично старше своего героя. Но столько страсти в этой роли на экране вряд ли кто-то смог продемонстрировать.
Хрестоматийная кинематографическая версия шекспировской трагедии. Но фильм Франко Дзеффирелли выглядит настолько невинным, светлым и радостным, что ощущение трагизма здесь смягчается в пользу красоты большого и юного чувства двух прекрасных людей. Наконец-то оба героя сыграны почти ровесниками шекспировских героев, что совершенно меняет наше представление об этом сюжете.
6.8
Ни комедийный постмодернистский флёр, ни антураж лагеря бойскаутов не заслоняют от зрителя формулы этого шедевра Уэса Андерсона. Конечно, это опять история о Ромео и Джульетте, рассказанная бескомпромиссно и так, как и положено.
Рой Андерссон снял этот фильм, вряд ли рассчитывая, что эта тихая и скромная история превратится в классику мирового кино, картину, которую в обязательном порядке смотрят даже те, у кого ей начинается и заканчивается знакомство со шведским кинематографом. Даже Трюффо не удалось показать тонкие любовные переживания в непростом мире победивших взрослых настолько же убедительно и красиво.
6.7
Спальные районы Москвы – всё одинаковое, серое, скучное, безрадостное. Школьники зависают в социальных сетях, а в остальном они живут так же, как и все их сверстники в течение многих веков. То есть дерутся, дружат, ищут себя, конфликтуют с родителями и, конечно, влюбляются. Значит, опять Ромео и Джульетта, и здесь тот редкий случай, когда русскому режиссёру удалось передать и целомудрие юных любовников, и большую правду их новорожденного чувства.
7.6
Если абстрагироваться от большого количества постельных сцен, перед нами предстанет типичная мелодраматическая история. От парня ушла девушка, а он вспоминает, как у них всё было хорошо, как он «накосячил» и как в итоге его жизнь перестала приносить ему хоть какое-то удовольствия. У него остались только светлые и грустные воспоминания, которые он снова и снова смакует, доставляя себе всё большие страдания.
6.5
Она
Her
2013
/ Драма, Мелодрама
/ США
Ещё один маленький шедевр от Спайка Джонзи, ещё одна блестящая роль от Хоакина Феникса, наконец, возможность для Скарлетт Йоханссон продемонстрировать умение играть исключительно голосом: её героиня – операционная система, с которой фрустрирующий взрослый мужчина крутит вполне реальный роман. Российским зрителям не всем удалось оценить этот момент, потому что в большинстве кинотеатров фильм шёл с дубляжом.
7.6
Милые бранятся – только тешатся. По крайней мере, именно к такому выводу приходишь, когда смотришь этот фильм. Герои Венсана Касселя и Эмманюэль Берко будут вновь и вновь расставаться и сходиться, как будто пытаясь доказать себе и всему миру, что они всё равно способны однажды принять друг друга. Это очень честный фильм о разводе, который предостерегает от многих глупостей и предупреждает, что избежать их всё равно не удастся.
В фильмотеке любителей мелодрам трилогия Ричарда Линклейтера занимает особое место, хотя они чаще всего не догадываются о том, насколько многогранно его творчество. Но в этих трёх картинах, начавшихся с лиричной зарисовки «Перед рассветом», Линклейтер нащупал то настроение, которое принесло в итоге фильму и всемирную славу, и место в сердцах сентиментальных зрителей на десятилетия.
Юха
Juha
1999
/ Комедия, Драма, Мелодрама
/ Финляндия
Немой чёрно-белый фильм, за много лет до мирового триумфа «Артиста», прогремел в конце двадцатого столетия, заставив весь мир признать: кинематограф потерял нечто очень важное, приобретя звук и цвет. Над страданием и местью простодушного Юхи рыдали все, кому удалось посмотреть эту картину, которую, впрочем, в России так никто и не решился выпустить на экраны кинотеатров.
Многие американские критики считают эту картину лучшим фильмом Мартина Скорсезе, хотя особой популярности среди широкого зрителя она не снискала и в прокате прошла незаметно. Фон для сюжета едва ли не интереснее самого сюжета – это высший свет Нью-Йорка XIX века, который выглядит пародией на европейский высший свет, но себя таковым не считает. А ещё это великолепная игра Дэниэла Дэй-Льюиса, который не так часто снимается в кино.
7.8
Харизматичный дуэт Майкла Фассбендера и Алисии Викандер разыгрывает историю любящих друг друга мужа и жены, которые живут на одиноком острове, охраняя маяк. Настоящим даром становится для них лодка с мёртвым мужчиной и живой девочкой-младенцем, которую они решают тайком от всех воспитать как свою, а потом, когда их обман раскрывается, начинается настоящая трагедия.
