Главный фильм о подростках, который когда-либо был снят. Франсуа Трюффо угадал что-то очень важное, касающееся этого особого чувства неприкаянности, когда мир вдруг стал враждебным, и как бы ты ни пытался уцелеть, тебя всё равно перемелет. Путь Антуана Дуанеля из родительского дома в приют, а потом за его пределы показан настолько проникновенно, что с тех пор все фильмы о подростках сравниваются с дебютным полным метром Трюффо.
Зато XXI век дал нам самый трудновообразимый фильм о подростках. Ричард Линклейтер снимал его много лет, чтобы актёры взрослели вместе со своими персонажами, хотя в кино так обычно не делается. В итоге впечатление от этой трёхчасовой картины невозможно сравнить ни с чем, мы действительно ощущаем, что проживаем значительный отрезок жизни с детьми в распавшейся семье. И живём мы с ними до тех пор, пока они не достигнут важного жизненного рубежа - юношеской поры.
7.3
Подросткам очень сложно справляться с обрушившимся на них валом трудностей. Поэтому их так привлекает эстетика супергероев. А создатели супергеройских историй, чтобы как-то соответствовать запросам аудитории, стали переписывать свои сюжеты, что супергероями в них были не взрослые 30-летние дяди, а школьники. Спайдермен в этом смысле - хороший пример для демонстрации тренда. Ждём на экране гениального школьника Тони Старка и двоечника Капитана Америку.
6.5
Впрочем, кто сказал, что супергерои должны быть только мутантами или полуроботами? Герои этого фильма, школьники, стали супергероями лишь потому, что сами этого захотели. А дальше всё просто: надел нелепый яркий костюм и - вперёд, спасать мир от суперзлодеев.
7.1
Не обязательно быть супергероем, можно, пока ты ещё только учишься в средних классах, стать для начала супершпионом. И всё равно спасти мир от проделок взрослых плохишей. Одна из главных задач коммерческого кино - создать у человека уверенность в своих силах, а этого подросткам как раз очень не хватает.
6.7
А вот это уже подвиг, который приходится совершать каждому первому подростку, потому что мальчики обнаруживают, что у предметов их любви до них кто-то уже был. Супербывшие... Скотту нужно победить их всех, чтобы полностью освободить от воспоминаний голову девушки с красными волосами.
6.7
На крайний случай можно стать супервоином, который поведёт человечество в решающий бой против инопланетной угрозы. Создатели фильма сделали героя более взрослым, чем в книге, потому что актёру-подростку проще было справиться с таким заданием, но фильм всё равно получился слишком глубоким и мрачным, чтобы стать хитом. Франшиза не состоялась.
Наш Плюмбум - тот же супергерой, потому что, как мы помним, он не чувствует боли. Это помогает ему справляться с преступниками и вообще выходить победителем из всех схваток со взрослыми. Но, как помним, всё заканчивается падающей с крыши девочкой, потому что бесчувственность - ещё не панацея.
Правда состоит в том, что в подростковом возрасте бывает не так уж много подвигов, потому что это большей частью просто война за выживание. Такая, в которой ребята часто теряет человеческий облик и оказываются способны на самые жестокие преступления, и далеко не все из них находят в себе силы противостоять этому соблазну. Без этой экранизации Голдинга не было ни «Если...», ни «Кеса», ни многих других знаменитых британских картин о невозможности подросткового существования.
5.9
Японцы придумал на основе «Повелителя мух» ещё более безумную историю. О том как взрослые свозят подростков на необитаемый остров и заставляют убивать друг друга, потому что это единственный способ как-то справиться с подростковой неуправляемостью. Вооружённые до зубов мальчишки и девчонки с удовольствием купаются в крови, а когда вышли «Голодные игры», они казались бледным и неярким подобием японской притчи.
У нас в СССР тоже была своя «Королевская битва». Элем Климов снял по сценарию Семёна Лунгина притчу о пороках советского общества, воплощённых в обитателях пионерлагеря, и эту жёсткую социальную сатиру только каким-то чудом пропустили на экраны. Даже сегодня от неё становится не по себе.
Американцы считают, что не обязательно вооружать и ссылать подростков ради их укрощения. Достаточно просто поставить преподавателем военного офицера-садиста, который начнёт привычными казарменными методами выбивать из маленьких головок всю дурь. Пока сам не превратится в нормального человека.
5.9
Французы такие методы воспитания не приемлют. Но фильм не просто так получил главный приз в Каннах: учителю приходится разбираться в проблемах своего многонационального класса, учитывая особенности культурного слоя, к которому принадлежит каждый конкретный ученик. Это путь проб и ошибок, где правильного ответа вовсе не существует. «Доживём до понедельника» после этого кажется наивным и лишённым конфликта фильмом.