6.1
Один из самых необычных и трогательных сюжетов нашего кино. Молодая мать-одиночка узнаёт, что больна раком и вот-вот умрёт. Но до этого ей нужно найти для своего сына хороших приёмных родителей, чтобы уйти спокойно. Мало кто знает, что у этой истории есть продолжение: после чудесной ремиссии мать сталкивается с тем, что её сын привык к новой семье, и теперь вообще непонятно, как быть. У мелодраматичной истории возникает ироничный постмодернистский твист.
Не так часто русский фильм получает «Оскар», но у картины «Москва слезам не верит» точно нет попадания в политическую конъюнктуру. Это, наоборот, история о трудной женской судьбе, которая в известном смысле была встроена в мировой тренд. Важно, что молодая девушка не находит своего счастья, а когда она становится уже взрослой начальницей, счастье приходит совсем не оттуда, откуда она ждала.
Такого смелого фильма в советском кинематографе не было. Деревенская жительница приехала в Москву, села в такси, и между ней и таксистом в дороге происходит что-то невероятное. А она при этом замужем, и ясно, что как только такси доедет до места назначения, магия исчезнет. Но вот этот путь, это притяжение они не забудут никогда, чем бы ни закончилось это приключение.
7.1
Кто-то говорит, что это история Адама и Евы, кто-то сравнивает её с Робинзоном Крузо и Пятницей, но история любви на звездолёте, направляющемся в глубины космической бездны, тронула миллионы сердец. Они совсем одни, они обречены прожить всю свою жизнь, не поговорив больше ни с одним человеком, они и умереть должны тоже одни. Какое тут счастье? А вот, оказывается, возможно.
Одна из самых известных мелодрам в истории, да ещё с такими суперзвёздами, как Том Хэнкс и Мег Райан. Впрочем, в тот момент они ещё не были совсем уже «супер», а вот после как раз и стали. При этом сами актёры едва успели увидеть друг друга на съёмочной площадке, их персонажей большую часть фильма разделяют сотни километров. Но такого замечательного фильма о поиске друг друга 90-е не знают.
7.4
Мелодраматические истории могут быть самыми разными, но то, каким представил себе пребывание влюблённых в концлагере Роберто Бениньи, настолько впечатлило весь мир, что фильм получил «Оскар». Это до сих пор одна из самых известных картин вообще, и над ней ещё долго будут плакать и смеяться. Успех всех остальных работ Бениньи куда более скромный.
Да, это комедия, где есть много уморительных шуток. Но это и сентиментальная история о том, как два человека нашли друг друга чудом, и им стали очевидны ошибки не только с выбором партнёров. Это фильм о том, как можно развернуть жизнь, причём сделать это там, где для этого нет ни предпосылок, ни разумных обоснований. Зато есть какое-то странное чувство, которое даже и любовью назвать язык не поворачивается. Но оно настоящее, а всё остальное – не очень.
5.5
Редкий случай, когда мелодрама посвящена не любви мужчины и женщины, а дружбе двух мужчин. Каждый из них по-своему изгой: один прикован к инвалидному креслу, у другого неправильный цвет кожи. Оба с непростыми характерами. И наблюдать за их постепенным сближением оказалось невероятно увлекательным, французская картина стала мировым хитом и останется им, видимо, надолго.
Пожалуй, главный советский фильм 40-х, флагман сталинского кинематографа с суперхитом про «Друга ты никогда не забудешь». Он вышел, когда был самый трудный период войны, и даже финал фильма был срочно переделан в связи с вторжением немецких военных частей. Но все, и кинематографисты, и зрители были покорены историей любви двух простых людей, которые встретились на ВДНХ и поняли, что не могут жить друг без друга. Для Владимира Зельдина эта роль на всю оставшуюся жизнь осталась визитной карточкой, а тогда жители СССР просто смотрели картину и забывали на полтора часа о том, какой ужас ждал их на выходе из зала.
7.2
Никто не ожидал, что это будет такой успех. Десятки, сотни миллионов девушек всего мира в течение нескольких лет наблюдали, как вампир соблазняет девушку, но слишком любит её, чтобы превратить в вампиршу и обречь на многовековое одиночество перед лицом вечности. Влюблённые томятся от своего влечения друг к другу, а девочки умилённо плачут перед экранами – продюсеры были совершенно счастливы.
7.3
Рассказ об Амели с Монмартра весь мир принял с таким восторгом, что фильм «Амели» на многие годы вперёд превратился в обязательный элемент поп-культуры. Про Амели невозможно не слышать, её все смотрели (хотя не все помнят, в чём там было дело), имя интровертной брюнетки стало нарицательным, причём особенно это касается России, где, видимо, переживания этой девушки особенно понятны.
7.2
Асса
1987
/ Музыкальный фильм, Драма, Мелодрама, Криминал
/ СССР
Бананан влюбился не в ту девушку. Нет бы выбрать кого-нибудь из родного рок-андеграунда, а ему подавай содержанку криминального авторитета, «папика», для которого убрать соперника – что щёлкнуть пальцами. Зато можно ей петь озорные песни Бориса Гребенщикова, а она – просто красавица, и играет её сама Татьяна Друбич, у которой это одна из лучших ролей в карьере.
Юная Таня Друбич, волшебный детский мир, постепенно перемещающийся в область подростковых метаний и последующих личных трагедий и первой любви, - всё это сделало «Сто дней после детства» грандиозным хитом в СССР, где с эротизмом в кино вообще было сложно. Да и не только в кино, хотя 70-е годы в этом смысле многое сделали для страны. У нас тоже была маленькая сексуальная революция.
Сегодня трудно объяснить современному зрителю, как много значила для советской аудитории промелькнувшая в кадре женская грудь. Причём в творчестве Андрея Кончаловского это было уже не первый раз, например, в «Первом учителе» есть гораздо более откровенная сцена, но «Романс о влюблённых» был картиной для миллионов, понятной и очень музыкальной. Песни Градского из этого фильма до сих пор поются и слушаются публикой.
7.9
5x2
2004
/ Драма, Мелодрама
/ Франция
Франсуа Озон выбрал очень необычную форму для рассказа о распаде семьи. Он начинает с конца, когда уже всё кончилось и слов больше не осталось. И ведёт нас в прошлое, шаг за шагом раскрывая не только то, почему эти отношения были обречены на провал, но и то, что кризис института семьи – это не пропагандистская теория, а данность, неизбежная в современном обществе. Французы вообще больше всех бьют тревогу на этот счёт, но их мало кто слушает.
7.2
Валерий Гай Германика – человек, от которого не слишком ожидаешь мелодрам. Но «Да и да» - как раз тот редкий случай. Девушка влюбилась в сложного юношу, а он становится только всё сложнее и сложнее. Фильм запомнился кадром, где Александр Горчилин писает в стакан и пьёт из него, несколькими роскошными видеоклипами внутри повествования, а также тем, что это последняя картина с ненормативной лексикой, которая вышла в российский прокат до введения цензуры на звучащую с экрана речь.
Любопытно, сколько людей в нашей стране знает все куплеты заглавной песни к этому фильму, хотя и фильм, и песня до сих пор невероятно популярны. Но это правильно: забылись строки про комсомол и заводские цеха, зато те, в которых поётся о любви и красоте, знает и сегодня каждый первый.
6.8
Педро Альмодовар этим фильмом обозначил свой большой переход в сторону драмы и мелодрамы от постмодернистских комедий, которыми он прославился. Впрочем, стоит сказать, что герои фильмов испанского гения мало изменились, просто ситуации у них стали чуть сложнее, без хэппи-энда.
7.0
Вонг Кар-Вай – мастер молчания в кадре. Его персонажей всегда переполняют страсти, глубочайшие чувства пестуются у них в душе годами, но те или иные факторы не позволяют им не только последовать за своими желаниями, но хотя бы заговорить о них. «Любовное настроение» в этом смысле фильм идеальный, здесь вообще практически ничего не происходит, а между тем это одна из лучших картин о любви в истории.
Новеллы про полицейских, которые тоже умеют влюбляться, а также способны вызвать любовь и к себе. Самый лёгкий, воздушный и красочный фильм Вонга Кар-Вая, в него сразу погружаешься целиком и остаёшься в нём до самого финала. Можно было бы назвать его, по аналогии с другим хитом Вонга, «Влюблённое настроение».
7.1
История о двух искалеченных людях, которые нашли спасение сначала в симбиозе чисто, как кажется, практическом: здоровенный крепыш таскал на себе обворожительную красавицу, которая в результате несчастного случая потеряла ноги. А где взаимопомощь, там и до любви недалеко. Марион Котийяр за роль в этом фильме номинировалась на «Золотой глобус».
Самый известный эротический киносюжет ХХ века – на самом деле просто рассказ о стремлении молодой женщины осознать себя физически и внутренне, избавившись от своих комплексов и начав жить свободно. По всей видимости, вызов эпохи сексуальной революции был настолько серьёзным, что оставалось либо принять его, либо остаться далеко в прошлом, отстав от человечества.
Когда этот фильм составители всевозможных рейтингов ставят в первую пятёрку во всей истории кино, здесь нет ничего удивительного, хотя не каждый современный зритель может это понять. Просто здесь уникальный случай, когда в фильме нет вообще ничего лишнего, но при этом рассказано и показано так много, что этот фильм хочется пересматривать бесконечно, проживая те эмоции, которые не успел прочувствовать в первые просмотры картины. И с каждым разом этот фильм нравится всё больше.