Казахский фильм о буллинге в средней школе не просто так стал международным хитом: он говорит о явлении, которое существует в любом детском микросообществе, просто здесь это показано наиболее аскетично и точно, чтобы уже не было никаких разночтений. В России, правда, фильм выпускать не стали, посчитав, что у нас и своих картин на эту тему достаточно.
6.9
Действительно, вот уж где буллинг: учащиеся класса коррекции устраивают травлю девочке, которая во всех отношениях лучше них, но, во-первых, она не может ходить, а во-вторых, она искренне хочет быть человеком, в то время как одноклассники давно ожесточились и утратили желание быть частью цивилизации. Андерсоновский финал фильма не всех убедил, но многих тронул.
7.1
Германика сделала самый честный фильм о школе за всю историю отечественного кино. Фильм образует своеобразную дилогию с картиной «Девочки», и это те самые школьники и та самая школа, которую миллионы россиян стараются изо всех сил забыть и вспоминают только в ночных кошмарах. Германика воскресила эти воспоминания на экране, и вдруг все поняли: ничто никуда не делось.
7.4
А здесь буллинг наоборот. Старшеклассник терроризирует школу, используя для этого проверенные цитаты из Библии, жонглируя ими как угодно и заставляя менее уверенных в себе людей подчиняться этому якобы древнему авторитету. Кирилл Серебренников создал подлинный манифест, предупреждающий об опасности фанатизма в обществе, но, кажется, не был услышан.
6.6
Современный Плюмбумуже не так нечувствителен к своей боли, но по-прежнему плохо понимает чужую. Семён Трескунов сыграл мальчика, которому его взятые с потолка принципы мешают постигать жизнь и который в результате причиняет зло даже тем, кому менее всего хотел бы навредить. Авторам фильма пришлось немало потрудиться для того, чтобы суметь закончить эту картину на позитивной ноте.
Ларри Кларк этого делать как раз не стал. Его подростки занимаются, в основном, тем, что лишают друг друга невинности. Они циничные, озлобленные и одинокие дети, которым секс вовсе не помогает справиться с их проблемами. И наказание за свои проступки они получают вполне в духе американского моралистического кинематографа.
Но теперь пора поговорить о любви, которая для подростков очень важна. Многие ведь забывают, что самый известный шекспировский сюжет говорит о подростках, Джульетте ведь было всего 13 лет, когда она стала женой Ромео. Франко Дзеффирелли точно заметил, что со взрослыми актёрами эта история многое теряет, и постарался подобрать артистов, которые хотя бы приближались по возрасту к юным шекспировским героям. И сделал лучший фильм о Ромео и Джульетте в истории кино.
6.8
Уэс Андерсон последовал его примеру. У него действительно подростки влюбились друг в друга, причём подростки современные, их любовь трогательна и чиста, как у Дафниса и Хлои. Но жестокий мир, разумеется, делает всё, чтобы помешать их безоблачному детскому счастью.
Похожая история у Роя Андерссона, который в тот момент ещё не был великим шведским режиссёром, но уже понимал, как надо снимать любовь в нежном возрасте, чтобы передать её чистоту и эротизм как диалектическое единство. Многие до сих пор считают этот фильм лучшим в его творчестве.
6.7
Андрей Зайцев ориентировался как раз на Роя Андерссона, когда снимал свою историю любви в спальном районе. Мальчик добивается внимания девочки, используя социальные сети и селфи на мобильном телефоне, но в глубине их отношение всё те же архаические правила. Потому история этой любви так глубока и трогательна.
7.7
Любовь этих школьников загадочна. Они учатся в разных школах, живут в разных городах (и даже в разном времени), но почему-то иногда они как будто переселяются в тела друг друга и живут чужой жизнью целый день, чтобы потом вспоминать об этом, как о чудном сне. Аниме полно прекрасных историй о подростках, и это тема для отдельного разговора, но пусть здесь останется именно этот фильм, необычайно красивый и мудрый.
Бернардо Бертолуччи убрал из истории любви всё лишнее. Оставил подвал и двух подростков, которые по каким-то причинам там оказались. Больше ничего не надо, сердца сами найдут друг друга в темноте. В качестве помощи будет только музыка гениального Дэвида Боуи, хотя слова будут всё равно другими, итальянскими. И о другом.
7.7
В сказке о Гарри Поттере есть всё, о чём выше шла речь. Тут и любовь, и буллинг, и школа: ведь Хогвартс - самая известная школа на свете. И Гарри Поттер с друзьями проходит через все искушения юности, и антураж в виде волшебства и всевозможных волдемортов - это лишь возможность показать взросление более красочно.