Вероятно, Колина Фёрта всегда, что бы он ни сыграл в своей жизни, будет преследовать образ мистера Дарси, которого он воплотил в одной из лучших экранизаций романа Джейн Остин, сделанной в формате мини-сериала. Только в таком формате можно было успеть передать хотя бы часть всех тех многочисленных деталей, которыми насыщено произведение, и эта версия надолго останется хрестоматийной. Хотя книгу всё равно не заменит.
7.3
Париж, 1968-й год, Синематека – всё это где-то на периферии. А мы наблюдаем за тем, что происходит в богатом полупустом доме, куда юные брат и сестра приглашают своего нового американского друга. Ему нравится девушка, он с удовольствием следует за ними, но то, что происходит дальше, решительно превосходит все его ожидания. И это очень прустовский фильм – для тех, кто знает, о чём речь.
7.3
Алексей Балабанов сделал единственную в своей жизни мелодраму, зато такую, что в ней, например, главные роли играют Рената Литвинова и Никита Михалков, и это странный, но очень красивый дуэт, в котором есть и балабановская нежность, и не менее балабановская ирония. Но ещё более странный дуэт – это Литвинова и Александр Яценко, который создаёт в итоге один из самых эксцентричных любовных треугольников в нашем кино.
8.1
Нигина Сайфуллаева ворвалась в отечественное кино с этой лентой, эротичной, современной, умной, и стала одним из пионеров той волны, которую Антон Долин впоследствии назвал «новые нормальные». Здесь одну из своих самых откровенных и ярких ролей сыграла будущая звезда Александра Бортич, а ещё это фильм, в котором каждый кадр переполнен летней жарой, морской солью и молодостью в её самых предельных проявлениях.
7.9
Лучший фильм Мишеля Гондри, лучший сценарий Чарли Кауфмана, лучшая драматическая роль Джима Керри – в этом фильме много всего «лучшего», но он попросту ещё и один из лучших фильмов о любви. Два человека пытаются убежать друг от друга, буквально стирая друг друга из памяти, но судьба (или любовь) каждый раз сводит их вместе. Так что в итоге остаётся лишь одно желание – вернуть себя свою память и синхронизировать её с величайшим чувством на Земле и за её пределами.
7.9
Дебютный самостоятельный фильм Бориса Хлебникова называли комиксом, но не в том смысле, в каком говорят о блокбастерах про супергероев в резиновых костюмах. Речь скорее о выразительности повествования, где почти статичные кадры с немногословными фрустрирующими персонажами рассказывают некую очень важную историю о молодости, экзистенциальном выборе и способах ставить заплаты на асфальт.
Это ещё относительно ранний Чаплин-режиссёр, и не так много людей называют «Парижанку» среди любимых фильмов. Но критики за много десятилетий написали так много о новаторстве картины и гении Чаплина, что повторять за ними как-то неудобно. Для широкого зрителя главным недостатком картины является отсутствие среди героев собственно Чарли, Бродяги, которого все так любят. Зато здесь играет великолепный Адольф Менжу, между прочим, не только с честью перешедший впоследствии в звуковое кино, но даже успевший сняться у Капры, Казана и Кубрика.
Удивительный, красочный, эротичный фильм о любви «красной» снайперши и белогвардейского офицера, который находится у неё в плену. Американские критики вдоволь проанализировали бы многочисленные фрейдистские образы этой картины, но нам важнее то, какое камерное пространство здесь создано для развития любовного чувства. Не зря ведь Олег Стриженов после этой картины превратился в секс-символа.
7.8
Ким Ки-дук, тот самый, у которого персонажи глотали рыболовные крючки, подглядывали за изнасилованиями в публичных домах и сходили с ума на границе между Кореями, сделал в какой-то момент настолько красивый и нежный фильм, что даже самые ранимые и нервные натуры ринулись его смотреть и пересматривать. В нулевые годы невозможно было слыть современным человеком и не посмотреть эту картину. Да и сейчас это не очень удобно.
6.6
Прогулка
2003
/ Драма, Мелодрама
/ Россия
Гимн городу Петербургу и театру Петра Фоменко, чьи актёры здесь исполняют не только главные, но и эпизодические роли (это для ценителей, которые успеют заметить их камео в кадре). Двое юношей и одна девушка идут по городу, кокетничая, ссорясь и заплетая друг против друга интриги. Фильм сразу стал очень модным, хотя вряд ли кто-то мог предположить, что Евгений Цыганов вскоре превратится в секс-символа российского кино.
7.7
Двое крепких парней, настоящие ковбои, вдруг сталкиваются с запретным желанием, которое может не только серьёзно изменить их жизнь, но и стать причиной её бесславного конца. Опасно влюбиться в мужчину в Вайоминге, это вам не Калифорния, хотя и там могло бы не поздоровиться. Энг Ли не зря получил за этот фильм «Золотого льва» и режиссёрский «Оскар», он настолько целомудренно и тонко решил свою задачу, что нетерпимости в обществе стало чуть меньше.
5.0
Брутальный Такеши Китано для российского зрителя давно свой в доску, его криминальные триллеры до боли напоминали российские реалии 90-х, только, в отличие от них, были элегантными и рыцарскими, и красные пиджаки якудза не носили. Но «Куклы» - это совсем другое. Обвязанные друг с другом юноша и девушка, бредущие по снегу, влюблённый, выколовший глаза, потому что больше не сможет увидеть свою желанную, - всё это очень красиво и поэтично.
Несмотря на то, что самые известные фильмы Дэвида Гриффита – это «Рождение нации» и «Нетерпимость», принято считать, что всё-таки «Сломанные побеги» самое совершенное его произведение. Кроме того, здесь наиболее ярко раскрылся талант музы Гриффита Лиллиан Гиш – в свои тридцать она играет 15-летнюю девушку, что вообще было в традициях той эпохи.
7.3
Жгучая испанская мелодрама о первой любви, классическая история о принцессе и хулигане. В России она стала хитом, а актёр-галисиец Марио Касас мгновенно превратился в секс-символа. Главные герои этой истории, красавица и скромница Баби и байкер-бунтарь по имени Аче, не боятся рисковать, торопятся жить, и отдаются своему чувству так, как это возможно только в Испании. На волне успеха ленты вышло продолжение «Три метра над уровнем неба: Я тебя хочу», но в нём не было той свежести, яркости и новизны, за которые зрители полюбили первый фильм.
4.7
Самый мелодраматичный фильм Алексея Германа, он выводит в невероятно трогательных образах Юрия Никулина и Людмилу Гурченко. Две души, случайно встретившиеся в стране, которую война превратила в хаос. В своём «шалашике» они обретают кратковременное счастье, и знаменитый кадр, в котором мы через окно видим смеющихся и болтающих о чём-то героев, стоит десятка военных драм, снятых другими режиссёрами.
7.0
Сон о немыслимой стокгольмской жаре, о безрадостных буднях турецких эмигрантов, о случайно встреченной и так же случайно утраченной любви. Здесь всё происходит не вовремя и не так, как надо, по какой-то высшей воле, смысл которой всегда остается за кадром. Нина Перссон, солистка группы The Cardigans - загадочная Юли, режиссёр Амир Чамдин – в роли простодушного, меланхоличного Хуана. В странном и душном чёрно-белом сне намеренно растянутые «привычные» моменты озаряются яркими красочными вспышками чего-то настоящего, того, что могло бы быть, точно происходит сейчас, но при этом никогда не будет.
6.1
Павел Руминов последовательно пробует себя в разных жанрах, и ещё ни разу не сделал неинтересного фильма. После «серьёзной» мелодрамы «Я буду рядом» он сделал мелодраму шуточную, даже притворяющуюся поначалу романтической комедией. Своим успехом фильм во многом обязан сыгранности Данилы Козловского и Елизаветы Боярской, которые много лет вместе работают в театре, и им поэтому легко было изобразить на экране дружбу. А любовь им играть практически не пришлось, потому что фильм начинается с того, что она закончилась.
Ларс фон Триер обычно слишком ироничен, чтобы снимать мелодрамы. Но есть случаи, когда он мелодраматизм умело имитирует, и лучшим примером такой имитации является «Рассекая волны». Мелодраматизм здесь достигается прежде всего за счёт образа главной героини, который критики вместе с фон Триером условились называть «Золотым сердцем». Поверив, что для спасения мужа из комы, нужно совершать подвиги определённого рода, молодая женщина, вопреки позиции своей общины, начинает вести очень необычную жизнь.
5.8
Танцующая в темноте
Dancer in the Dark
2000
/ Мюзикл, Драма, Криминал
/ Италия, США, Аргентина, Нидерланды, Исландия, Дания, Испания, Швеция, Германия, Финляндия, Великобритания, Франция, Норвегия
Пародия на мюзиклы – и вместе с тем издевательски мелодраматичный сюжет, с героиней, чей образ доведён до крайности. Мало того, что ей нужно ослепнуть, так ещё её сына тоже ждёт слепота. Они с сыном до крайности бедны, она поёт красивые и грустные песни, а в конце фильма её повесят по несправедливому приговору. Фон Триер в Каннах получил за фильм «Золотую пальмовую ветвь», Бьорк – приз за лучшую женскую роль.
7.5
Грустная история о девушке, которая сначала могла испытывать только физическую любовь, а любовь истинная всё никак не приходила. А когда пришла истинная, оказалось, что начинаются проблемы, и все разбитые равнодушной девушкой сердца готовы ей отомстить. Фон Триер изо всех сил старался снять порнографический фильм, но у него не получилось. Потому что это мелодрама, и всех здесь очень, очень жалко.
7.0
Фильм Веры Сторожевой представляет собой вольный ремейк советского хита «Ещё раз про любовь», который, в свою очередь, трактовал пьесу «104 страницы про любовь» Эдварда Радзинского. Новая картина окончательно закрепила статус Ренаты Литвиновой как кинодивы, и хотя Сторожева с этого момента пошла совсем в другую сторону, эта картина остаётся самой популярной в её карьере.
7.6
Обладатель «Оскара» как лучший фильм 2017-го года и «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля, «Форма воды» Гильермо дель Торо стал суперсобытием – и при этом одним из самых спорных фильмов года. Кто-то кричал, что этой картине нельзя было давать «Оскар», а кто-то плакал над историей любви немой уборщицы и человека-амфибии и пересматривал фильм по нескольку раз, поражаясь волшебному ретро-миру, созданному на экране.
Тихая, лиричная история о девушке, которая открывает для себя взрослый мир, в котором много грустного, но много и прекрасного, такого, ради чего стоит жить. В этом взрослом мире живёт её отец и только что умерла мать. И вход в этот взрослый мир невозможен без потери девственности, причём не только физической. Лив Тайлер с этого момента стала секс-символом, хотя нельзя сказать, чтобы она использовала этот шанс в полной мере. Впрочем, Питер Джексон сделала её героиней «Властелина колец», а это уже немало.
7.5
Видимо, мужчины и женщины всегда говорят друг другу одно и то же, где бы они ни жили, какого бы возраста ни были. Они всегда одни и те же. Это доказывается на примере одной отдельно взятой сцены, которую Кира Муратова, имитируя кинопробы, сделала основой своего последнего фильма. Впрочем, рамочная конструкция – это её жестокий ход по отношению к зрителю, который был бы гораздо счастливее, если бы просто посмотрел, как лучшие актёры своего времени читают одинаковый текст.
Единственная режиссёрская работа одного из самых известных и авторитетных шестидесятников Геннадия Шпаликова. Фильм был плохо принят при жизни Шпаликова и долгое время находился в относительном забвении, пока постепенно киносообщество не приняло эту слишком тонкую работу и не постаралось её осмыслить. Название фильма наполнено грустной иронией, потому что счастья героям хватило только на один день. Зато их встреча надолго останется в зрительской памяти.
7.9
Лёгкая и элегантная романтическая комедия заставляет встретиться современную женщину, привыкшую быть сильной и уставшей, в постоянном стрессе, и герцога из XIX столетия, аристократа и джентльмена, который в наше время выглядит несколько странно. Это куда романтичнее, чем «Иван Васильевич меняет профессию», хотя Юрий Яковлев куда красивее и интереснее Хью Джекмана.
Странный роман в странное время, взрыв страсти между взрывами политики – самый поэтичный фильм Антониони наполнен эротическими образами самого высокого образца, а знаменитая сцена с многочисленными любовниками в пустыне стала хрестоматийной. Но в этом фильме герои не только целуются, они горячо спорят, обсуждая целый спектр тем, всколыхнувших волнения конца 60-х. Но красота и любовь выше политики. Впрочем, и смерть тоже.
8.4
Можно было бы считать фильм плутовской комедией, если бы Кира Муратова жёстко не обозначила свои симпатии. Авантюрист здесь фигура явно не столько омерзительная, сколько жалкая, в то время как его жертвы – личности иногда даже величественные. Хотя Муратова всё равно награждает всех персонажей такой степенью наивности, при которой никого по-настоящему обвинить уже не получится.
7.6
9 песен
9 Songs
2004
/ Музыкальный фильм, Драма, Мелодрама
/ Великобритания
Говорят, Майкл Уинтерботтом выпустил фильм как раз в тот момент, когда должен был на деньги FIFA и Adidas снимать огромный проект про футбол. Но скандал был грандиозный. Потому что «9 песен» - это не просто фильм о коротком романе и сопровождающей его музыке. Просто здесь всё слишком похоже на жизнь, поэтому интимные отношения персонажей показаны во всех подробностях. Большого проекта Уинтерботтом лишился – и так больше и не получил ничего крупнобюджетного, потому что в историю он уже вошёл. Этой картиной и революционным «Таймкодом», который, впрочем, сегодня уже порядком подзабыт.
Ранний фильм Андрея Кончаловского до сих пор остаётся его визитной карточкой. Слишком непривычно для советского кино было такое радикальное объединение профессиональных актёров с обычными людьми на экране. Жизнь ворвалась в кино – и зрители были сражены, фильм о хромоножке Асе в кинотеатрах посмотрели два миллиона зрителей. По советским меркам это провал, а в России столько собирает не каждый американский блокбастер.
Один из самых удивительных и трогательных фильмов в истории кино. Он – маменькин сынок, уже немолодой холостяк, мечтающий когда-нибудь встретить хоть кого-то. Она – серая мышка, которой мало что светит в ближайшем будущем. То, что они нашли друг друга, - большое чудо. И ещё большее заключается в том, что у них не просто роман от безысходности, а настоящая любовь, которой можно только позавидовать. Главные призы Канн и «Оскара» и почётное место в сердцах зрителей были наградой фильму.
Пролог фильма обещает что-то вроде «Жени, Женечки и «Катюши», но вместо военной комедии Тодоровский отправляет нас в неуютное послевоенное время, где женатый мужчина встречает бывшую фронтовую подругу в самой неромантичной обстановке. То, что происходит между ними, не поддаётся описанию, и до самого конца веришь в то, что как-нибудь им удастся вырулить из того тупика, куда их всех завела жизнь.
Будем честны: похождения Скарлетт невероятно мелодраматичны, особенно её отношения с Рэттом Батлером. Да и весь фон Гражданской войны в США подан именно как мелодрама голливудского размаха. Поля, усеянные ранеными, и разрывающееся от страданий сердце Скарлетт, рифмуются друг с другом, но и раненые здесь выздоравливают, и Скарлетт довольно быстро собирается с силами для очередного предприятия.
4.6
Оксана Бычкова, один из самых интересных российских режиссёров, пошла на очевидный риск: в фильме легко угадывается советский хит «С любимыми не расставайтесь», сюжет которого, конечно, был изменён. Но сила Бычковой как раз в деталях, она настолько интенсивно насыщает ими повествование, что ты полностью погружаешься в эту ультрасовременную реальность, где как будто твои друзья рассказывают о том, что происходит в их жизни.
Не сразу удаётся поверить, что классический фильм с Патриком Суэйзи и Деми Мур снял Джерри Цукер, создатель самых хулиганских комедий 80-х годов, совсем не похожий на романтика. Но именно ему принадлежат невероятно чувственные сцены, в которых молодая женщина общается с призраком погибшего возлюбленного. Такие трогательные моменты не забываются, и хотя фильм потом не раз пародировали, он всё равно остался любим и популярен.
Грустная и очень красивая история о детях, которые были друг другу самыми близкими людьми, чтобы потом вырасти и расстаться друг с другом. Он работает лётчиком, она живёт на земле. Вопрос в том, преодолеет ли их связь тысячи километров между ними и ту пустоту, которая возникла в юноше после смерти матери. Хулио Медем сверхъественно лиричен в этом произведении.
Жизнь заканчивается, но один долг всё же надо вернуть. Придётся помириться с братом. Для этого надо отправиться к нему за сотни километров на газонокосилке и лично заключить мир. Трудно поверить, что этот фильм снял Дэвид Линч, генератор ночных кошмаров и мастер абсурдистского саспенса. И самое невероятное в том, что эта история произошла когда-то на самом деле, хотя её герой умер задолго до её экранного воплощения.
7.1
Она работает переводчиком, на неё никто давно не обращает внимания. Он – эксцентричный актёр с Туманного Альбиона, часто общающийся с окружающими посредством куклы. Он поможет ей начать жить, она станет просто маленькой встречей на его большом пути. Лучшая роль фоменковской актрисы Мадлен Джабраиловой, которая преступно мало играет в кино, равно как Оксана Бычкова преступно редко его снимает.
7.6
Суперхит нулевых, фильм, который ухитрились посмотреть даже те, кто кино вообще никогда не смотрит, хотя синефилы ворчали, что название похоже на «Настоящая любовь» Тони Скотта, и от этого одни недоразумения. В этом фильме собран великолепный ансамбль лучших английских актёров своего времени, и каждый играет на износ. Как будто они чувствовали, что фильм все будут смотреть и много лет спустя.
Суперзвезда и её телохранитель. Экстраверт и интроверт, чёрная и белый, молодая и уже поседевший, они во всём разные. Значит, без любви тут не обойтись. Самые известные роли Уитни Хьюстон и Кевина Костнера, а заодно один из лучших саундтреков 90-х. Каждый образ из фильма растиражирован и спародирован, что не мешает ему оставаться в народной памяти.
Знаковая эротическая мелодрама, над которой до сих пор смеются. Значит, помнят. Микки Рурк и Ким Бэйсингер не раз признавались, что играть любовь им было не очень приятно, но когда смотришь на экран, почему-то забываешь об этом. Это история о страсти, эгоизме, одиночестве и холодных улицах, которые словно сами бросают людей в объятия друг к другу.
Кубриковская «Лолита» была драмой и триллером. «Лолита» Эдриана Лайна в большей степени мелодрама, и градус напряжения здесь значительно снижен. Джереми Айронс совсем не похож на извращенца, он просто страдающий пожилой мужчина, который влюбился в нимфетку и поплатился за это по полной программе. На фестивалях и премиях фильм особенно замечен не был, но зрители его любят больше, чем кубриковский.
7.1
Роман Бориса Виана невозможно экранизировать. В этом были уверены все, до тех самых пор пока гениальный Мишель Гондри не сделал постановку, которая не менее талантлива, изобретательна и остроумна, чем роман. Теперь тема закрыта, и вряд ли кто-то рискнёт повторить попытку ближайшие лет 50.
В России таких фильмов до сих пор нет, поэтому рассказ о конфликте двух священников, которые диаметрально противоположно смотрят и на свой приход, и на весь мир вообще, остаётся актуальным и оригинальным в наших глазах. В Америке же эта прекрасная картина давно стала классикой, и этот тот редкий случай, когда все семь «Оскаров» фильму вручены заслуженно.
Публика привыкла, что Дастин Хоффман чаще всего выбирает эксцентричные образы и незаурядные истории. Тем любопытнее посмотреть на него в молодости, играющего человека в самой понятной ситуации: вот он встретил девушку, вот между ними что-то случилось, а теперь можно и познакомиться. И понять, любовь это или нет, и надо ли им быть вместе. Несравненная Миа Фэрроу помогла Хоффману создать на экране магию простых человеческих отношений, и этот фильм действительно нельзя забыть.
6.9
Последний поэт американского кинематографа Терренс Малик уже давно запутался в своих поисках образности и занялся самоцитированием. «К чуду» был принят публикой спептически и прошёл в мире относительно незаметно, но скажите, где ещё настолько интересно передано экранными средствами ускользающее любовное чувство и недосягаемость объекта желания вкупе с его доступностью?
Ангел, который отказался от бессмертия из любви к земной женщине, - прекрасный образ, лучший из созданных Вимом Вендерсом. Места, которые он показал в фильме, давно стали целью паломничества многих синефилов со всего мира, а сам фильм пробрёл для многих гораздо большее значение, чем мы обычно позволяем иметь кинокартинам.
Некоторые говорят, что пьеса Володина в театре была куда более впечатляющей, чем на экране у Никиты Михалкова. Но таких людей остаётся всё меньше, и в результате именно это прочтение стало иконическим, да и, кроме того, это ведь и один из лучших фильмов Михалкова вообще, очень простой, аскетичный, сосредоточенный на актёрах и мелких деталях, интимный и запоминающийся навсегда.
Яркое проявление чешской новой волны, шедевр Иржи Менцеля о любви в обществе, которое эту любовь давно в себе уничтожило. Фильм двадцать лет пролежал на полке, потому что в его пафосе было слишком много свободы и счастья, которые во времена железного занавеса не слишком поощрялись.
6.9
Учитель географии, алкоголик и неудачник, повёл свой класс в поход и влюбился в школьную красавицу так, что чуть не наделал глупостей. Фильм значительно отличается от романа крупнейшего российского писателя Алексея Иванова, но сохраняет в нём ту трагическую нежность, которая возникает у побитого жизнью интеллигента к своим недругам и даже друзьям.
Грандиозный проект гениального Леоса Каракса, после которого много лет продюсеры обходили его стороной. Прекрасная история любви клошара и девушки, теряющей зрение. Здесь всё на надрыве, герои предпочитают молчать, но их тело обнаруживает все их эмоции, и они бьются в жизнеутверждающей истерике, чтобы вывести нас на волшебный финал, увидев который Жан Виго бы прослезился.
Раз уж вспомнили Виго, надо сказать и о его шедевре. Он ведь тоже очень драматичен. Молодожёны на барже, которые не понимают друг друга и хотят разного, так что молодая жена сбегает и попадает в беду. Мы уже встречались с этим сюжетом в данной подборке, и не раз. То, что Виго сделал это лучше всех остальных, - другой вопрос. Хорошего кино должно быть много.
Одна из лучших ролей Одри Хепберн, хотя широкий зритель этот фильм знает плохо. Между тем, это очень важная для многих история. Она о том, что такое знакомство, что такое брак, что такое путь – во всех смыслах этого слова. Мы застаём героев в момент предельной отчуждённости, и нам нужно вместе с ними совершить путешествие друг с другом и друг к другу. Потому что другого выхода у них просто не осталось. Может быть, у нас тоже.
7.9
Иранский режиссёр-диссидент Мохсен Махмальбаф на экране всегда больше поэт, чем политик. «Секс и философия» состоит из впечатлений, воспоминаний и переживаний лирического героя, восхищённого женской красотой и поражённого женской неуловимостью. Он, одинокий и немолодой хореограф, просит его бывших возлюбленных станцевать для него танец, каждый из которых будет символом их прошлых отношений.
Великолепные Ирен Жакоб и Жан-Луи Трентиньян в последнем фильме великого Кесьлёвского. Третий цвет французского флага самый яркий, как и эта часть трилогии. Нервы зрителя начинают трещать по швам от такой концентрации любви и одиночества в кадре, но фильм не даёт расслабиться и держит нас до самого финала, от символичности которого хочется убежать из зала, но сил на это уже не остаётся.